Церковь
Имена и названия Церкви
Виноградник: Воспойте о возлюбленном винограднике: Я, Господь, хранитель его, в каждое мгновение напояю его; ночью и днем стерегу его, чтобы кто не ворвался в него; и наполнится плодами вселенная (Ис.27:2–3).
Гора дома Господня: И будет в последние дни, гора дома Господня будет поставлена во главу гор и возвысится над холмами, и потекут к ней все народы. И пойдут многие народы и скажут: придите и взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева, и научит Он нас Своим путям, и будем ходить по стезям Его (Ис.2:2–3; Мих.4:1–2).
Гора святая: Господи! кто может пребывать в жилище Твоем? кто может обитать на святой горе Твоей? Тот, кто ходить непорочно (Пс.14:1–2). Велик Господь и всехвален во граде Бога нашего, на святой горе Его (Пс.47:2).
Гора Сион: Соберу хромлющее и совокуплю разогнанное. И сделаю хромлющее остатком и далеко рассеянное сильным народом, и Господь будет царствовать над ними на горе Сионе отныне и до века (Мих.4:6–7). И взглянул я, и вот, Агнец стоит на горе Сионе (Откр.14:1).
Град Божий: Славное возвещается о тебе, град Божий (Пс.86:3). Вы приступили ко граду Бога живого (Евр.12:22).
Дом Божий: Всякий дом устрояется кем-либо, а устроивши, все есть Бог. А Христос, как Сын, в доме Его; дом же Его – мы, если только дерзновение и упование твердо сохраним до конца (Евр.3:4,6). Имея великого Священника над домом Божиим, да приступаем с искренним сердцем, с полною верою (Евр.10:21–22).
Дщерь Царя Господа (Пс.44:10–16) 29.
Жилище святое Всевышнего: Речные потоки веселят град Божий, святое жилище Всевышнего, Бог посреди его (Пс.45:5–6).
Наследие Божие: Спаси народ Твой и благослови наследие Твое, паси их и возвышай вовеки (Пс.27:9). Пасите Божие стадо, не господствуя над наследием Божиим (1Петр.5:2).
Невеста-жена Агнца: пойди, я покажу тебе жену, невесту Агнца (Откр.21:9). И слышал я как бы голос многочисленного народа, говорящих: аллилуйя! ибо воцарился Господь Бог Вседержитель. Возрадуемся и возвеселимся и воздадим Ему славу; ибо наступил брак Агнца, и жена Его приготовила себя. И дано было ей облечься в виссон чистый и светлый; виссон есть праведность святых (Откр.19:6–8).
Новый Иерусалим: Побеждающего сделаю столпом в храме Бога Моего и напишу на нем имя Бога Моего и имя града Бога Моего, нового Иерусалима, нисходящего с неба Бога Моего (Откр.3:12).
Сион: Избрал Господь Сион, возжелал [его] в жилище Себе. Это – покой Мой навеки: здесь вселюсь, ибо Я возжелал его. Пищу его благословляя благословлю, нищих его насыщу хлебом; священников его облеку во спасение (Пс.131:13–16).
Скиния Божия: Се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их (Откр.21:3).
Стадо Господне: Как пастырь, Господь Бог будет пасти стадо Свое (Пс.40:11). И будет одно стадо и один Пастырь (Ин.10:16).
Строение Божие: Мы соработники у Бога, а вы Божья нива, Божье строение (1Кор.3:9).
Тело Христово: Бог поставил Его [Христа] выше всего, главою Церкви, которая есть тело Его, полнота Наполняющего все во всем (Еф.1:22–23). Тело Его [Христово], которое есть Церковь (Кол.1:24).
О Церкви Христовой
1. Как говорится в слове Божием об основании Церкви Христовой на земле? Я говорю тебе: ты Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Мф.16:18).
2. Церковь составляют верующие во Христа: Все же верующие были вместе и имели все общее. Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви (Деян.2:44,46–47).
