Причащение
Первое святое причащение было на последней иудейской пасхе так: Когда настал вечер, Господь пришел в уготованную горницу с двенадцатью учениками Своими. И когда пришел час, Он возлег, и двенадцать апостолов с Ним; и сказал им: очень желал Я есть с вами пасху сию, прежде Моего страдания. Ибо сказываю вам, что уже не буду есть ее, пока она не совершится в царствии Божием. И когда они ели, Господь Иисус, по омовении ног у апостолов и после возвещения о предателе и по удалении его, взяв хлеб и хвалу воздав и благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: примите, едите, сие есть Тело Мое, которое за вас предается. Сие творите в Мое воспоминание. И взяв чашу и возблагодарив, подал им, говоря: пейте от нее все. И пили из нее все. Он сказал им: сия чаша есть новый завет в Моей крови; сие есть Кровь Моя, за вас и за многих изливаемая во оставление грехов. Сказываю же вам, что отныне Я уже не буду пить от плода сего виноградного дотоле, пока не придет царствие Божие – до того дня, когда буду пить с вами новое вино в царствии Бога, Отца Моего. (Евангельская история о Боге Сыне, воплотившемся нашего ради спасения, в последовательном порядке изложенная словами св. евангелистов Епископа Феофана).
Святое причащение есть
а) бескровная жертва для отпущения грехов: И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: примите, едите: сие есть Тело Мое. И взяв чашу и благословив, подал им и сказал: пейте из нее все; ибо сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов (Мф.26:26–28);
б) есть вкушение пречистых Тела и Крови Господа нашего: Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова? (1Кор.10:16). Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие (Ин.6:53,55);
в) должно быть совершаемо в воспоминание Его искупительной жертвы: Я от Самого Господа принял то, что и вам предал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и, возблагодарив, преломил и сказал: примите, едите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание. Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет (1Кор.11:23–26).
Предписывается прежде святого причащения испытание самою себя: Да испытываете себя человек, и таким образом пусть есть от хлеба сего и пьет из чаши сей (1Кор.11:28)19. Кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней (1Кор.11:27).
Духовная благодать, вытекающая из святого причащения: Ядущий Мою Плоть и пьющий Мою Кровь пребывает во Мне и Я в нем; жить будет Мною, и имеет жизнь вечную (Ин.6:54,56–57).
Первенствующая Церковь ревностно совершала святое причащение: Уверовавшие постоянно
пребывали в учении апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах (Деян.2:42)20.
Недостойно участвующий в святом причащении привлекает на себя суд Божий: кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны, и не мало умирает. Ибо, если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы; будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром (1Кор.11:29–32).
Святое причащение прообразовала иудейская пасхальная жертва агнца (Исх.12:3–11,21–28). Иоанн видит идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира (Ин.1:29). Пасха наша, Христос, заклан за нас. Посему станем праздновать не со старою закваскою, не с закваскою порока и лукавства, но с опресноками чистоты и истины (1Кор.5:7–8). Искуплены вы от суетной жизни драгоценною Кровью Христа, как непорочного и чистого Агнца (1Петр.1:18–19).
* * *
Испытывать себя – значит: внимательно исследовать, достоин ли св. причастия, чтобы, коль скоро найдешь в себе что препятствующее причащению, устранить то и исправить. Испытание здесь значит достойное приготовление. В чем оно? в очищении совести. Принеси покаяние во грехах и положи твердое намерение вперед не грешить, а вместо грехов творить всякую добродетель, и ты готов к причастию. Епископ Феофан.
В первенствующей Церкви верующие совершали евхаристию в воспоминание Христово, по Его установлению, иногда даже и вѳчером, присоединяли к сему и трапезу, называвшуюся вечерею любви. Участвовать в сем действии евхаристии и трапезах любви и значит – участвовать в преломлении хлеба.