Азбука веры Православная библиотека протоиерей Петр Смирнов Церковная проповедь на двунадесятые праздники. Часть 1

Церковная проповедь на двунадесятые праздники. Часть 1

Источник

Часть 2 →

Содержание

Предисловие

Беседа на слова: В начале бе Слово (Ин. 1:1). Святого Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской Слово на Святую Пасху. Святого Григория Богослова, архиепископа Константинопольского Слово на Святую Пасху. Святого Григория Богослова, архиепископа Константинопольского Слово на Святую Пасху. Святого Григория, епископа Нисского Слово на Святую Пасху. (О воскресении). Святого Григория, епископа Нисского Слово на Святую и Спасительную Пасху. Святого Григория, епископа Нисского Слово на Светоносное и Святое Воскресение Господа и Бога нашего Иисуса Христа. Святого Григория, епископа Нисского Слово на Святую Пасху. Святого Амвросия, епископа Медиоланского Слово на Святую Пасху (О таинстве Пасхи). Святого Амвросия, епископа Медиоланского Слово на Святую Пасху. Святого Амвросия, епископа Медиоланского Слово на Святое Христово Воскресение. Святого Епифания, епископа Кипрского Слово на Святое Воскресение Христово. Святого Епифания Кипрского Беседа на слова: И свет во тме светится, и тма его не объят (Ин. 1:5). Святого Иоанна Златоустого, архиепископа Константинопольского Беседа на слова: И видехом славу Его, славу яко Единородного от Отца, исполнь благодати и истины (Ин. 1:14). Святого Иоанна Златоустого Слово огласительное во святой и светоносный день преславного и спасительного Христа Бога нашего Воскресения. Иже во святых отца нашего Иоанна, архиепископа Константинопольского, Златоустого Слово на Святую Пасху. Святого Иоанна Златоустого, архиепископа Константинопольского Беседа на Святую Пасху. Святого Иоанна Златоустого, архиепископа Константинопольского Беседа на тридневное Воскресение Господа нашего Иисуса Христа. Святого Иоанна Златоустого Беседа (в понедельник Светлой Седмицы) на слова: Бога никто же виде нигдеже, Единородный Сын, сый в лони Отчи: Той исповеда (Ин. 1:18). Св. Иоанна Златоустого, архиепископа Константинопольского Слово на Святую Пасху. Блаженного Августина Слово во вторник Светлой седмицы. (О явлении Христа Спасителя двум ученикам Еммаусским). Блаженного Августина Слово во вторник Светлой седмицы. Блаженного Августина Слово на Святую Пасху. Св. Прокла, архиепископа Константинопольского Слово на Святую Пасху. Святого Прокла, архиепископа Константинопольского Слово на Святую Пасху. Святого Прокла, архиепископа Константинопольского Слово на Святую Пасху. Святого Льва, папы Римского Слово на Святую Пасху. Святого Льва, папы Римского Беседа на Святую Пасху (О явлении воскресшего Спасителя мира женам Мироносицам). Святого Григория Двоеслова, папы Римского Беседа (во вторник Светлой Седмицы) о явлении воскресшего Спасителя мира двум ученикам на пути в Эммаус. Святого Григория Двоеcлова Поучение на Святую Пасху. Преподобного аввы Дорофея Слово огласительное во Святую Великую неделю Пасхи. Святого Феодора, игумена Студийского и исповедника Слово на Святую Пасху. (Что есть таинство воскресения Христова? Как в нас бывает воскресение Христово, и как вместе с сим бывает воскресение души?) Преподобного Симеона Нового Богослова Слово на Святую Пасху. Святого Кирилла, епископа Туровского Поучение на Воскресение Христово. Святого Димитрия, митрополита Ростовского Поучение на Благовещение Пресвятой Богородицы и Светлый понедельник Воскресения Христова. Святого Димитрия, митрополита Ростовского Слово на Вознесение Господа нашего Иисуса Христа. Святого Афанасия, архиепископа Александрийского Слово на день Вознесения Господа нашего Иисуса Христа. Святого Григория, епископа Нисского Слово на Вознесение Господа нашего Иисуса Христа. Святого Епифания, епископа Кипрского Беседа на слова: Зрящим им взятся. И се мужа два стаста пред ними во одежди беле, иже и рекоста..: сей Иисус вознесыйся от вас на небо, такожде приидет (Деян. 1:9,11). Святого Иоанна Златоустого, архиепископа Константинопольского Беседа на Вознесение Господа нашего Иисуса Христа. Святого Иоанна Златоустого, архиепископа Константинопольского Беседа в день Вознесения Господа нашего Иисуса Христа. Святого Иоанна Златоустого, архиепископа Константинопольского Беседа на Вознесение Господа нашего Иисуса Христа. Святого Иоанна Златоустого, архиепископа Константинопольского Слово на Вознесение