3. Но не одни только верующие, живущие на земле, составляют Церковь Христову: Он [Бог] избрал нас в Нем [Христе] прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви… Открыв нам тайну Своей воли по Своему благоволению, которое Он прежде положил в Нем [Христе], в устроение полноты времен, дабы все небесное и земное соединить под главою, Христом (Еф.1:4,9–10). Итак, вы уже не чужие и не пришельцы, по сограждане святым и свои Богу (Еф.2:19). Вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живого, к небесному Иерусалиму и тьмам ангелов, к торжествующему собору и Церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства, и к Ходатаю нового завета Иисусу, и к крови кропления, говорящей лучше, нежели Авелева (Евр.12:23–24). Христос для того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми (Рим.14:9).
4. Отношение членов Церкви к Ее основателю – Иисусу Христу: [Бог] все покорил под ноги Его и поставил Его [Христа] выше всего, главою Церкви, которая есть тело Его, полнота Наполняющего все во всем (Еф.1:22–23). Он есть глава тела Церкви. Ныне радуюсь в страданиях моих за вас и восполняю недостаток в плоти моей скорбей Христовых за тело Его, которое есть Церковь (Кол.1:18,24). Я [Иисус Христос] есмь Лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот принесет много плода; ибо без Меня не можете делать ничего. Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет: а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают (Ин.15:5–6).
5. Церковь Христова имеет обнять народы всей земли: Научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа (Мф.28:19). Идите по всему миру и проповедуйте евангелие всей твари (Мк.16:15).
6. Состав и отношение членов тела Церкви между собою: Как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, – так и Христос. Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, иудеи или еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом. Тело же не из одного члена, но из многих. Не может глаз сказать руке: ты мне не надобна; или так же голова ногам: вы мне не нужны. Напротив, члены тела, которые кажутся слабейшими, гораздо нужнее, и которые нам кажутся менее благородными в теле, о тех более прилагаем попечения; и неблагообразные наши более благовидно покрываются, а благообразные наши не имеют в том нужды. Но Бог соразмерил тело, внушив о менее совершенном большее попечение, дабы не было разделения в теле, а все члены одинаково заботились друг о друге. Посему, страдает ли один член, страдают с ним все члены, славится ли один член, с ним радуются все члены. И вы – тело Христово, а порознь – члены (1Кор.12:12–27).
7. Различие между членами Церкви в правах и обязанностях их: Иных Бог поставил в Церкви, во-первых, апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями; далее, иным дал силы чудодейственные, также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки. Все ли апостолы? Все ли пророки? Все ли учители? Все ли чудотворцы? Все ли имеют дары исцеления? Все ли говорят языками? (1Кор.12:28–30). Мы многие составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены. И как по данной нам благодати имеем различные дарования: то имеешь ли пророчество, пророчествуй, по мере веры; имеешь ли служение, пребывай в служении; учитель ли, – в учении; увещатель ли, – увещевай; раздаватель ли, – раздавай в простоте; начальник ли, – начальствуй с усердием; благотворитель ли – благотвори с радушием (Рим.12:5–8; Ср. Ин.15:15–16).
8. Для чего Спаситель установил в Церкви пастырей? Он поставил одних апостолами, других пророками, иных евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания тела Христова, доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова (Еф.4:11–13). Внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас [пастырей] блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе кровью Своею (Деян.20:28).
Примечание. Пастыри выполняют эту обязанность созидать – пасти Церковь: чрез учительство (Мф.28:19–20; 1Тим.4:16; 2Тим.4:2); священнодействия (Деян.13:3; Иак.5:14; Рим.14:15–16) и управление Церковью (1Тим.3:14–15; 1Тим.6:17; Деян.15:22).
9. Власть в Церкви, данная Спасителем апостолам, а в лице их и преемникам их: Ты Петр, и на сем камне Я создам церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи царства небесного; и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах (Мф.16:18–19).
