Источник

Слово на Святое Воскресение Христово. Святого Димитрия, митрополита Ростовского

Страсти ради нищих, и воздыхания убогих, ныне воскресну, глаголет Господь (Пс. 11:6).

Это – слова Бога Духа Святого, древле пронареченные Давидом, а ныне исполненные Самим Богом Сыном.

Ныне – всемирнорадостный день, день радости для небесных, земных и преисподних. Три места – небо, земля и преисподняя желают слышать превозжеленное – «Христос воскресе»; посему-то трижды к трем местам Церковь возглашает: «Христос воскресе». Когда же я слышу слова Христовы, прежде изреченные Давидом: страсти ради нищих, то думаю, что не вся земля или жители земли радуются о Воскресшем. Эти слова показывают, что надлежит радоваться одному тому, для кого Христос воскрес: страсти ради нищих. Давид не воспоминает царей, обходит молчанием князей, ни слова не говорит о богатых, хотя и все они желали видеть воскресение Его. Цари восклицали: воскресни, воскресни Господи, яко Ты царствуеши во веки; однако же, нисколько не успели, ибо не сказано: «воскресну ради царей». Люди славные взывали оным гласом: востани, славо моя, однако не было гласа: «востану ради славных земли». Молился не один судия земной: «возстани, Господи, суди земли», но Бог не хочет быть другом судии земному. Желали люди богатые, имеющие много покоев, разных, благоугодных палат и молились: востани, Господи, в покой Твой (Пс. 131:8); Бог же не помышляет востать из твердого каменного гроба. А когда нищие, странные, убогие, всякий с воздыханием смиренным, воззвали: воскресни, Господи Боже мой, да вознесется рука Твоя, не забуди убогих Твоих до конца (Пс. 9:33), – то в то же время они услыхали слова Христовы: ныне воскресну страсти ради нищих и воздыхания убогих. Итак, для чего Христос, презревши богатых и сановных, воскресает ради одних нищих, – об этом я, скудоумный, хотел бы хотя малое слово предложить слушателю моему. Тебя же, ныне воскресший Слове Божий, премудрости Наставниче и смысла Подателю, молю: даруй мне слово!

Страсти ради нищих и воздыхания убогих ныне воскресну, глаголет Господь. Когда я хочу мало помыслить о временных богатствах и о нищете и узнать, что доброго сделала нищета для Христа Бога, и в чем повинно богатство, что Воскресший является ради нищих, а от богатых уклоняется, то, естественно, ум влечет меня, прежде всего, к богатству. Но пoелику нищета нынешнего дня честнее богатств, дороже сокровищ даже всего мира, то да будет у меня первое всего слово о нищете: что доброго сделала она для Бога?.... Богатства или дарования человеку от Бога бывают троякие: дарование душевное, дарование телесное, дарование благополучия. Душевное – мудрость, набожность, смирение, добрая совесть и другие добродетели; дарования телесные – красота лица, красноречивый язык, хорошее сложение тела и крепость в нем; дарование благополучия: сокровище (серебро, золото), большим иждивением созданные дома, власть над меньшими людьми, милость у больших. Равным образом и противоположная сему нищета бывает троякая: нищета душевная – буйство ума, непостоянство, скорое соизволение на грех, и прочее; нищета телесная есть труд телесный, слепота, хромота, онемение языка, лишение слуха; нищета или неимение благополучия всем известна. Кто истаевает от голода, кто жаждет, и особенно в болезни, кто прозябает от зноя морозного, кто не имеет где главу подклонить, – вот что значит неимение благополучия.

Посмотрим же, что лучше угождает Богу – нищета или богатство. Препрославленный Христос Бог наш, нераздельный по Божеству от Святой Троицы, сошедши прежде зачатия Своего с неба на землю, и истинно Божиим судом Своим, идя погубить два города, Содом и Гоморру, приближается на поле Дамасском к дубу Мамврийскому, под которым праотец наш Авраам – нищий: нищий, ибо он не имел даже малой хижины, кроме малой секиры и еще кое–чего от стад, пoелику сам был пастырем. Что же делает нищий Авраам? Духом он усматривает приближающегося Бога, с радостным лицом .падает на землю, ибо написано: виде Авраам Бога, и, пав на землю лицем, веселится. Авраам, по силе нищеты своей, устрояет пир, совершает странноприимническую добродетель – умывает ноги. Вот, слушатель, первая заслуга убогой нищеты пред Богом! Второе доброе дело нищеты пред Богом – в рождестве Господа нашего Иисуса Христа от Пресвятой Девы Марии. Когда Он был положен в убогом и бесчестном вертепе, то кто воздал прежде всего честь и поклон и принес дары, как не убогие пастыри? А кому не известно из (притчи) об Евангельской вдовице третье благодеяние от нищеты пред Богом? Она, будучи совершенно нищею, отдала последние две лепты... Что же делает богатство или благополучие? Не противное ли сему? Авраам, скитаясь нищим под дубом, с любовию приемлет; а богач Евангельский, пирующий в палатах, что творит Христу во образе убогого Лазаря? – Даже не велит на порог пустить. Авраам устрояет нарочитый пир, а богач не подал даже укруха221 хлеба от избытков пира. Авраам умывает ноги странникам, а богач не хочет, чтобы кто из рабов промыл острупелое лицо. Авраам с радостью приемлет, богач с сердцем отгоняет. Что делает нищета убогих пастырей рожденному Христу Богу? – воздает честь, поклонение, дар. А богатый царь Ирод хочет убить, идет на смерть. Убогий плодами вертеп вместил Христа; а целый город Вифлеем не мог вместить, ибо не хотел. Что делает богатство против нищеты вдовицы? Не нужно искать далеких доказательств, ныне они сами видимы на лицо. Убогая вдова дает Богу две лепты, а богатый отнимает у Бога тысячи. Посему-то Бог лучше дружелюбен с нищими, ибо достойно и праведно говорит: страсти ради нищих и воздыхания убогих, а не богагых, воскресну. А что же богач – на это? Старается ли прилепиться ко Христу? Он имеет в себе гордую мысль: «я – богач; в начале имени моего – бог. Ты, Христе, с нищими Своими, как Себе хочешь: к Тебе привержен есть нищий».