Господа нашего Иисуса Христа. Святого Иоанна Златоустого, архиепископа Константинопольского Слово на Вознесение Господа нашего Иисуса Христа. Святого Иоанна Златоустого, архиепископа Константинопольского Слово на Вознесение Господа нашего Иисуса Христа. Святого Иоанна Златоустого, архиепископа Константинопольского Слово на Вознесение Господа нашего Иисуса Христа. Святого Иоанна Златоустого, архиепископа Константинопольского Слово на Вознесение Господне. Блаженного Августина Слово на Вознесение Господне. Блаженного Августина Слово на Вознесение Господне. Блаженного Августина Слово на Вознесение Господне. Блаженного Августина Слово в день Вознесения Господня. Блаженного Августина Слово на Вознесение Господне. Блаженного Августина Слово на Вознесение Господа нашего Иисуса Христа. Святого Прокла, архиепископа Константинопольского Слово на Вознесение Господне. Святого Льва Великого, папы Римского Слово на Вознесение Господа нашего Иисуса Христа. Святого Льва, папы Римского Беседа на день Вознесения Господня. Святого Григория Двоеслова, папы Римского Поучение на Вознесение Господне. Святого Феодора, игумена Студийского и исповедника Поучение на Вознесение Христа Спасителя. Святого Феодора, игумена Студийского и исповедника Слово на Вознесение Господне. Святого Кирилла, епископа Туровского Беседа на Вознесение Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Святого Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского Беседа на Вознесение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Святого Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского Поучение на Вознесение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Святого Димитрия, митрополита Ростовского Слово на Святую Пятидесятницу. Святого Григория Богослова, архиепископа Константинопольского Слово на день Святой Пятидесятницы (О Святом Духе). Святого Григория, епископа Нисского Слово в день Св. Пятидесятницы. Святого Амвросия, епископа Медиоланского Слово в неделю Пятидесятницы. Св. Амвросия, епископа Медиоланского Беседа на слова: И егда скончавашася дние Пятьдесятницы, беша вси апостоли единодушно вкупе. И бысть внезапу с небесе шум (Деян. 2:1, 2). Святого Иоанна Златоустого Беседа на слова: В последний же день великий праздника стояше Иисус, и зваше, глаголя: аще кто жаждет, да приидет ко Мне и пиет. Веруяй в Мя, якоже рече Писание, реки от чрева его истекут воды живы (Ин. 7:37, 38). Св. Иоанна Златоустого, архиепископа Константинопольского Беседа на слова: Приидоша–же слуги ко архиереом и фарисеом, и реша им тии: почто не приведосте Его? Отвещаша слуги: николиже тако есть глаголал человек, яко сей Человек (Ин. 7:45, 46). Св. Иоанна Златоустого, архиепископа Константинопольского Беседа в день Святой Пятидесятницы. Святого Иоанна Златоустого, архиепископа Константинопольского Беседа в день Св. Пятидесятницы. Святого Иоанна Златоустого, архиепископа Константинопольского Слово на Святую Пятидесятницу. Святого Ионна Златоустого, архиепископа Константинопольского Слово на Святую Пятидесятницу. Святого Ионна Златоустого, архиепископа Константинопольского Слово на Святую Пятидесятницу. Святого Иоанна Златоустого, архиепископа Константинопольского Слово в день Св. Пятидесятницы (О благодатной перемене, совершаемой в человеке дарованием Святого Духа). Блаженного Августина, епископа Иппонийского Слово на день Св. Пятидесятницы (О пришествии Святого Духа и даре языков). Блаженного Августина Слово в день Пятидесятницы. Блаженного Августина, епископа Иппонийского Слово в день Пятидесятницы. Блаженного Августина Слово на день Пятидесятницы. Блаженного Августина Слово на Святую Пятидесятницу. Святого Прокла, архиепископа Константинопольского Слово на Святую Пятидесятницу. Св. Льва Великого, папы римского Слово на день Св. Пятидесятницы. Св. Льва Великого, папы римского Беседа на день Пятидесятницы. Святого Григория Двоеслова, папы римского Поучение на день Пятидесятницы. Святого Феодора, игумена Студийского и исповедника Поучение на Пятидесятницу. Святого Кирилла, епиcкопа Туровcкого Беседа в день Пятидесятницы. Святого Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского Слово в день Сошествия Святого Духа. Святого Димитрия, митрополита Ростовского Слово в день Сошествия Святого Духа. Святого Димитрия, митрополита Ростовского Слово на день Святой Троицы. Святого Димитрия, митрополита Ростовского Слово в