Источник

Слово на Вознесение Господне. Святого Кирилла, епископа Туровского

Прииди ныне духом, священный Пророче 3axapиe! Дай начаток нашему слову от твоих прорицаний о вознесении на небеса Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Ибо ты не в притче, а ясно показал нам это, говоря: и изыдет Господь, и ополчится, и все святые Его с Ним, в день он на горе Елеонстий, яже есть прямо Иерусалиму на восток (Зах. 14:3, 4). Желаем и прочее увидать от тебя, а о брани бывшей на общего врага диавола мы знаем от Исаии, видевшего Серафимов (Ис. 6:2–5). Сам Господь наш Иисус Христос один ополчался на все бесовские силы и ниспроверг власти тьмы. «Я попрал их, – сказано, – в ярости Моей и испепелил их в гневе Моем и все ризы Мои окровавил, победил их, и сошел туда, где сокрыты пленники Мои, и всех избавил крепкою мышцею Моею, и сказал: не люди ли это Мои и чада Мои»? Все это было сказано о страдании Господа и о сошествии Его во ад. Там крестом Он победил темные силы и извел всеродного Адама со всеми племенами и народами. Людьми Господь называет всех язычников, за грехи свои сведенных во ад, а чадами – называет тех, которые скончались, будучи под законом. Над всеми воцарился грех и властвовал чрез смерть от Адама даже до Христа, – и, изведши из этой жизни, посадил людей в преисподних ада, окованных нищетою и железом: беззаконий бо ради своих смиришася (Пс. 106:10, 17). Но Христос, сокрушив врата ада, избавил их от бед, расторг их узы, извел их из тьмы и сени смертной и в течение сорока дней разделил Свою радостную добычу: «радуйтесь со Мною, сказал Он, – яко обретох погибшую драхму, то есть души всех человеков, всех племен и народов». И ввел Господь избавленные души в разные места Своих обителей: иных с разбойником в рай, иных с Адамом в Едем сладости, иных с Авраамом в пребывание в вечной жизни, а души всех язычников поселил во свете Своем на водах упокоения (Пс. 22:2). Ибо за всех, чрез прелесть змия падших телом, и Сам Иисус в том же теле пострадал, и воздаст каждому по делам в последний день, когда придет судить всему миру. Так и сказано было ангелами апостолам на горе Елеонской. «Мужие Галилейстии, – сказали ангелы, – что стоите зряще на небо?.. Он такожде приидет во славе Своего Божества судити всему миру и воздаст комуждо по деянием его» (Деян. 1:11; Мф. 16:27). А святых пророков и преподобных праведников Христос возводит с Собой на небеса во святой град, – и о восшествии их скажем от боговдохновенных книг. Ибо мы не сами – творцы слова, но последуем словам пророков и апостолов, которые свидетельствовали о Боге живом, как им Дух Святой повелевал записывать, – верующим на спасение, а неверующим на погибель. Пойдем и мы ныне, братие, мыслию нашею на гору Елеонскую и мысленно посмотрим на совершившиеся там преславные события. На ту гору пришел ныне Сам Господь Бог наш, и там собрались чины всех святых: соборы праотцев, множество патриархов, полки пророчеств, лики апостольские и толпы верных с семьюдесятью учениками Христовыми; все те, о коих сказал Павел: «Христос явился более, нежели пятистам братий» (1Кор. 15:6). (Апостол) Павел подразумевает бывших на горе Елеонской, пред которыми вознесся Господь; а о тех, которых Христос возвел на небеса в горний Иерусалим, послушай слова (еванг.) Матфея: многа телеса усопших святых восташа: и, по воскресении Его, внидоша во святый град (Мф. 27:52–53), то есть в небесный Сион. Самовидцем их был Павел, когда восхищен был до третияго небесе. Но, оставив их, побесдуем о вознесении Христовом и о том, что было на горе Елеонской.

