Распря
Распря, или ссора воспрещена: не ссорься с человеком без причины, когда он не сделал зла тебе (Притч.3:30). Не вступай поспешно в тяжбу (Притч.3:30; Притч.25:8). Как днем, будем вести себя благочинно, не предаваясь ссорам и зависти (Рим.13:13). Ничего не делайте по любопрению (Флп.2:3). Напоминай быть не сварливыми, но тихими (Тит.3:2).
Бог ненавидит распрю, или ссору: Вот что ненавидит Господь, и мерзость душе Его: глаза гордые, лжесвидетель, наговаривающий ложь и посевающий раздор между братьями (Притч.6:16,19).
Господь наш Иисус Христос избегал всякого повода к распрям: Не воспрекословит, не возопиет, трости надломленной не переломит и льна курящегося не угасит, доколе не доставит суду победы (Ис.42:1–4; Мф.12:19–20).
Распря, или ссора
а) есть дело плоти: Если между вами споры и разногласия, то не плотские ли вы? (1Кор.3:3); дела плоти известны, они суть: вражда, ссоры, распри, разногласия (Гал.5:19–20);
б) между верными есть срам: Весьма унизительно для вас, что вы имеете тяжбы между собою (1Кор.6:7). Я опасаюсь, чтобы мне не найти у вас раздоров, ссор (2Кор.12:20).
Распря, или ссора возбуждается
а) сварливостью: Уголь – для жара и дрова –для огня, а человек сварливый – для разжжения ссоры (Притч.26:21);
б) гордостью: От высокомерия происходит раздор (Притч.13:10). Надменный разжигает ссору (Притч.28:25);
в) гневом: Вспыльчивый человек возбуждает раздор, а терпеливый утишает распрю (Притч.15:18). Человек гневливый заводит ссору и вспыльчивый много грешит (Притч.29:22). Как толчок в нос производит кровь, так и возбуждение гнева производит ссору (Притч.30:33);
г) ненавистью: Ненависть возбуждает раздоры, но любовь покрывает все грехи (Притч.10:12);
д) злословием: Где нет больше дров, – огонь погасает, и где нет наушника, – раздор утихает (Притч.26:20);
е) насмешкою: Прогони кощунника, – и удалится раздор, и прекратятся ссора и брань (Притч.22:10);
ж) пьянством: У кого ссоры? У кого раны без причины? У тех, которые долго сидят за вином (Притч.23:29–30);
з) тщетными словопрениями: От состязаний и словопрений происходит зависть, распри, злоречия, пустые споры (1Тим.6:4). От глупых и невежественных состязаний уклоняйся, зная, что они рождают ссоры (2Тим.2:23). Споров и распрей о законе удаляйся, ибо они бесполезны и суетны (Тит.3:9).
Верные должны
а) избегать распри: начало ссоры – как прорыв воды: оставь ссору прежде, нежели разгорелась она (Притч.17:14). Честь для человека – отстать от ссоры; а всякий глупец задорен (Притч.20:3);
б) избегать вопросов, которые приводят к ссоре: Я просил тебя пребыть в Ефесе и увещевать некоторых, чтобы они не занимались родословиями бесконечными, которые производят больше споры, нежели Божие назидание в вере (1Тим.1:3–4). Сие напоминай, заклиная пред Господом, не вступать в словопрения, что нимало не служит к пользе, а к расстройству слушающих (2Тим.2:14);
в) жить без ссоры: Как днем, будем вести себя благочинно, не предаваясь ссорам (Рим.13:13);
г) не действовать в духе распри: Ничего не делайте по любопрению (Флп.2:3);
д) лучше терпеть несправедливость, нежели возбуждать ссору: Кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду (Мф.5:39).
Священнослужители должны
а) быть чуждыми духа ссоры: Епископ должен быть не сварлив, но тих, миролюбив (1Тим.3:3). Рабу Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем (2Тим.2:24);
б) предохранять верных от распри: Умоляю вас, братья, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы не было между вами разделений. Ибо сделалось мне известным, что между вами есть споры (1Кор.1:10–11). Напоминай им быть не сварливыми, но тихими (Тит.3:1–2).
Злые люди и лицемеры суть виновники ссоры: Человек лукавый, человек нечестивый умышляет зло во всякое время, сеет раздоры (Притч.6:14). Вот вы поститесь для ссор и распрей (Ис.58:4).
Любить распри – любить зло: Кто любит ссоры, тот любит грехи (Притч.17:19).
Распря, или ссора приводит
а) к несправедливости: Грабительство и насилие предо мною, и восстает вражда и поднимается раздор. От этого закон потерял силу, и суда правильного нет (Авв.1:3–4);
б) к беспорядку и ко злу всякого рода: Где зависть и сварливость, там неустройство и все худое (Иак.3:16);
в) к истреблению: Если друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом (Гал.5:15).
Ссора отравляет все наслаждения: Лучше кусок сухого хлеба и с ним мир, нежели дом полный заколотого скота с раздором (Притч.17:1). Лучше жить в земле пустынной, нежели с женою сварливою (Притч.21:19).
Распря исключает из царствия Божия: Дела плоти известны: вражда, ссоры, распри; поступающие так царствия Божия не наследуют (Гал.5:20–21).