день Святой Троицы. Святого Димитрия, митрополита Ростовского Беседа на Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Святого Ефрема Сирина Беседа на слова: И по днех шестих поят Иисус Петра, и Иакова, и Иоанна... и возведе их на гору высоку едины... (Мф. 17:1). Святого Иоанна Златоустого, архиепиекопа Константинопольского Беседа на Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Святого Кирилла, архиепископа Александрийского Слово на Преображение Господа Бога Спасителя нашего Иисуса Христа. Святого Прокла, архиепископа Константинопольского Беседа на Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Святого Василия, епископа Селевкийского Слово на Святое Преображение Христа Бога нашего. Святого Анастасия Синаита Слово на Преображение Господа нашего Иисуса Христа. Святого Андрея, архиепиекопа Критского Слово на преславное Преображение Господа нашего Иисуса Христа. Преподобного Иоанна Дамаскина Поучение на Преображение Господа нашего Иисуса Христа (О том, что должно хранить красоту и благообразие души и девство неоскверненным, и не медлить покаянием). Святого Феодора, игумена Студийского и исповедника Поучение на Преображение Господне. Святого Климента, епископа Величского Беседа на всесвятое Преображение Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа (О свойстве света, виденного Апостолами на Фаворе). Святого Григория Паламы, архиепископа Фесалоникийского Беседа на Преображение Господне (О том, что Божественный свет во время Преображения есть свет несозданный, но не есть сущность Божия). Святого Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского Слово на Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Св. Димитрия, митрополита Ростовского Поучение в день Преображения Господня. Святого Тихона, епископа Воронежского и Задонского Поучение на день Преображения Господня (Чему учит нас Преображение Христово?). Святого Тихона, Епископа Воронежского и Задонского Похвальное слово на Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Mapии. Св. Модеста, архиепископа Иерусалимского Слово на Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы. Святого Андрея, архиепископа Критского Слово на преславное Успение Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Святого Андрея, архиепископа Критского Cлово на Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы. Святого Андрея, архиепископа Критского Слово на Всечестное Успение Преcвятой Богородицы. Св. Германа, патриарха Константинопольского Слово на Святое Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Maрии. Св. Германа, патриаpxa Константинопольского Слово на святое и честное Успение Преславной Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Св. Германа, патриарха Константинопольского Слово на Успение всепетой, преславной и преблагословенной Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Преподобного Иоанна Дамаскина Слово на славное Успение Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии. Преподобного Иоанна Дамаскина Слово на Успение Пресвятой Богородицы. Преподобного Иоанна Дамаскина Похвальное слово на Успение Святой Владычицы нашей Богородицы. Св. Феодора, игумена Студийского и Исповедника Похвальное слово на Преставление Святой Владычицы нашей Богородицы. Святого Климента, епископа Величского Беседа на всеблаженное Успение Всенепорочной Госпожи нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Святого Григория Паламы, ариепископа Фессалоникийского Слово на Успение Пресвятой Богородицы. Св Димитрия, митрополита Ростовского Слово на день Успения Пресвятой Богородицы. Св. Дмитрия, митрополита Ростовского Похвальное слово в день Успения Пресвятой Богородицы. Святителя Илии Минятия Кефалонитского Слово в день Успения Богоматери (О предстательстве Богоматери). Святителя Илии Минятия Кефалонитского Похвальное слово на Успение Пресвятой Богородицы. Святителя Илия Минятия Кефалонитского Слово в день Успения Пресвятой Богородицы (Живые плоды живой веры). Св. Тихона епископа Воронежского и Задонского Слово в день Успения Пресвятой Богородицы. Св. Тихона, епископа Воронежского и Задонского Похвальное слово Пресвятой Богородице. Св. Прокла, патриарха Константинопольского Слово на Рождество Пресвятой Богородицы. Св. Андрея, архиепископа Критского Слово на Рождество Пренепорочной владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. (О том, что Пресвятая Дева Мария происходит