Юродство
Редкий сравнительно и необыкновенный вид подвижничества представляет из себя юродство. Оно состоит в том, что подвижник намеренно выдает себя за безумного. Как безумный, юродивый говорит несвязные, малопонятные речи и совершает свойственные лишь безумному поступки: по-видимому, без нужды отказывается от пищи и одежды, прикрываясь жалким рубищем, не имеет постоянного пристанища, проводя время на площадях и городских улицах, близ церковной паперти или ограды, на кладбищах и иногда даже на куче сора. В своем поведении юродивые нарушали общепринятые правила общественной жизни и благопристойности и, по видимому, отвергали даже церковные уставы, не соблюдали, например, постов, производили шум и беспорядок в храме во время богослужения и т. п.
Но под этой грубой внешностью, за поступками странными и часто предосудительными юродивые скрывали чистое сердце, полное преданности Богу и самоотверженной любви к людям, что нередко и обнаруживалось у них делами, достойными самого высокого и просвещенного ума. Своим видом, образом жизни и всем поведением юродивые естественно во многих вызывали презрение к себе и переносили притеснения, но они принимали их с радостью, как должное, как средство заслужить Божие благоволение.
При всем том следует признать, что юродство – подвиг опасный, путь не только тесный, но и скользкий. Поступки смешные и безобразные не должны переходить в греховные, обидные для других или соблазнительные: смеясь над всеми, легко потерять любовь к людям; жизнь презренная легко может отвести ум от Бога, а сознание невинных страданий часто приводит к гордости; вместо просветления можно помрачить свой ум и сердце.
Потому-то святая Церковь с мудрою осторожностью не поощряла этого подвига и из многих юродствовавших св. подвижниками признала немногих, и лишь по чрезвычайным божественным указаниям.
Начало подвигу юродства на Руси, как и другим видам подвижничества, положено было в древности в обители Киево-Печерской.
а) Некоторое время там юродствовал преподобный Исаакий Затворник по выходе своем из пещеры.
б) Из числа наиболее прославленных юродивых первым был св. Прокопий Устюжский, в XIII веке (8 июля). Оставив Хутынский монастырь, он пришел в г. Великий Устюг. Юродствуя днем на улицах города, ночью он обходил городские храмы и со слезами молился на церковных папертях. Насмешки, ругательства и побои градом сыпались на Прокопия от детей и взрослых, но он не только не обижался, а даже молился за своих обидчиков. Утомленный, он ложился отдыхать на голой земле, на камне, на навозе, – где придется. Зимой и летом ходил он без обуви, в рваной одежде; скудную пищу принимал только от людей богобоязненных. Любимым местом Прокопия был камень на берегу реки Сухоны; сидя на нем, он молился за плавающих по реке.
в) В XIV веке в Новгороде были два юродивых, Николай и Феодор. Известно, что новгородцы, разделенные рекою Волховом на две половины, враждовали между собой и часто вступали в кровавые схватки на волховском мосту. Юродивые жили на разных сторонах реки; желая представить живой укор новгородцам, они также вели непрерывную борьбу между собой и не пускали друг друга на свою сторону; при этом Николай часто прогонял Феодора кочанами капусты, за что и получил прозвание Кочанова.
г) Известно, что город Псков избавился от разорения при Иоанне Грозном, между прочим, благодаря юродивому Николаю Салосу (28 февраля). Когда царь приехал в Псков, желая предать его жестокому наказанию, юродивый предложил ему кусок сырого мяса. «Я христианин и не ем мяса в Великий пост», – сказал царь. «Ты пьешь человеческую кровь», – смело обличил его юродивый и просил царя оставить город. Иоанн вскоре уехал в Москву.