10. Апостолы и их преемники в прохождении своего служения находятся под высшим руководством Самого Иисуса Христа: Я умолю Отца, и дает вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек (Ин.14:16). Когда же придет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину (Ин.16:13). И се Я с вами во вся дни до скончания века. Аминь (Мф.28:20).
11. Как должно понимать служение апостолов и их преемников в Церкви? Кто Павел? Кто Аполлос? Они только служители, через которых вы уверовали, и притом по скольку каждому дал Господь. Я насадил, Аполлос поливал, а возрастил Бог; ибо мы соработники у Бога, а вы Божья нива, Божье строение. Я, по данной мне от Бога благодати, как мудрый строитель, положил основание, а другой строит на нем; но каждый смотри, как строить (1Кор.3:5–6,9–10). Итак, каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей тайн Божиих (1Кор.4:1). Итак, мы посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает чрез нас, от имени Христова просимы примиритесь с Богом (2Кор.5:20). Уста священника должны хранить ведение, и закона ищут от уст его, потому что он вестник Господа Саваофа (Мал.2:7; Чит. 1Тим.4:6; Сир.7:31–33).
12. Как примирить пребывание в Церкви многих пастырей со словами Иисуса Христа: Да будет едино стадо и един Пастырь (Ин.10:16)? Иисус Христос есть единый Пастырь небесный, Божественный, а земных пастырей может быть и должно быть много. Он единый Пастырь в том смысле, что только Он предал Себя за Церковь (Еф.5:25) и приобрел ее Себе кровью Своею (Деян.20:28). Земные же пастыри суть пастыри по избранию и посланничеству от Иисуса Христа (Ин.15:16–18; Лк.10:1,3); для них Христос есть Пастыреначальник (1Петр.5:4).
Примечание. Итак, Иисус Христос не предоставил верующих самим себе; но поручил их руководству пастырей, которые суть законные учители в Церкви, совершители таинств и начальники (1Тим.5:17; Деян.15:22). Отсюда два или три верующих, без законного пастыря, т. е. вне общения с епископом или пресвитером, не составляют Церкви (Мф.18:20), равно не составляют Церкви и те общества, которые не имеют у себя законных пастырей, преемственно и непрерывно идущих от апостолов.
13. Церковь Христова при множестве членов и различии народов, составляющих ее, есть единая Церковь: Я уже не в мире, но они в мире, а Я иду к Тебе. Отче святый! соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как Мы. Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их, да будут все едино: как Ты, Отче, во Мне и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино (Ин.17:11,20–21). Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас (Еф.4:4–6). Так мы многие составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены (Рим.12:5).
Примечание. Хотя существуют многие отдельные и самостоятельные церкви (Иерусалимская, Антиохийская, Александрийская, Константинопольская и Российская); но это – поместные церкви или части единой вселенской Церкви Христовой, такие же, как при апостолах были церкви: Коринфская, Ефесская (Откр.2:1), Смирнская (Откр.2:8), Пергамская (Откр.2:12) и другие.
14. На каком основании Церковь почитается святою?
а) Она составляет тело Самого Иисуса Христа, который освятил ее Своею кровью. Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною, посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющей пятна или порока или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна (Еф.5:25–27). Если начаток свят, то и целое; и если корень свят, то и ветви (Рим.11:16).
б) В Церкви всегда действует Дух Святый, который освящает ее членов. Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои (1Кор.6:19).
в) И все члены Церкви призываются деятельно усвоять себе святость. По примеру призвавшего вас Святого, и сами будьте святы во всех поступках. Ибо писано: будьте святы, потому что Я свят (Лев.19:2; 1Петр.1:15–16). Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви (Еф.1:4; Ср. 1Фес.4:7; Кол.1:22–23; Рим.6:22).