от семени Давидова). Святого Андрея, архиепископа Критского Слово на Рождество Пренепорочной Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. (Из ветхозаветной истории и разных свидетельств доказательства того, что Дева Мария происходит от семени Давидова). Св. Андрея, архиепископа Критского Слово на Рождество Пресвятой Богородицы. Св. Андрея, архиепископа Критского Слово на Рождество Пресвятой Богородицы. Преподобного Иоанна Дамаскина Слово на Рождество Пресвятой Богородицы. Преподобного Иоанна Дамаскина Слово на Рождество Пренепорочной Госпожи нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Григория, митрополита Никомидийского Слово на Рождество Пресвятой Богородицы. Святейшего Фотия, патриарха Константинопольского Беседа на спасительное Рождество Пренепорочной Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Mapии. Святого Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского Поучение на праздник Рождества пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии. Из древнего сборника (XVII в.) – «Статир» Поучение на Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы. Из Пролога Слово на Рождество Пресвятой Богородицы. Из Четьих–Миней св. Димитрия, митрополита Ростовского Похвальное слово на Рождество Пресвятой Богородицы. Святителя Илии Минатия Кефалонитского Похвальное слово на Рождество Пресвятой Богородицы. Святителя Илии Минятия Кефалонитского Слово на Святую Пасху (о воскресении Господа нашего Иисуса Христа и о том, что Евангелисты ни в чем не противоречат друг другу, различно передавая происходившее при воскресении Еммануила). Святого Григория, епископа Нисского Слово на Святую Пасху. Св. Иоанна Златоустого, архиепископа Константинопольского Слово на Святую Пасху. Св. Иоанна Златоустого Слово на Пасху. Св. Иоанна Златоустого Слово на Пасху. Св. Иоанна Златоустого Слово на Святую Пасху. Св. Иоанна Златоустого Слово на Святую Пасху. Св. Иоанна Златоустого, архиепископа Константинопольского Беседа в день Воскресения Господа Спасителя нашего. Святого Иакова Саруга Поучение на преславный день Воскресения Христова. Из древнего сборника (XVII в.) – «Статир» Слово на Святое Воскресение Христово. Святого Димитрия, митрополита Ростовского Слово в неделю Пасхи. Святителя Илии Минятия Кефалонитского Слово в светоносный день воскресения Христа и Бога нашего. Блаженнейшего Герасима Паллады, патриарха Александрийского (XVIII в.) Слово в День Пасхи. Из древле-отеческого сборника Беседа в день Вознесения Господня. Евсевия, епископа Алвисандрийского (IV в.) Слово на Вознесение Господа нашего Иисуса Христа. Блаженного Диадоха, епископа Фотики Эпирской (V в.) Беседа на Вознесение Господа нашего Иисуса Христа. Святейшего Фотия, патриарха Константинопольского Поучение в день Вознесения Господа нашего Иисуса Христа. Иэ древнего сборника (XVII в.) – «Сатир» Похвальное слово на Вознесение Господа нашего Иисуса Христа. Святителя Илии Минития, Кефалонитского Слово на праздник преславного Вознесения Господня. (О paе и светлой радости вечной). Из древле–отеческого сборника Беседа на День Святого Духа. (О том, что всякая душа, желающая наследовать царствие Божие, должна возродиться от Святого Духа). Преподобного Макария Великого (Египетского) Беседа на Апостольское чтение, положенное в день Св. Духа (Еф. 5:9–12). Св. Иоанна Златоустого, архиепископа Константинопольского Беседа на Евангельское чтение, положенное в день Св. Духа (Мф. 18:10–20). Св. Иоанна Златоустого, архиепископа Константинопольского Беседа о Святом Духе. Св. Иоанна Златоустого, архиепископа Константинопольского Беседа на День Пятидесятницы (по благодати Духа Святого и свободном произволении). Св. Иоанна Кассиана Римлянина Слово во славу Святого Духа, совосседающего Отцу и Сыну и доставляющего людям усыновление. Императора Льва VI Мудрого Беседа на повествование евангелиста Луки о Преображении Господнем (Лк. 9:28–36). Блаженного Феофилакта, архиепископа Болгарского Слово на Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Святителя Леонтия Карповича, епископа Владимирского и Брестского (XVII в.) Беседа о подражении Пресвятой Богородице. Св. Амвросия, епископа Медиоланского Поучение на честное Преставление Пресвятой Богородицы. Из Пролога Слово на Успение Пречистой и Преблагословенной Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. (Небесная слава Матери Божией). Святого Леонтия Карповича  

