Поучение на Вознесение Христа Спасителя. Святого Феодора, игумена Студийского и исповедника
Братие и отцы! Ныне настал светлейший день Вознесения Господня. Праздник этот есть конец воплощенного домостроительства Господа нашего Иисуса Христа: ибо Он, исполнив и совершив всю волю Отца, вознесся во славе на небеса, сопровождаемый ангелами и людьми, и нас совоскресил и естеством нашим, в пресвятой Своей плоти, воссел превыше небес. Какое и сколь великое богатство славного наследия Его, и как безмерно величие могущества Его (Еф. 1:18–19), что Он возвел смиренное, бренное и уничиженное наше естество на Божеский царский престол, и соделал покланяемым от всех небесных ангельских Сил! Содержа это в уме нашем, братие, страха и трепета исполнимся, благоговейно почтим величие дара Божия и будем проводить жизнь достойно Главы Владыки, как Христовы члены, как одно тело с Ним, как сопричастники и сонаследники Его, – в чистоте, в разуме, в долготерпении, в благости, в Дусе Святе, в любви нелицемерне, в словеси истины, в силе Божией (2Кор. 6:6–7) со всяким послушанием и смиренномудрием, со всяким тщанием и вниманием, ничего не произнося непристойного и ничего не делая против заповеди.
Итак, оскверняющий плоть свою уже не – член Христов, и злопамятствующий уже не – член Христов, и всякую иную страсть питающий уже не – член Христов, – и потому не достоин причащения Св. Таин. Посему каждому должно испытать себя, чтобы он не был нечист и злопомятен, – и, когда очистится и исправится чрез исповедь, тогда пусть причастится Тела и Крови Христовых. Ибо кто недостойно причащается, тот подвергается всякому осуждению, не разсуждая Тела Господня, посему многие и умирают, когда недостойно причащаются, и одержимые недугами не исповедаются. Аще бо быхом себе разсуждали, не быхом осуждени были. Судими же от Господа наказуемся, да не с миром осудимся (1Кор. 11:28–32). Посему мы должны быть чистыми и преподобными, чтобы нам достойно называться членами Христовыми и причащаться Святых Таин. А если случится нам по невниманию возгореться лукавым похотением, или гневом, или завистью, или враждой, или злопамятством, или другим каким-либо грехом, ненавистным Богу (и не удивительно, ибо мы – люди, а не ангелы): то покаемся тотчас, и опять войдем в прежнее доброе настроение, отрезвимся и не будем коснеть во грехе; а кто коснеет во грехе, тот подвергается беспощадному суду.
Или мы не знаем, что смерть приходит внезапно и безвестно, и похищает нас?.. И что – эти (здешние) мучения сравнительно с будущими? Не есть ли это сон и тень в сравнении с будущими муками? Тот огонь не угасает и червь тот не умирает, мрак не рассеивается, тартар пределов не имеет, скрежет зубов не перестает и все другие мучения бесконечны. Если бы мы, братия, размышляли об этом, то не покоили бы тела, и никто не завидовал бы, не оскорблял бы никого, не гневался, не осуждал, не лгал и не делал бы никакого зла. Итак, будем жить в мире, будем иметь доброе настроение, сокрушаться, будем кротки, имея искреннюю любовь друг к другу, и будем с усердием и охотно исполнять все повеленное нам, дабы нам и вечных мук избежать, и жизнь вечную улучить, о Христе Иисусе Господе нашем, Которому подобает слава и держава, с Отцом и Святым Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь96.
* * *
См. Curs. Compl. Patrolog. edit. Migne, tom. XCIX, p. 518; сравн. Феодора Студита 126 огласительных поучений, под названием: «Малый Катихизис», – рукоп. Московск. Синод. Библиот., Х в. (374–CCCLXI), л.л. 21–22; Огласительн. поучения преп. Феодора, игумена Студийского. Издан. Козельской пустыни. Калуга. 1896 г., стр. 248–250; Добротолюбие, в русск. перев. Москва. 1889 г., т. 4, стр. 445–446.