Пьянство
Два благодатных врачевства от пьянства
Чтение слова Божия и усердные молитвы к Господу Иисусу Христу – вот благодатные средства против пьянства. Приведем рассказы, показывающие действительность этих благодатных средств.
1. «Был у меня один прихожанин, страдавший много лет от запоя, – рассказывал один священник, – сколько горя его семья терпела, сколько раз сам он с клятвою давал обещание не пить больше водки, но все было напрасно: он продолжал пить и буянить… Раз жена его купила где-то за одну копейку лист, в котором был напечатан рассказ о том, как один офицер избавился от запоя, читая по одной главе из Евангелия, как только его начинала томить жажда к водке, – купила и дала мужу прочитать. Семя доброе запало в его сердце: бедняк стал поступать по примеру того офицера… И что же? С каждым днем все реже и реже стало являться у него побуждение к вину, и он, читая благодатное слово Божие, совсем исцелился от запоя» (из «Троицкого листка»).
2. «В одном селе на фабрике был один мастеровой, очень искусный в своем деле, добрый и дорогой мастер, но, к несчастью, запивал, да и часто. Один богобоязненный человек посоветовал ему, чтобы он, когда захочется ему пить вина, произносил про себя молитву Иисусову: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного», 33 раза, по числу тридцатитрехлетней земной жизни Иисуса Христа. Мастеровой послушался, стал это исполнять – и скоро совершенно перестал пить. Да еще что же? Чрез три года ушел в монастырь» («Душеполезное чтение», январь, 1864 г.).
Пьющий без просыпа угождает диаволу и глубоко оскорбляет своего ангела-хранителя
1. Диавол, повествуется в «Прологе», радуясь (глядя на пьяниц), говорит: «Никогда и ни о чем я так не веселюсь и не радуюсь, как о пьяных христианах, потому что в пьяницах полная моя воля, для меня пьяницы лучше поганых: поганых может Бог очистить, а пьяных ненавидит и гнушается. Пьяные – мои, трезвые – Божии. Идите же, сказал после этого диавол бесам, – идите и научайте христиан на пьянство и на всю волю моего хотения» («Пролог», 7 апреля).
2. А как оскорбляет пьяница своего ангела-хранителя, так это и описать трудно. «Пьянством, – говорит преп. Феодосий Печерский, – отгоняем от себя ангела-хранителя и привлекаем к себе злого беса: чрез пьянство… приближаемся к аду, не имея в устах своих слова Божия чрез пьянственную гниль». Таким образом, удаляясь от ангела-хранителя, пьяница поступает во власть сатаны. Теперь сатана начинает разжигать в человеке все нечистые страсти. Горе, говорит Писание, тем, которые с раннего утра ищут сикеры (так евреи называли всякий напиток, который может произвести опьянение) и до позднего вечера разгорячают себя вином! Горе тем, которые храбры пить вино и сильны приготовлять крепкий напиток (Ис.5:11,22).
Каждый упивающийся вином есть самоубийца
Всякому из нас известно, как пьяницы скоро ослабевают в силах, тают, как воск, подвергаются Болезням и, наконец, неожиданной смерти. Но здесь еще не так видно их самоубийство. Мы объясним это сравнением: жизнь наша совершенно подобна зажженной лампаде; каждая лампада имеет определенную меру масла, которое должно гореть определенное время; равно и каждый человек имеет определенное количество жизненного запаса, который должен продолжаться в нем на определенные годы. Как лампада может истощить свое масло прежде времени, когда вместо одного будет гореть двумя или тремя фитилями, так и человеческая жизнь может быть скоро истощена, когда жизненный елей будет гореть двойным или тройным пламенем. Оттого вместо жизненной теплоты пьяный чувствует в себе жгучее пламя, вместо света – ослепление ума и сердца, вместо тихой радости – буйное и дикое веселье. Оттого он так же скоро умирает, как сгорает лампада, зажженная многими фитилями, и не доживает часто до половины назначенного ему Богом предела. Такая трата или расточение жизни не есть ли явное самоубийство?