 

Настоящий труд мой почтительно посвящаю Василию Феодоровичу Певницкому,

заслуженному ординарному профессору Киевской Духовной Академии, глубокоуважаемому наставнику церковного проповедничества.

Петр Смирнов

1904 года, 2–го февраля.

Киев

 

Источник премудрости слово Божие в вышних

(Сир. 1:5).

 

От Святаго Духа просвещаеми глаголаша святии Божии человецы

(2Пет. 1:21).

 

Восхвалим мужи славны, и отцы наши в бытии: мужи имениты силою, советующе разумом своим

(Сир. 44:1, 3).

 

Имена их живут в роды. Премудрость их поведят людие, и похвалу их исповесть Церковь

(Сир. 44:13–14):

 

«Препрославлен еси, Христе Боже наш, светила на земли отцы наши основавый, и теми ко истинней вере вся ны наставивый: многоблагоутробне, слава тебе» (Троп. 7–нед. по Пасхе).

«У нас есть церковные писатели, которые не только мудро, но и красноречиво раскрыли в своих творениях слово Божие... Читая творения их, человек переимчивый, даже без особенного намерения сделаться самому красноречивым, если только постоянно углубляется в предметы, излагаемые там, – от обращения с сими творениями неприметно напитывается слогом или образом выражения их».

(«Христианск. Наука». Блажен. Августина. Кн. IV, стр. 343, 252. Киев. 1835 г,).

