Тщеславие
1. Как в природе видимой важнейшие дела совершаются в сокровенности, – в сокровенности семя в недрах земли дает росток, в сокровенности приготовляется сок земной, питающий растения, в сокровенности таится начало жизни всех тварей – так и в высшей духовной жизни начало, питание и укрепление ее совершаются в сокровенности. Благоговейные чувствования, богоугодные преднамерения, глубочайшие страдания, высочайшие утешения и подкрепления христианина – все то есть тайна между духом его и Богом, тайна, которую до дня вечности тщательно укрывает Он от тлетворных прикосновений мира (прот. Фёдор Голубинский).
2. Сливается и делается невидимою черта, проведенная на воде; так и труд добродетели – в душе тщеславной (св. Нил Синайский).
3. Тщеславный, хотя и прилагает труды к трудам, но подобен человеку, который для утоления своей жажды наливает воду в просверленный сосуд (св. Антоний Великий).
4. Тщеславие есть потопление в пристани (св. Иоанн Лествичник).
5. Гроздь винограда, влачащаяся по земле, легко загнивает; и добродетель, опирающаяся на тщеславие, гибнет (св. Нил Синайский).
6. Тихо разливается всюду свет – и сколь велики, сколь неисчислимы благотворные его действия! Сколь могущественны его плоды! Так видимая природа своим тихим действованием учит нас скромности. Да, в природе человеческой, не извращенной ухищрениями искусственности, еще сохранились некоторые побуждения к простоте, чуждой тщеславия. Отчего особенно любезны дети, эти создания, еще не отдалившиеся от природы? Не оттого ли, что в них есть некоторые прекрасные свойства, а они между тем сами не знают об оных, не ставят их в цену, не тщеславятся оными? Отселе видно, что тщеславие есть неправильное состояние, извращение, пременение природы (прот. Фёдор Голубинский).
7. Как курение навоза не допускается в кадило, так не приемлет Бог молитвы тщеславные.
8. Как плющ, обвившись около виноградной лозы, истребляет плод ее, так тщеславие истребляет труды подвижника (авва Исайя).
9. Дырявый мешок не сохраняет в себе того, что вложено, – и тщеславие губит мзду добродетелей (св. Нил Синайский).
10. Сделавший что-нибудь доброе, как говорят отцы пустыннолюбивые, прилагает к своему душевному зданию один камень; но рассказавший о том другим в духе тщеславия не только сей камень свергает, но и целый ряд других разметывает (прот. Фёдор Голубинский).
11. Помыслим, сколь и неблагородно, и тягостно, и бесполезно жить только напоказ, как поступают многие и в нравственной, и в общественной, и домашней жизни. Все показывают, все выставляют, о всем трубят, всякое ничтожное дело провозглашают, подобно как курица свое новорожденное яйцо. Но провозглашение курицы основательнее: она возвещает яйцо, которое подлинно родилось и остается; а тщеславные возвещают то, чего нет, или провозглашением уничтожают провозглашаемое (Филарет (Дроздов), митрополит московский).
Открывающий и разглашающий добрые дела свои подобен сеющему на поверхности земли: прилетают птицы небесные и снедают семя. А скрывающий житие свое подобен сеющему на браздах пашни, – он пожнет обильный плод («Древний Патерик»).