Источник

Покаяние

Покаяние

а) заповедано Богом: Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться (Деян.17:30). Иисус начал проповедовать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось царство небесное (Мф.4:17). Вспомни, откуда ты ниспал, и покайся и твори прежние дела (Откр.2:5);

б) необходимо для спасения: Господь долго терпит нас, не желая, чтоб кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию (2Петр.3:9).

Господь пришел призвать грешников к покаянию: Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию (Мф.9:13; Мк.2:17).

Как и когда Иисус Христос установил таинство покаяния? Я говорю тебе: ты Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее. И дам тебе ключи царствия небесного, и что свяжешь на земле, будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах (Мф.16:18–19). [То же сказано и прочим апостолам] (Мф.18:18). Сказав сие, дунул и говорит им: примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся, на ком оставите, на том останутся (Ин.20:22–23).

Примечание. Итак, пока Господь был на земле с людьми, Он Сам прощал кающихся грешников (Мф.9:2; Лк.7:47). Но, пред вознесением Своим на небо, эту власть – прощать грехи кающемуся – оставил на земле апостолам и преемникам их.

Апостолы действительно пользовались этою властью и разрешали от грехов: А кого вы в чем прощаете, того и я, ибо и я, если в чем простил кого, простил для вас от лица Христова (2Кор.2:10). [Это сказано о кровосмеснике.]

Его [Иисуса Христа] возвысил Бог десницею Своею в Начальника и Спасителя, дабы дать Израилю покаяние и прощение грехов… Итак, да будет известно вам, мужи братья, что ради Его возвещается вам прощение грехов именем Его (Деян.5:31; Деян.13:39; Деян.10:43).

Примечание. Отсюда ясно, что как апостолы, так и преемники их разрешают грехи кающихся не от себя и не своею силою, но от лица Христова и именем Его.

Христиане первенствующей церкви ходили к апостолам на исповедь: Многие же из уверовавших приходили, исповедуя и открывая дела свои (Деян.19:18).

Покаяние необходимо для отпущения грехов: Покайтеся и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши (Деян.3:19).

Покаяние должно быть сопровождаемо

а) смирением: Если Я пошлю наказание на народ Мой, и смирится народ Мой, и будут молиться и взыщут лица Моего, и обратятся от худых путей своих, то Я услышу с неба и прощу грехи их и исцелю землю их (2Пар.7:13–14);

б) искреннею печалью: Беззаконие мое я сознаю, сокрушаюсь о грехе моем (Пс.37:19). Голос слышен на высотах, жалобный плач сынов Израиля о том, что они извратили путь свой, забыли Господа Бога своего (Иер.3:21). Обратились ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании (Иоиль.2:12). Радуюсь, что вы опечалились к покаянию (2Кор.7:9);

в) стыдом: Боже мой! Стыжусь и боюсь поднять лице мое к Тебе, Боже мой, потому что беззакония наши стали выше головы, и вина наша возросла до небес (1Езд.9:6). Мы лежим в стыде своем, и срам наш покрывает нас, потому что мы грешили пред Господом Богом нашим (Иер.3:25);

г) исповеданием греха: Я открыл Тебе грех мой и не скрыл беззакония моего; я сказал: «исповедаю Господу преступления мои», и Ты снял с меня вину греха моего (Пс.31:5);

д) обращением: Испытаем и исследуем пути свои, и обратимся ко Господу (Плач.3:40);

е) оставлением греха: обратитесь каждый от злого пути своего и исправьте пути ваши и поступки ваши (Иер.18:11). Покайтесь и обратитесь от всех преступлений ваших, чтобы нечестие не было вам преткновением. Отвергните от себя все грехи ваши, которыми согрешали вы, и сотворите себе новое сердце и новый дух (Иер.18:30–31);

ж) молитвою: Возьмите с собою молитвенные слова и обратитесь к Господу; говорите Ему: «отними всякое беззаконие и прими во благо, и мы принесем жертву уст наших» (Ос.14:3). Покайся и молись Богу (Деян.8:22);

з) верою: Покайтесь и веруйте во евангелие (Мк.1:15);

и) ненавистью ко греху: Вспомните о злых путях ваших и недобрых делах ваших и почувствуете отвращение к самим себе за беззакония ваши и за мерзости ваши (Иез.36:31);

к) делами, достойными покаяния: Сотворите достойные плоды покаяния (Лк.3:8). Я [Павел] проповедовал, чтоб покаялись и обратились к Богу, делая дела, достойные покаяния (Деян.26:20).