Предисловие

Богатое наследие получили мы от богомудрых и богоносных отцов и учителей Церкви, которые не только сами держались вернаго словесе по учению (Тит. 1:9), образ имели здравых словес... и доброе завещание соблюдали Духом Святым (2Тим. 1:13–14), но и передавали слышанное учение будущим своим преемникам, верным человеком, иже довольни будут (которые способны были бы) и иных научити (2Тим. 2:2), а равно всем православным христианам. Писания святых отцов и учителей церковных представляют собой драгоценную сокровищницу добрых учений. Разве то, что творения свв. отцов не все еще переведены на наш отечественный язык, а те, кои переведены, представляют иногда, по трудности языка, немалое затруднение для уразумения неопытных читателей, – разве одно это может закрывать для некоторых величие и пользу сих творений. В этом смысле святоотеческую литературу можно назвать богатейшим рудником истинной мудрости, который, однако же, требует труда и искусства для извлечения оной. Но то несомненно, что, кто займется изучением творений святоотеческих со вниманием и усердием, тот обретет в них столько сокровищ истинного просвещения, сколько нельзя найти ни в каких уже произведениях ума человеческого. Святые отцы это – мужи, которые после апостолов право правили в Церкви слово истины Господней, породили множество чад о Христе Иисусе благовествование, и писаниями своими сделались для всех последующих поколений наставниками жизни, правилом веры – и чрез писания их, и чрез писания других о них. К ним–то, поэтому, и нынешние христиане должны обращать свои взоры, особенно в случае каких-либо недоумений или смущений в деле веры и христианской жизни. К глубокому прискорбию, должно сознаться, что у христиан нашего времени встречается много книг, у одних – века сего, у других – века мятежа церковного, но нет совсем книг святоотеческих; отсюда-то – и слабость в вере, неискусство, даже отпадение. Необходимо обратить внимание на этот недостаток в способах просвещения и восполнить его. Святые отцы и учители Церкви жили и трудились для нас: мы будем хотя читать творения святых Божиих человеков, благовествовавших Духом Святым, – станем внимать отеческим заветам их. По обетованию Божию, счастливы те дети, который почитают своих отцов: так будем счастливы и мы, когда почтим свв. отцов своих во Христе нашим вниманием к их наставлениям, согласно заповеди Апостольской: поминайте наставники ваша, иже глаголаша вам слово Божие (Евр. 13:17).

Представляя собою рудник, в котором заключается вся сумма богословского знания в его непосредственной чистоте и целости, писания богомудрых отцев и учителей церковных имеют обязательное руководственное значение, в особенности, для пастырей Церкви Христовой. В святоотеческих словах и беседах для каждого пастыря хранится богатейший запас проповеднической опытности. Всею душою преданные своему делу и руководимые Духом Божиим, святые отцы и учители Церкви, начиная с первых веков христианства и до позднейших, всегда предлагали своим слушателям слово действенное, исполненное премудрости и силы при всей видимой простоте своей. Как плод святой жизни угодников Божиих, святоотеческие словеса носят на себе печать помазания от Духа Божия, пребывающего, по непреложному речению Господню, в Церкви Христовой. Оттого-то святоотеческие проповеди так непосредственно прямо и говорят человеческому сердцу и находят такой живой, действенный отклик в душе человеческой; оттого-то эти духоносные слова и беседы так глубоко чтились нашими благочестивыми предками, чтутся и всеми истинно православными людьми, находящими в них изведанные опытом средства к христианскому самоусовершенствованию и много целительного для помощи искушаемым. Поучения святоотеческие никогда не перестанут быть словом утешения и назидания Церкви, равно как и каждого христианина порознь, не взирая на то, что обстоятельства и условия религиозно–нравственной жизни теперь далеко не те, в каких находились современники святых отцев и учителей Церкви. Не напрасно же Трулльский собор вменил в непременную обязанность пастырям Церкви прилежать к чтению святоотеческих творений так же усердно, как и к чтению Священного Писания, и по образцу их поучать народ. 19-е правило Трулльского собора гласит: «предстоятели церквей должны по вся дни, наипаче же во дни воскресные, поучати народ словесам благочестия, избирая из Божественного Писания разумения и рассуждения истины, и не преступая уже положенных пределов и предания богоносных отец: и аще будет исследуемо слово Писания, то не инако да изъясняют оное, разве как изложили светила и учители Церкви в своих писаниях, и сими более да удовлетворяются, нежели составлением собственных слов, дабы, при недостатке умения в сем, не уклонитися от подобающего. Ибо чрез учение вышереченных отец, люди, получая познание о добром и достойном избрания, и в неполезном и достойном отвращения, исправляют жизнь свою на лучшее». И в ставленнической грамоте, вручаемой каждому новопосвященному иерею, пастыри Церкви имеют для себя наставление – «вседушно прилежати чтению Божественных Писаний, и не инако сия толковати, но якоже церковная светила, святии и богоноснии отцы наши, пастырие и учителие, великим согласием истолковали, и тако вверенные ему люди учити».