г) Церковь свята своими таинствами, учением и святыми членами, кои есть на земле и на небе. Такими были некоторые из вас, но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего (1Кор.6:11).
15. Иисус Христос допустил быть в Своей святой Церкви грешникам: Царство небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем; когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею его плевелы и ушел; когда взошла зелень и показался плод, тогда явились и плевелы: Пришедши же рабы домовладыки оказали ему: господин, не доброе ли семя сеял ты на поле твоем? Откуда же на нем плевелы? Он же сказал им: враг человек сделал это. А рабы сказали ему: хочешь ли, мы пойдем, выберем их? Но он сказал: нет: чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы, оставьте расти вместе то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в связки, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою. Посему, как собирают плевелы и огнем сжигают, так при кончине века сего будет: пошлет Сын человеческий ангелов Своих, и соберут из царства Его все соблазны и делающих беззакония (Мф.13:24–30,40–41). Еще подобно царство небесное неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода, который, когда наполнился, вытащили на берег и, севши, хорошее собрали в сосуды, а худое выбросили вон. Так будет при кончине века: изыдут ангелы и отделят злых от среды праведных (Мф.13:47–49). В большом доме есть сосуды не только золотые и серебряные, но и деревянные и глиняные; и одни в почетном, а другие в низком употреблении. Итак, кто будет чист от сего, тот будет сосудом в чести, освященным и благопотребным Владыке, годным на всякое доброе дело (2Тим.2:20–21; ср. Рим.9:22–23).
16. Почему Иисус Христос допустил быть в Своей Церкви и грешникам? Я пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию (Лк.5:32). И сказал сию притчу: некто имел в винограднике своем смоковницу и пришел искать на ней плода, и не нашел; и сказал виноградарю: вот, я третий год прихожу искать плода на этой смоковнице и не нахожу; сруби ее: на что она и землю занимает? Но он сказал ему в ответ: господин, оставь ее на этот год, пока я окопаю ее и обложу навозом, не принесет ли плода; если же нет, то в следующий год срубишь ее (Лк.13:6–9).
Примечание. Грешники наравне со всеми людьми призваны к освящению и спасению. Но усвоять себе освящение и спасение возможно только в Церкви, с которою пребывает Христос и в которой действует Дух Святый, освящающий верующих через Слово Божие и таинства; посему, если бы грешники не были допущены в Церковь, то они тем самым были бы лишены возможности спастись.
17. Святость Церкви не нарушается присутствием в ней грешников. (Святость Церкви исходит от Главы ее Иисуса Христа и от пребывающего в ней Духа Святого; поэтому она [святость] не зависит от человеческих несовершенств и грехов и не подлежит истощенно или уменьшению от них). Что же? если некоторые и неверны были, неверность их уничтожить ли верность Божию? Никак (Рим.3:3). (Кроме того, Церковь свята в своем учении, таинствах и святых членах; но очевидно, что ушники своими грехами не могут нарушить святости ни учения Христова, ни таинств, ни святых людей. Наконец, полной святости во всех своих членах Церковь имеет достигнуть только в будущем, после второго пришествия, состоянии) (см.: Еф.4:27; Флп.1:10; Мф.13:39–43).
18. Средства, какими грешники, пребывающие в Церкви, очищаются от грехов и освящаются:
а) слово Божие: Вы уже очищены чрез слово, которое Я проповедал вам (Ин.15:3);
б) благодать Духа Святого в таинствах: Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов, и получите дар Святого Духа (Деян.2:38). Такими были некоторые из вас, но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего (1Кор.6:11). Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха. (1Ин.1:7). Сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню кровь завета, которою освящен, и Духа благодати оскорбляет? (Евр.10:29; ср. 1Петр.1:2);
в) при условии веры со стороны человека: Сердцеведец Бог не положил никакого различия между нами и ими, верою очистив сердца их (Деян.15:9).
