Искушение
Бог не попускает на нас искушения паче силы нашей
1. В хрустальный и стеклянный сосуд легко ударяет мастер, чтобы не разбился, а в серебряный и медный крепко бьет; так немощным легкое, а крепким тягчайшее попускается искушение (св. Тихон Задонский).
2. Золотых дел мастер, бросая драгоценный металл в огонь, забывает ли его там? Нет, он очень дорожит им, очень бережет его. Он сидит в ожидании у горнила, внимательно наблюдает за металлом, и, как скоро видит свое изображение отражающимся в расплавленном золоте, он заключает, что опыт кончен, и тушит огонь. Так точно и Спаситель бодрствует над горнилом бедствий, в котором христиане должны быть очищены, не допуская ни малейшего страдания напрасно и ожидая только, чтобы образ Его отразился в их сердцах. И чада Его выходят оттуда, как золото, очищенное седмерицею («Цветник духовный»).
3. Когда небо густыми и темными облаками покрывается и великая буря находит, – кажется, что будто солнце оставляете нас; однако ж оно всегда и в такое время тончайшие свои лучи испускает к нам. Так, когда темный облак и буря искушений находит на нас и покрывает нас, тогда кажется, что Бог как бы оставил нас; однако ж Бог и в такой тьме верного Своего не оставляет, но сокровенною силою Своею сохраняет его. И как верен, не оставит его искуситися паче, еже может; но сотворит со искушением и избытие, яко возмощи ему понести (1Кор.10:13). Не отчаивайся же, христианин, когда искушение какое постигнет тебя, но молись и призывай Его; тогда и ожидай помощи Его, по неложному обещанию Его: призови Мя в день скорби твоея, и изму тя, и прославиши Мя (Пс.49:15). Бог ожидает в искушении терпения и подвига твоего, а не уныния и негодования. Потерпи Господа, мужайся, и да крепится сердце твое, и потерпи Господа (Пс.26:14), без совета и изволения Которого ничто не бывает (из кн. «Сокровище духовное, от мира собираемое» св. Тихона Задонского).
Как переносить искушения?
Как вы поступаете во время сильной бури? – Терпеливо дожидаетесь тихой и ясной погоды: благость Божия поселяет в вас надежду наслаждаться после грозы приятным временем. Так же поступайте, когда клевета и злоба вас преследуют: без роптания переносите оскорбления и с благодушием ожидайте минуты, в которую Промысл озарит вас лучами радости («Цветник духовный»).
Необходимость и польза искушений
1. Вещь, кажущаяся золотою, может быть или из чистого золота, или из нечистого, или вовсе не из золота во внутренности; в огне золото становится чище, примесь отделяется, поддельное вещество обличается. Так добродетель человека может быть чистая и твердая, о Бозе соделанная и в силе Божией неизменная, или нечистая, по причине примешения помыслов тщеславия, своекорыстия и самоугодия, или, наконец, вовсе лицемерная: в огне искушения чистота ее возвышается, нечистота отделяется, лицемерие обличается (Филарет (Дроздов), митрополит московский).
2. Как за друга нельзя поручиться, если верность его к нам еще не испытана в несчастии (Сир.6:7), точно так же нельзя поручиться и за твердость, постоянство, искренность добродетели, пока она еще не испытана пробным камнем скорбей.
3. Не тогда познается искусство корабельщика, когда тиха погода, но когда бывает буря и волнение на море (схимон. Макарий).
4. Искушение не есть зло, но добро. Оно хороших делает еще лучшими. Это – горнило для очищения золота, это – мельница для сотрения жестких зерен пшеницы, это – огонь, истребляющий волчцы и терния, чтобы сделать землю способною к принятию добрых семян (св. Иоанн Златоуст).
5. В природе все нечистое, несовершенное из первоначального, необработанного состояния в более совершенное переходит не иначе, как чрез страдания. Драгоценные камни полируются; краски растираются и очищаются; хрусталь и фарфор проходят чрез огонь; камни подвергаются грани. Во всем и везде ничто не может быть облагорожено без некоторого ущерба.
6. Как пенька не бывает годною для пряжи из нее самых тонких ниток, если не треплют ее много раз, и чем больше колотят ее, тем делается она чище и способнее к пряже, так и боголюбивая душа, подвергаясь многим испытаниям и искушениям и мужественно претерпевая скорби, делается чище и пригоднее к духовному деланию истончания и, наконец, удостаивается наследовать небесную область царствия (св. Ефрем Сирин).
7. Возделанная железными орудиями и удобренная согнившими веществами земля особенно способна к плодородию; так и сердце, возделанное скорбями, напоенное уничижением, особенно способно к возвышеннейшей добродетели (Игнатий (Брянчанинов), епископ кавказский).
8. Если вещь слабейшая, сталкиваясь с твердою, иногда сокрушается, то также в природе видим много явлений, когда сила от препятствий возрастает в своей крепости и стремительности. Река тихо катит свои воды, когда ложе ее широко, – быстро и сильно стремится она, когда стесняют ее узкие, скалистые берега. Тлится и совсем угасает искра, когда нет движения воздуха; она возрастает в высокий пламень, когда ветер раздувает огонь. Христианин, тщанием не ленивый и духом горящий, всегда работает Господу (Рим.12:11), из любви к Нему; но он большую ощущает ревность, как скоро на поприще богоугождения встречает искушения и препятствия («Цветник духовный»).
9. Как крепких деревьев не вырывают с корнем порывы ветра, сколько бы ни устремлялись на них, ни нападали со всех сторон, – напротив, делают их чрез эти напоры еще более твердыми и крепкими: так и душу, святую и живущую благочестиво, напоры искушений и скорбей не низвергают, но возбуждают еще к большему терпению, как и блаженного Иова сделали они более славным и досточтимым (св. Иоанн Златоуст).
Искушение диавола
Как птица, свободно летающая на крылах своих, чтоб найти себе пищу, бывает обманываема птицеловом, простирающим по земле сети свои для ее уловления тем, что, простерши сети свои по земле, он кладет поверх их приманку, которую видя, птица слетает вниз, чтоб поклевать, и тут запутывается в сети и попадается в плен; тогда приходит и птицелов, берет ее, держит в руках своих и делает с нею что хочет: так и диавол, зная, что ум человеческий находится в непрестанном движении (парит), подкрадывается к человеку невидимо, кладет пред помыслом его какую-либо сласть как приманку, а под сластью простирает, как сеть, грех, который вместе есть и рука диавола невидимая и скрытая; потому что без греха нельзя диаволу схватить душу человека. Когда успеет он приманить душу приманкою сласти, тотчас опутывает ее сетями и схватывает. Первым делом его тут бывает завязать ей глаза, т.е. омрачить ум, чтобы она не увидала света и пути и не убежала; и это со всем тщанием делает он до тех пор, пока она, привычкою к сласти и долговременным пребыванием во грехе, совсем не предастся в волю его и не сделается во всем ему подручною и возлюбленною рабою. После сего она и сама не захочет уже бежать от этого господина своего, к которому привыкла и который так утешает ее и насыщает всякими сластями, пока совсем не растлит ее этими нечистыми и зловонными яствами своими. Когда же увидит он, что она совсем растлилась, тогда направляет ее на всякого рода непотребства, грехи и злодеяния. Но птицелов не может стянуть птицы с воздуха на свою приманку; а диавол, если найдет душу обнаженною благодати Божией, может подвигнуть стремления и пожелания души на сласть и склонить ее на свою волю (см. «Слова» преп. Симеона Нового Богослова, вып. 1-й, в пер. еп. Феофана, стр. 123–124).