Православная Церковь, назначив древние поучения из Св. Писания, присовокупила к ним множество поучений из писаний отеческих. В древней Церкви проповедь была необходимою, непременною принадлежностью каждого богослужебного собрания верующих; преимущественно же утреннее Богослужение было временем, в которое предлагались народу христианские наставления: воспоминание и закон о сем сохранились в 48–51 главах нашего Церковного Устава, где полагается довольное число чтений на всенощном бдении, особенно в великие праздники. Вместе с принятием христианства предки наши приняли из Греции и благочестивый обычай читать за Богослужением церковным назидательные творения приснопамятных отцев и учителей Церкви: от сокровищ святоотеческого учения, предлагавшегося в храмах, возросли и семена благочестия и та стойкость в вере, которая всегда отличала древнерусского человека. Хотя в настоящее время доблестный обычай этот иногда предается забвению, однако и современным Богослужебным Уставом не отменены эти чтения, в коих преподается душеспасительное истолкование воспоминаемых Церковью событий и праздников и указуются возвышенные примеры праведной жизни. И если наше Богослужение своей продолжительностью не всегда благоприятствует уставным чтениям – проповедям, то последние, всегда с величайшею пользою для назидания верующих, могут быть прочитываемы на вне богослужебных собеседованиях. Поучения святоотеческие на великие праздники церковные наш Типикон указывает под числом известной службы праздника, обыкновенно так: «и чтем слово святого (имярек), его же начало (такое–то)», или: «и чтение праздника» и проч. Но поучения эти у нас не собраны и не изданы в одной книге; а отдельно помещались на греческом и славянском языках в Четьи Минеях, Прологе, Торжественниках, а также в русском переводе – в Христианском Чтении, в Воскресном Чтении, Церковных Ведомостях и т.п. О духе и свойстве праздничных уставных поучений вообще должно заметить, что они принадлежат знаменитейшим отцам и учителями древнего христианского мира, – мужам, имена коих прославлены всеми веками христианства. Вселенские учители и святители, свв. Григорий Богослов, Иоанн Златоустый, Василий Великий, свв. Григорий Нисский, Иоанн Дамаскин, Андрей Критский, Епифаний Кипрский, Кирилл Иерусалимский, Афанасий Великий и многие другие попеременно являются нам благовестниками и вдохновенными истолкователями того или другого праздника. К ним можем мы применить слова святитель Златоустого, сказанные об апостолах и евангелистах: «они не умерли, но живут для нас, и беседуют с нами чрез свои животворные писания». Беседы свв. отцев Церкви на праздники Господни и Богородичны были так близки к языку богослужебному, что многие места их впоследствии обращены в богослужебные стихиры. Так, пасхальные стихиры – «Воскресение день, и просветимся торжеством», «Вчера спогребохся Тебе», «Пасха Господня, Пасха», «Сей наречённый и святый день» заимствованы из слов св. Григория Богослова на Св. Пасху (см. стр. 4–9 этой части); некоторые стихиры в праздник Пятидесятницы, напр.: «Дух Святый бе убо присно, и есть и будет», взяты из слов св. Григория Богослова на Св. Пятидесятницу (см. 237–241 стр. этой части).