Увещания к покаянию: Так говорит Господь: вот, Я готовлю вам зло и замышляю против вас; итак, обратитесь каждый от злого пути своего и исправьте пути ваши и поступки ваши (Иер.18:11). Обратитесь ко Мне, говорит Господь Саваоф, и Я обращусь к вам (Зах.1:3). Покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши, да идут времена отрады от лица Господа (Деян.3:19–20).

Грешники должны бы быть приведены к покаянию

а) долготерпением Божиим: Или пренебрегаешь богатство благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию (Рим.2:4);

б) наказаниями Божиими: Не от уст ли Всевышнего происходит бедствие и благополучие? Зачем сетует человек живущий? Всякий сетуй на грехи свои. Испытаем и исследуем пути свои, и обратимся ко Господу (Плач.3:38–40). Когда Я приведу в сокрушение блудное сердце, отпадшее от Меня, они к самим себе почувствуют отвращение за то зло, какое они делали во всех мерзостях своих; и узнают, что Я –Господь; не напрасно говорил Я, что наведу на них бедствие (Иез.6:9–10). Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю. Итак, будь ревностен и покайся (Откр.3:19). Бывает радость у ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся. На небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии (Лк.15:10,7).

Бог хочет, чтобы все пришли к покаянию: Разве Я хочу смерти беззаконника? говорит Господь Бог. Не того ли, чтоб он обратился от путей своих и был жив? (Иез.18:23). Живу Я, говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был. Обратитесь от злых путей ваших; для чего умирать вам? (Иез.33:11). Вот, теперь время благоприятное для покаяния; вот, теперь день спасения (2Кор.6:2).

Опасно не радеть о покаянии: Если не послушаетесь Меня, то Я всемеро увеличу наказание за грехи ваши; если и после сего не исправитесь и пойдете против Меня, то и Я [в ярости] пойду против вас и поражу вас всемеро за грехи ваши (Лев.26:18,23–24). Горе тебе, Хоразин! Горе тебе, Вифсаида! Ибо если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они во вретище и пепле покаялись; во говорю вам: Тиру и Сидону отраднее будет в день суда, нежели вам (Мф.11:21–22).

За отказом от покаяния скоро следует наказание: Человек, который, будучи обличаем, ожесточает выю свою, внезапно сокрушится, и не будет ему исцеления (Притч.29:1). Скоро приду к тебе и сдвину светильник твой с места его, если не покаешься (Откр.2:5).

Отпадших нельзя более привесть к покаянию: Невозможно однажды просвещенных и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святого, и отпадших, опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему (Евр.6:4–6).

Злые

а) удаляются всячески покаяния: Седекия сделал упругою шею свою и ожесточил сердце свое до того, что не обратился ко Господу Богу Израилеву. Да и все начальствующие над священниками и над народом (2Пар.36:13–14);

б) не приводятся к покаянию ни наказаниями, ни даже чудесами: Народ не обращается к бьющему его, и к Господу Саваофу не прибегает (Ис.9:13). Ты поражаешь их, а они не чувствуют боли; Ты истребляешь их, а они не хотят принять вразумления; лица свои сделали они крепче камня – не хотят обратиться (Иер.5:3). Если бы Я не сотворил между ними дел, каких никто другой не делал, то не имели бы греха; а теперь и видели, и возненавидели и Меня и Отца Моего (Ин.15:24);

в) не пользуются временем, данным для покаяния: Жене, вводящей в заблуждение рабов Моих, Я дал время покаяться в любодеянии ее, но она не покаялась. Вот, Я повергаю ее на одр и любодеющих с нею в великую скорбь, если не покаются в делах своих. И детей ее поражу смертью, и уразумеют все церкви, что Я есмь испытующий сердца и внутренности; и воздам каждому из вас по делам вашим (Откр.2:21–23).

Обетования кающемуся: Кто сознается в своих преступлениях и оставляет их, тот будет помилован (Притч.28:13). Близок Господь к сокрушенным сердцем и смиренных духом спасет (Пс.33:19).


Источник: Практическая симфония для проповедников Слова Божия : Содержащая в алфавитном порядке своды библейских текстов на разные догматические, нравственные и церковно-практические истины / Сост. Григорий Дьяченко. — [Репринт. воспроизведение изд. 1903 г.]. – Киев : Изд. им. свт. Льва папы Римского, 2008. – XXV, 498 с.

Комментарии для сайта Cackle