Слово Божие
Видение преподобного Нифонта
В житии преп. Нифонта говорится, что он однажды, в цареградской церкви, во время чтения Евангелия своими душевными очами видел, что слова, как светильники, восходили на небо.
Тот же преподобный Нифонт во время чтения апостольских посланий удостоился однажды видеть самого св. апостола Павла, который стоял позади читавшего и наблюдал за ним («Четьи-Минеи», 23 декабря).
Слушай слово Божие
Один инок пришел к старцу и с прискорбием поведал, что он часто внимает наставлениям отцов, но, что они ему ни скажут, ничего он не помнит. У старца были два пустые кувшина; старец сказал брату: «Поди, возьми один из этих сосудов, налей в него воды, вымой, воду вылей и сосуд, кверху дном, поставь на свое место». Сделал это брат, по повелению старца, трижды. Тогда старец спросил: «Который из двух сосудов чище?» Брат отвечал: «Тот, в который я наливал воду и который мыл». На это старец сказал: «Так и та душа, которая часто слышит слово Божие, хотя не удерживает в памяти ничего из слышанного, однако более очищается, нежели та, которая никогда не вопрошает и не слышит слова Божия» («Отечник», § 63).
Чудесное действие на человека слова Божия
1. В городе Тарсе киликийском жил скоморох, именем Вавила; имел он беззаконное сожитие с двумя женами и по делам своим был сосуд диавола. Ему однажды пришлось быть в церкви, и когда он здесь слушал чтение Евангелия, то слова «покайтеся, приближилося царствие небесное» (Мф.4:17), произвели на него необыкновенное действие. Он тотчас почувствовал глубокое раскаяние, заплакал, стал укорять себя за свою прошлую жизнь и дал обещание исправиться, и подлинно исправился. «Вавила, – говорит повествование о нем, – стал муж умилен, полн страха Божия, смирен и кроток, мнозем на пользу быв и, Богови угодив, в вечную преставися жизнь, о Христе Иисусе, Господе нашем» («Пролог», февраля 22-го).
2. Вот и еще пример. Один монах пошел в церковь. Когда он входил в нее, лицо его было черно, как у эфиопа, бесы надругались над ним, ангел-хранитель издалека следовал за ним. Когда же, после службы, монах вышел из церкви, он был чист и светел, бесы далеко отстояли от него, и ангел-хранитель сопровождал его со светлым и радостным лицом. Монахи спросили, что с ним было в церкви, и он отвечал: «Я человек грешный и все дни жизни моей даже доселе провел в скверных деяниях. Но вот, вошедши ныне в церковь, я услышал чтение из книги пророка Исайи: омойтесь, очиститесь, удалите злые деяния ваша от очей Моих, перестаньте делать зло, научитесь делать добро. Тогда… если будут грехи ваши как багряное, как снег убелю, и если… послушаетесь, то будете вкушать блага жизни (Ис.1:16–19). Выслушав это, я умилился душою и сказал Богу в мыслях моих: отселе даю Ти, Господи, слово, обещаяся усты и сердцем исповедаяся, яко не имам к тому того сотворити зла, но отметатися всякого беззакония, и поработаю Ти с чистою совестию. Днесь убо, Владыко, прими мя кающегося и отгребающегося от всякого зла. С сими мыслями, – закончил речь свою инок, – я вышел из церкви, осудив душу мою и дав обещание пред Богом впредь не грешить». Все прославили Бога.
Блажени слышащии слово Божие и хранящее (Лк.11:28) («Пролог»).
Неискусные не должны толковать слова Божие
Два инока, читая Евангелие, дошли в нем до места, которое имеет иносказательный смысл. Недолго думая, они истолковали это место по-своему, толкование приложили к жизни и впали в тяжкий грех, за который архиереем своим были отлучены от церкви. Вместо раскаяния иноки стали роптать на него. «Мы поступили по евангелию и ради царствия небесного, а он отлучил нас от церкви; принесем жалобу архиепископу Иерусалима». Принесли, однако и этот отлучил их. Иноки не раскаялись и пошли к архиепископу в Антиохию. Увы! – и он подтвердил отлучение. Что делать? Пошли в Рим.И тут не легче. «Отлучены вы до меня, отлучаю и я вас», – сказал им архиепископ римский. Надобно бы, кажется, после сего сознаться согрешившим, но нет. «Пристрастно все судили нас, – сказали они, – пойдем к Епифанию, архиепископу кипрскому; он не смотрит на лица и праведно судить». Пошли, но и тут неуспех. Епифаний не только не оправдал их, но даже и в город их не пустил. Тут только, наконец, к счастью, иноки сознали свое заблуждение. «Ну что мы оправдываемся? – рассудили они. – Ведь не без правды же все нас отлучили. Согрешили мы!» Что же? О, как велико милосердие Божие к кающимся грешникам! Едва сознали они свой грех, св. Епифанию уже возвестил Господь, что они прощены. Епифаний призвал их, объявил им прощение и принял в общение с Церковью («Пролог», 17 сент.).