Раскольник
Вразумление раскольникам, кои отделяются от единства с церковью из-за исправления книг
Св. Алексий, митрополит московский, прославленный Богом, нетленные мощи коего почивают в Москве, в Чудовом монастыре, сам занимался сличением славянского нового завета с греческим, делал в нем исправления, и памятником его труда сохранилось его подлинное рукописание на принадлежавшем ему новом завете… Если бы дело исправления богослужебных книг было такою тяжкою виною, что оно, по суемудрому понятию расколоучителей, могло служить причиною прекращения благодати священства в церкви, то как святой Алексий мог быть еще при жизни облагодатствован Богом и по смерти прославлен нетлением и многими чудотворениями от гроба его?.. (Житие св. Алексия, митрополита московского).
Наказание раскольника святителем Димитрием Ростовским
«Раз я дал, – доносил преосвященному Герасиму ревнитель православного учения среди раскольников Русанов, – книгу «Розыск» свят. Христова Димитрия, ростовского чудотворца, одному православному читателю, Лонгину Паничеву. Лонгин в своем доме, при своих родителях и родственниках, с любовью читал эту книгу. Вдруг явился к нему расколоучитель и кощун над нами, православными, Лупп. Взяв у читавшего эту книгу и раскрыв ее, он нашел в ней изображение св. святителя и чудотворца Димитрия с поднятою рукою, благословляющею именословным перстосложением. Раскольнический уставщик, Лупп по этому случаю начал всячески кощунствовать как над книгою, так и над изображением святителя. Указывая на изображение, он, между прочим, говорил: «Кто это такой поднял руку и растопырил персты? Али хочет ударить?» Православный Лонгин сказал раскольнику: «Берегись! сей святитель и при жизни своей на земле не любил раскольников». И что же? С этой же самой минуты приключилась раскольнику болезнь, и едва-едва он мог дойти до своего дома, а чрез неделю и умер («Московские Епархиальные Ведомости», 1869 г., № 40).