Еще блаженный Августин, автор первой христианской гомилетики, придавал особенное значение чтению и изучению произведений лучших церковных ораторов – творений отцов и учителей Церкви; и такого рода практическому изучению церковного красноречия перед теоретическим он отдавал предпочтение. В 4–й книге своей, знаменитой «Христианской Науки», блаженный Августин пишет: «Кто хочет говорить к народу не только мудро, но и красноречиво (нет сомнения, что соединение того и другого более принесет пользы!), тому я советую читать, слушать и подражать ораторам: ибо в словах и речах людей красноречивых совершенно выполнены все правила красноречия... Легче сделаться красноречивым посредством чтения и слушания ораторов, нежели чрез точное изучение правил ораторского искусства: нам известны весьма многие мужи, кои, вовсе не зная правил риторических, были красноречивее людей, тщательно изучавших сии правила; напротив, я не знаю ни одного человека, который сделался бы красноречивым без чтения и слушания ораторов... Ревностный любитель церковной словесности может переселить в себя и дух и язык сих писателей, если тщательно и неутомимо будет читать и слушать их, особенно же делать опыты и упражнения в подражании оным. И те, которые сказывают – выучивают на память и предлагают народу мудро и красноречиво написанные поучения отцов и учителей Церкви, не должны думать, что они крадут, так как крадет тот, кто похищает чужое, а слово Божие не есть чужое для повинующихся Богу». Знаменитый отечественный вития церковный, приснопамятный святитель Московский Филарет, также писал в свое время: «Нет нужды указывать образцы поучений церковных. Нужно заметить одно то, чтобы искать оных… преимущественно в писаниях древних отцев Церкви, по которым образовались знаменитейшие проповедники новейших времен и, в которых лежат сокровища духа апостольского, потому только малоизвестныя, что они – в великом числе и в обширных хранилищах». (Собр. мнен. и отзыв, т. I, стр. 146). И действительно, при внимательном чтении и изучении святоотеческих проповедей, не только можно научиться ясному изложению истин веры и благочестия, но и постигнуть все пути, коими отцы и учители Церкви успешно действовали на умы и сердца своих слушателей, и могущественно пленяли их волю в послушание слова Божия. Пользуясь уставными церковными поучениями на великие праздники, современный «проповедник проникнется и напитается духом древнего витийства христианского, извлечет оный из праха тлеющих хартий, и даст ему жизнь в душах своих современников».

В силу всех этих соображений, а также принимая во внимание и то обстоятельство, что далеко не всякая церковная библиотека имеет у себя даже наиболее распространенные проповеди богоносных отцов и учителей церковных (при том некоторых изданий уже нет и в продаже), мы и решились собрать в настоящем издании слова, беседы и поучения святоотеческие, в том числе, и положенные Уставом Православной Церкви, на двунадесятые праздники. При этом к проповедям свв. отцев и учителей Церкви на двунадесятые праздники мы присоединили слова, беседы и поучения и наиболее известных писателей церковных как древних (напр., императора Льва VI Мудрого...), так и сравнительно поздних (святителей Илии Минятия, Леонтия Карповича...), проповеди которых заслужили себе «достойную похвалу» от Св. Синода, усмотревшего в них «неоспоримую полезность»; а также – проповеди из древнеучительных сборников, которые имели громадное воздействие на русский народ воодушевлением, всегда отличавшим речи древних отцов и учителей нашей Церкви. Мы разумеем: «Пролог», «Соборник», «Собрание разных поучений, на три части разделенное», «Статир» и т.п., – эти, к глубокому сожалению, забытыя сокровища, которые, однако, заслуживают особенного внимания и духовенства и всех любителей душеспасительного чтения. Некоторые проповеди в настоящем издании переведены нами впервые на русский язык; иные (старинный перевод коих стал совершенно темен и непонятен) переложены на современную русскую речь; в некоторых проповедях мы заменяли отдельные устаревшие формы слов для большей понятности современными; иные проповеди мы приводим в большем или меньшем сокращении. В подстрочных примечаниях нами указано, где мы находили ту или иную приведенную нами проповедь или часть ее, а в конце книги нами сделано указание проповедей, положенных уставом Православной Церкви для чтения за известным Богослужением.

Составитель.


Источник: Церковная проповедь на двунадесятые праздники : Слова, беседы, поучения святых отцов и учителей Церкви и известнейших писателей церковных. Части 1-2. / сост. П. Смирнов.– Киев : Лито-Типография И.И. Чоколова, 1904. / Ч. 1. – XII, 862, XII с.

Комментарии для сайта Cackle