19. Наставление тем, которые упрекают Церковь за пребывание в ней грешников: Если некоторые из ветвей отломились, а ты, дикая маслина, привился на место их и стал общником корня и сока маслины, то не превозносись пред ветвями. Если же превозносишься, то вспомни, что не ты корень держишь, но корень – тебя (Рим.11:17–18). Посему не судите, никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветить скрытое во мраке и обнаружить сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога (1Кор.4:5; ср. 1Кор.12:21–24; чит. Лк.13:6–9; Рим.14:4).
20. Почему Церковь именуется апостольскою? Итак, вы не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, бывши утверждены на основании апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем (Еф.2:19–20).
21. В каком смысле Церковь именуется соборною? (В том смысле, что в Церкви Христовой имеют собираться все народы земли). Вот, одни придут издалека; и вот, – одни от севера и моря, а другие – от земли Синим «Перския». Возведи очи твои и посмотри вокруг, – все они собираются, идут к тебе. Жив Я! говорит Господь, – всеми ими ты облечешься, как убранством, и нарядишься ими, как невеста (Ис.49:12,18; чит. Ис.60:1,3–4).
22. Если Иисус Христос всегда пребывает с Церковью и управляешь ею, как Глава; и если в Церкви всегда пребывает Дух Святый, то отсюда следует:
1) Церковь неодолима от врагов: Я говорю тебе: ты Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Мф.16:18);
2) непогрешима в своем учении и деятельности: Чтобы, если замедлю, ты знал, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живого, столп и утверждение истины (1Тим.3:15);
3) она всегда существовала от времен апостольских и будет существовать на земле до скончания века: Тому слава в Церкви во Иисусе Христе во все роды, от века до века (Еф.3:21). И приблизившись, Иисус сказал им: се Я с вами во вся дни до скончания века (Мф.28:18,20). И проповедано будет сие евангелие царствия по всей вселенной во свидетельство всем народам, и тогда придет конец (Мф.24:14).
Примечание. Евангелие царствия будет проповедоваться до самой кончины мира: значит, до тех пор будет существовать и Церковь.
Необходимо пребывать в Церкви, чтобы спастись: Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе; так и вы, если не будете во Мне. Я есмь Лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в Нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего. Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают (Ин.15:4–6). Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает (Мф.12:30).
Примечание. Пребывать со Христом и во Христе возможно только в Церкви – теле Его, т. е. нужно быть живым членом тела Его.
О церковной власти
Апостолы уполномочены Господом установить церковную власть: Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе (Мф.18:18). Угодно Святому Духу и нам [апостолам, пресвитерам и братьям] не возлагать на вас [антиохийских христиан] никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины и блуда, и не делать другому того, чего себе не хотите. Соблюдая сие, хорошо сделаете (Деян.15:28–29). Мы сильны за истину. Для того я и пишу сие в отсутствии, чтобы в присутствии не употребить строгости по власти, данной мне Господом к созиданию, а не к разорению (2Кор.13:10).
