Самоубийство
Только Творец, давший жизнь, может ее уменьшить или даже совсем отнять. Я умерщвляю и оживляю [говорит Господь во Второзаконии] (Втор.32:39). Господь умерщвляет и оживляет, низводит в преисподнюю и возводит (1Цар.2:6). Ты имеешь власть жизни и смерти, и низводишь до врат ада, и возводишь (Прем.16:13).
Поэтому-то во всем Ветхом завете никто нам не укажет самоубийцу, кроме Саула, разбитого филистимлянами, который в отчаянии приказал оруженосцу пронзить его мечом; но когда тот отказался исполнить приказание, тогда Саул выхватил у него из рук меч и сам себя смертельно ранил. Как же этот поступок считает первая книга Паралипоменон? Так умер Саул за свое беззаконие, которое он сделал пред Господом, за то, что не соблюл слова Господня и обратился к волшебнице [в Аэндоре] с вопросом (1Пар.10:13).
Если уже в Ветхом завете считали самоубийство преступлением против божественного права, то в Новом завете Спаситель, Который не нарушить пришел, но исполнить (Мф.5:21) закон и пророков, не только подтвердил это Своим учением, но еще и указал на многие более существенные средства, уничтожающие, либо пресекающие зло в самом зародыше, и советовал укрощать побуждающие к нему страсти. Вы слышали, что сказано древним: не убивай; кто же убьет, подлежит суду (Мф.5:21). Не убивай… люби ближнего своего, как самого себя (Мф.19:18–19).
Итак, если нельзя убить ближнего, то тем более – себя самого, ибо мерой и образцом любви к ближнему и есть собственно любовь самого себя: не сказал же Спаситель: люби ближнего более, чем себя.
Иисус Христос велел стремиться к самоусовершенствованию: Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш небесный (Мф.5:48); и указал на Себя, как на единственный пример и путь (Ин.14:6), говоря: Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною (Мк.8:34); велел молиться: Да будет воля Твоя и на земле, как на небе… и не введи нас во искушение (Мф.6:10–13), и Сам тоже молился в саду (на Елеонской горе): Отче! о, если бы Ты благоволил пронесть чашу сию мимо Меня! Впрочем, не Моя воля, но Твоя да будет (Лк.22:42).
В скором времени и апостол языков Павел осудил подобные поступки. Когда он вместе с Силою был заключен в Филиппах (в Македонии), и когда в полночь темничные двери растворились сами вследствие землетрясения, то страж, пробудившись и увидев, что двери темницы отворены, извлек меч и хотел умертвить себя, думая, что узники убежали; но Павел возгласил громким голосом, говоря: не делай себе никакого зла; ибо все мы здесь (Деян.16:27–28).
Какое же может быть лучшее средство, предупреждающее стремление к самоубийству, как не отречение от собственных страстей: гордости, гнева, прелюбодеяния, зависти, жадности, честолюбия и т.п., как не покорное, терпеливое, сыновнее упование при всевозможных страданиях на волю всеблагого, всеведущего и всемогущего Отца? Блаженны нищие духом, ибо их есть царство небесное; блаженны плачущие, ибо они утешатся (Мф.5:3–4). И если о чем попросите от Отца во имя Мое, то сделаю (Ин.14:13). Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп дает человек за душу свою? (Мф.16:26).