Царь
Почитание царской власти
1. Давид, преследуемый Саулом, который всюду искал случая умертвить его, – Давид, имея всякую возможность лишить жизни самого Саула как личного врага, не только богобоязненно щадит и свято бережет жизнь его как помазанника Божия, но и горько упрекает беспечных его телохранителей. «Сохрани меня Господь, чтоб я наложил руку на господина моего, царя, – говорит он Авессе, готовому пронзить Саула копьем, – не смей убивать его. Кто может безнаказанно наложить руку на помазанника Господня? Нет, не нанесу руки моей на господина моего, яко помазанник Господень сей есть» (1Цар.24:9–12). Затем, обращаясь к телохранителям Сауловым, укоряет их в беспечности по отношению к царю: «Воины Сауловы! Жив Господь, – вы достойны смерти за то, что худо охраняете жизнь государя своего, помазанника Господня».
2. Пророк Даниил и в плену отдает царское почтение Навуходоносору, этому ненавистному для иудеев опустошителю родной их земли и разорителю дорогого для них Иерусалима и первой святыни их – храма, и, предсказывая ему наказание от Бога, имеющее постигнуть его, смущается и с глубокою скорбью говорит: «О, государь! пусть бы это зло постигло твоих ненавистников, а не тебя» (Дан.4:16).
3. Еще пример из древности христианской: когда Юлиан Отступник, отправясь на войну с персами, проходил с войском чрез Каппадокию, где святительствовал св. Василий Великий, этот пастырь, воздавая, по слову Господа, Божия Богови и кесарева кесареви, встретил Юлиана, как царя, и, чтя в его лице помазанника Божия, поднес ему три ячменных хлеба. Жестокий гонитель христианства приказал дать св. Василию горсть сена, сказав с язвительною насмешкою: «Прими от нас пищу скотскую и будь уверен, что буду кормить тебя сеном, когда возвращусь из Персии». Поруганный святитель, отдав почтение царю, возвратился и молил Бога, да просветит отступника Своею благодатью. Вот какое почтение воздавали государям истинно верноподданные («Воскресное чтение», 1888 г., № 40).
Наказание Божие за мятеж против отца и царя
Авессалом, сын царя и пророка Давида, желая завладеть его престолом, восстал против отца своего и открыто провозгласил себя царем в Хевроне. Давид должен был удалиться из Иерусалима (2Цар.15). Но во время происшедшего по этому случаю сражения в лесу Авессалом был разбит и, спасаясь бегством на муле, запутался длинными и густыми волосами своими в ветвях одного большого дуба и повис на нем. Здесь, несмотря на приказание царя сберечь Авессалома, он убит был Иоавом; тело его брошено было в ров и над ним наметана груда камней проходившими войсками (2Цар.18:17–18). Так совершился суд Божий над этим возмутителем (2Цар. гл.15–18).