Цель церковной власти состоит:
а) в сохранении евангельского учения в целости: я [апостол Павел] просил тебя пребыть в Ефес, и увещевать некоторых, чтобы они не учили иному и не занимались баснями и родословиями, которые больше производят споры, нежели Божие назидание в вере (1Тим.1:3–4). Епископ должен быть держащийся истинного слова, согласного с учением, чтоб он был силен, и наставлять в здравом учений, и противящихся обличать. Ибо есть много и непокорных, пустословов и обманщиков, каковым должно заграждать уста: они развращают целые домы, уча, чему не должно, из постыдной корысти. По сей причине обличай их строго, дабы они были здравы в вере, не внимая иудейским басням и постановлениям людей, отвращающихся от истины (Тит.1:9–11,13–14);
б) в определении и раздаянии церковных должностей: Павел с Варнавою проходили Листру, Иконию и Антиохию; рукоположивши же им пресвитеров в каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали (Деян.14:21,23). Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал (Тит.1:5);
в) в установлении чина религиозных собраний: Слышу, что, когда вы собираетесь в церковь, между вами бывают разделения, чему отчасти и верю. Далее, вы собираетесь так, что это не значит вкушать вечерю Господню; ибо всякий поспешает прежде других есть свою пищу, так что иной бывает голоден, а иной упивается. Разве у вас нет домов на то, чтобы есть и пить? Или пренебрегаете церковь Божию и унижаете неимущих? Что сказать вам? Похвалить ли вас за это? Не похвалю. Посему, братья моя, собираясь на вечерю, друг друга ждите. А если кто голоден, пусть ест дома, чтобы собираться вам не на осуждение. Прочее устрою, когда приду (1Кор.11:18,20–22,33–34). Ревнуя о дарах духовных, старайтесь обогатиться ими к назиданию Церкви. Все должно быть благопристойно и чинно (1Кор.14:12,40);
г) в раздаянии милостыни: Произошел у еллинистов ропот на евреев за то, что вдовицы их пренебрегаемы были в ежедневном раздаянии потребностей. Тогда двенадцать апостолов, созвавши множество учеников, сказали: братья, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святаго Духа и мудрости: их поставим на эту службу. И избрали семь (Деян.6:1–5). При сборе для святых поступайте так, как я установил в церквах галатийских: в первый день недели каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает, сколько позволит ему состояние, чтобы не делать сборов, когда я приду (1Кор.16:1–2);
д) в наказании (научении) грешников: Если согрешит против тебя брат твой, и если не послушает тебя и двух или трех свидетелей, скажи Церкви; а если и Церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь (Мф.18:15–17). Некоторые у вас поступают бесчинно, ничего не делают, а суетятся; таковых увещеваем и убеждаем Господом нашим Иисусом Христом, чтобы они, работая в безмолвии, ели свой хлеб (2Фес.3:11–12). Согрешающих обличай пред всеми, чтобы и прочие страх имели (1Тим 5:20);
е) в исключении грешников, упорных и соблазнительных: Я писал вам не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остается блудником или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником; с таковым даже и не есть вместе. Итак, извергните развращенного из среды вас (1Кор.5:11,13). Завещеваем вам, братья, именем Господа нашего Иисуса Христа, удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию, которое приняли от нас (2Фес.3:6). Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся, зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосужден (Тит.3:10–11).
Церковная власть
а) имеет цель созидание: Когда вы сходитесь, и у каждого из вас есть псалом, есть поучение, есть язык, есть откровение, есть истолкование, – все сие да будет к назиданию (1Кор.14:26). Если бы я и более стал хвалиться нашею властью, которую Господь дал нам к созиданию, а не к расстройству вашему, то не остался бы в стыде (2Кор.10:8);
б) запрещает женщинам учить в церкви: Жены ваши в церквах да молчать, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит (Быт.3:16). Неприлично жене говорить в церкви (1Кор.14:34,36).
Должно покоряться законам церковной власти: Проходя по городам, Павел и Тимофей предавали верным соблюдать определения, постановленные апостолами и пресвитерами в Иерусалиме (Деян.16:4). Просим вас, братия, уважать предстоятелей ваших в Господе и вразумляющих вас (1Фес.5:12). Если же кто не послушает слова нашего в сем послании, того имейте на замечании, и не сообщайтесь с ним, чтобы устыдить его (2Фес.3:14). Повинуйтесь наставникам вашим и, будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет (Евр.13:17). Младшие повинуйтесь пастырям; все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать (1Петр.5:5).
* * *
Изъяснение этих стихов см. в Толковой Псалтири Евфимия Зигабена. Между прочим он пишет: Давид называет Церковь дщерью и невестою Христа; то и другое духовно. Господь имеет Церковь Свою, как невесту, так как сочетался с нею чрез евангелие Свое; Он же имеет ее, как дочь, потому что возродил ее святым крещеним.