Видишь, слушатель, что Христос не прилепляется к богатым; в таком случае уже и богатым нельзя прилепляться ко Христу. Сидит на лоне Авраамовом убогий Лазарь, прежде валявшийся при вратах богача; любезно смотрит на Лазаря богач, окруженный огнем жупельным, просит капли воды. И что же успевает гордый? Знай, что слышит богач: «какою мерою кто мерил, такою и возмерится ему; ты не помиловал, и не будешь помилован». Ирод, прежде не хотящий царствовать со Христом рожденным ныне, – с умилением сказал бы: «воскресни, Господи. Ты царствуй во веки: я же не царствовать с Тобою, а буду работать Тебе». Множество любящих суетное (не достанет даже целого дня изречь, какое множество людей!)... маловременное благополучие влечет к погибели, а не ко спасению. Но обратим мысленные свои очи еще на противоположную телесным богатствам или дарованиям, телесную нищету. Посмотрим, кто величает спасительное имя Иисуса? – воистину, неимущие богатства, или дарования телесного. Слепой называет Его сладчайшим и пресвятым именем: «Иисусе, Сыне Давидов»; прокаженный говорит: Господи, аще хощеши, можеши мя очистити. Слепые, хромые, глухие, сухорукие, как могли, прославляют Иисуса, – говоря, один: Иисусе, Сыне Давидов, другой: Иисусе, Сыне Божий; иной: Господи. Что же делают здоровые? – Имеющие здравые очи надсматривали за Ним; имеющие здравый слух вопрошали Его, как бы преследуя, не услышат ли от Него что-либо льстивого. Имеющие здравый язык творят совет, как бы погубить Его; имеющие здравые руки повергают на Него камни; имеющие здравые ноги гонят Его. Вот что делают имеющие дарования телесные: здравые всеми чувствами телесными преследуют, искушают, гонят. А неимущие того дарования, богатства телесного, нищие величают Иисуса Христа, прославляют, почитают. Посему не напрасно Христос говорит: воскресну, страсти ради нищих. Вот, благоразумные слушатели, слышите, как и второе человеческое дарование, богатство телесное досаждает Христу, – и как нищета телесная угождает Ему.

Послушаем же еще вкратце, согласуются ли в богоугождении вышереченные дарования душевные, т. е.: мудрость, набожность, добрая совесть и прочее с противною ей нищетою душевною, т. е., буйством, наклонностью ко греху. Кто среди людей безумнее бесноватого? Что же безумный говорит Христу? – Ты еси Сын Божий. А премудрые книжники и фарисеи что говорят? – о князе бесовстем изгонит бесы, самарянин есть, и беса имать. Безумна жена блудница, ибо человек согрешая погубляет ум, прилагается скотам несмысленным и уподобляется им. Что же делает несмысленная жена? – омывает Иисусу ноги и отирает их власами своими, не удаляется от Учителя своего и Наставника; а, глядя на нее, и другие грешники следуют за Ним и служат Ему. А мудрые книжники и фарисеи надсматривают над Праведником, скрежещут на Христа зубами своими, говоря: «Он с грешниками ест и пьет» (себя уже и святыми сделали!). О, премудрое неразумие грешных! О, пребезумное мудрованье таких книжников! Внимай, слушатель, сколь противно для Бога богатство душевное, телесное и данное счастьем, во зло употребляемое! Какие преследования творит оно Христу, и как не говорит Христос: «воскресну ради богатых»! Досаждали богатые Христу не только словами, но и руками, бичами, даже тернием острым довели Его до самой горькой смерти. Иуда, хотя был богат, однако предал Иисуса: почтенные богатством душевным, мудростью, архиереи Иудейские осудили Его на смерть; Пилат, сильный телом и властью, пригвоздил Его ко кресту. Итак, Христос Спаситель наш в жизни Своей на земле, даже до крестной смерти, ни от кого не имел такого поношения, укоризны, как от тех, кого Сам ублажил вышереченным трояким богатством. Потому-то Христос Господь, преславно воскресши, не является мудрым книжникам, богатым игемонам, сильным воинам. Своим торжественным и победоносным востанием Он мог бы посрамить и уничтожить всех их; однако Он не явился им. Кому же Христос явился? – явился тем, кого избрал и возлюбил: явился нищим, коих воззвал от лодки и сетей, говоря: грядите по Мне. Он не явился ни воинам, ни Пилату, ни прочим начальствующим в Иерусалиме по Своем воскресении, давая им знать, что в общем воскресении все они лицем своим не предстанут Ему и если предстанут, то не надолго, а вскоре будут посланы к продавцу своему Иуде.

Слыша это, кто-либо подумает: «не боюсь той адской казни, ибо я не предаю Христа, не распинаю». Но, помысливши это, пусть рассудит он, что если и не чувственно, то мысленно, и не только однажды, а и всякий день убивает, распинает, злыми делами, нравами. Пусть помыслит хитроумный, особенно находящийся в подначалии, что он предает сослужителя своего на бесчестие, что тоже на убийство: когда хочет угодить господину, то клевещет, копает ров, и, нашедши вину, из зерна делает великую гору, вследствие чего тяжко оклеветанный падает. Подлинно, такой продает в невинном человеке Христа, и достоин называться Иудою, рабом и льстецом. Осуждает на смерть книжник, когда, видя некнижного, глумится над ним; такой читает книги, но не видит того, что пишет учитель церковный: якоже случай безумнаго, и мне случится (Екк. 2:15), – не слышит святого Павла, который в первом послании к Коринфяном говорит: погублю премудрость премудрых, и разум разумных отвергу (1Кор. 1:19). Так, благие дарования душевные пременяются в злые, когда уживаются на зло. Тоже делается и с телесными дарованиями. Вопиет: «распни, распни», когда кто из неправды творит правду, никого не боясь, и говоря в себе: «уста моя при мне, и кто есть Господь? отпущу разбойника виновнаго, Варавву; предам на смерть невинного Иисуса». Кого Бог награждает телесным дарованием, крепостию, тот крепко связывает Христа, – дома ли, надеясь на силу, и никому не уступая, страшным себя всем показывая, – на брани ли, не на Бога, а на лук свой уповая, и не помня того, что на хитрости Сампсонов есть отъемлющая крепость Далиды, – на военных Олофернов есть мудрые Иудифи.

Но обратим очи ума нашего на нищих. Господь воскрес ради нищих. Кто знает, ради всех ли нищих. Блажени нищии духом. Если нищий смирен неимением сокровищ, духом же высокоумен, горд, то пусть не надеется, что ради его воскрес Христос. Если какой нищий будет умом невежда, мудрость же любящих ее вменяет ни во что; и если что доброе говорит мудрый, не слушает, а ищет только, как бы словом уловить его и тем досадить ему и ругаться: такой бьет Христа тростию во главу.... Поискавши долго таких нищих, я, без сомнения, говорю, что обрел бы равное число богатых, если не большее. Ибо богач, не гордящийся своим богатством, – почтенный честию, смиряющийся настолько, насколько он велик, – мудрец не высокоумствующий, – красивый и сильный телесно, всегда носящий в уме Апостольские слова: да не хвалится, всякая плоть (Иак. 1:9), воистину, смирен и нищ духом, и потому блажен. Блажени нищии духом. Несомненно, что ради таких богатых Христос воскресает и с ними пребывает. Тех же, которые не имеют различных дарований и богатства, но горды, – тех, которые по зависти ставят Бога на суд пред собою и допрашивают, почему Ты много богатства дал тому, а мне нисколько, – для таких нищих не воскреснет Христос. Воззвали нищие: воскресни, Господи Боже наш, да вознесется рука Твоя, не забуди убогих Твоих до конца, но воззвали нищие праведные, и Господь услышал их.

Итак, не всякий нищий свят, не всякий богатый неправеден. Христос же Господь одинаково ценою пресвятой крови Своей искупил, дабы всем даровать спасение, не для того, чтобы распинали Его, но для того, чтобы распялись Ему и совостали, радуясь и говоря: «сраспинахся Тебе вчера, совостаю днесь». Ты же, возлюбленный слушатель, сораспятый в пяток умершему и погребенному Христу, совостав днесь, радуйся. Аминь222.

* * *

221

Кусок хлеба, ломоть – Краткий церковный словарь. Прим. электронной редакции.

222

Из рукописн. сборн. проповедей св. Димитрия, митроп. Ростовского. См. Ярославские Епархиальные Ведомости, 1865 г., №№ 14–15; ср. замечания относительно этой проповеди в исследовании И. А. Шляпкина: «Св. Димитрий Ростовский и его время» 1891 г. С.–Петербург, стр. 340, 360.


Источник: Церковная проповедь на двунадесятые праздники : Слова, беседы, поучения святых отцов и учителей Церкви и известнейших писателей церковных. Части 1-2. / сост. П. Смирнов.– Киев : Лито-Типография И.И. Чоколова, 1904. / Ч. 1. – XII, 862, XII с.

Комментарии для сайта Cackle