Там ныне – ангельские Силы и архангельские воинства: одни на крыльях ветра приносят облака для взятия от земли Христа Бога нашего, другие готовят Херувимский престол. Бог Отец ждет Того, Которого от века имел в лоне Своем; Дух же Святой повелевает всем ангелам: «возьмите врата небесная, да внидет Царь славы»! Небеса веселятся, украшая свои светила, да удостоятся они благословения от своего Творца, возносимого с плотью на облаках сквозь небесные врата; земля радуется, видя на себе Бога, явственно ходящего, – и вся тварь красуется, будучи просвещаема от горы Елеонской, где собрались ангелы вместе с апостолами, по повелению Бога Отца, ожидая Сыновнего пришествия. Посему сей праздник для нас достопочтеннее других, и гора сия святее Синайской горы. На Синайскую гору Бог невидимо сходил, а на Елеонской открыто явился: на Синае – всех приводил в страх, ибо гора вся горела огнем, а молния и гром убивали приступающих к горе, Бог же беседовал с одним только Моисеем; а на Елеонскую гору Христос взошел с тьмами святых, и всех утешает, всех освящает. Посему Елеон светится, как солнце, имея на себе вместе с Христом лики святых, и вместо Синайских громов и молний слышатся пророчеств гласы, радостно ликовствующие и возглашающие: вознесися силою Твоею, Боже, поем, воспоем силы Твоя! Ангелы призывают всех, говоря: воскликните Господеви вся земля, пойте же имени Его (Пс. 65, и). Патриархи начинают песнь: «се Бог наш возносится, совокупив обое во едино, земная с небесными». Преподобные возглашают: вознесися на небеса, Боже, и по всей земли слава Твоя (Пс. 56:6). Праведницы велегласно вопиют: вознесися, судяй земли (Пс. 93:2), да и мы во свете лица Твоего пойдем. Давид, как старейшина ликов, уясняя песненные гласы, взывает: вси язы́цы восплещите руками, воскликните Богу гласом радования, да взыдет Бог в воскликновении, Господь во гласе трубне (Пс. 46:2, 6). Общий же голос заключает Павел словами: кто взыдет на небо? сиреч Христа свести. Или кто снидет в бездну? сиреч Христа от мертвых возвести. Но Той есть сшедый и паки возшедый превыше всех небес (Рим. 10:7; Еф. 4:10). Тут же была и языческая церковь, уневестившаяся Христу; видя Его, ныне возносимого на небеса, она скорбит и, стеная от сердца, вопиет вместе с Соломоном: «уязвлена есмь аз любовию (Песн. 2:5) Твоею, Женише Небесный, не подвинулась я в след Тебя и не возлюбила дней покоя», и, как бы провожая любимого, вопиет: да лобжет мя от лобзаний уст своих (Песн. 1:1). Вместе с ней и лик апостолов, смотря на своего Учителя и Господа, как чада церковные, жалостно говорили: «Владыко! не оставь сирыми нас, которых возлюбил по Своему милостивому произволению; но пошли, как обещал нам, Твоего Пресвятого Духа»! И отвечал им Иисус, милостиво утешая их: «седите во Иepyсалиме (Лк. 24:49), ибо Я восхожу ко Отцу Моему и Богу вашему и пошлю вам, как обещал, иного Утешителя, Духа Моего и Отча». И воздвиг руце Свои, и благослови их. И, сия рек, возношашеся на небо. И тии поклонишася Ему, и облак светел подъят Его от очию их (Лк. 24:51; Деян. 1:9). Взыде, сказано, на херувимы, и лете на крилу ветреню (Пс. 17:11). Господь имел с Собой и души человеческие, которые вознес на небеса в дар Своему Отцу и поселил в горнем граде. Разумей об этом из слов Иеремии: те души, которые враг низвел в преисподнюю, Господь возвел на небеса, говоря: востаните, и взыдите в вышний Сион (Иер. 31:6), то есть, в небесный Иерусалим. Впереди шествовали ангельские Силы со страхом и радостию, желая отверсть врата небесные, но вратари небесные возбраняли им, говоря: «это – врата небесная; нам Господь повелел соблюдать, чтобы никто из земнородных сюда не приходил, а ныне мы дивимся, видя человека,. сидящаго на херувимском престоле, и прежде серафимов пытающагося пройти сии врата». Ангелы же поведали силу и сан Сына Божия, облеченного в человеческое тело, и убеждали вратарей не противиться воле Бога, все мудростью творящего. «Сын Божий, – сказали они, – сошел на землю, и никому это было неизвестно; и вот, ныне Он восходит, нося образ раба». А вратари отвечали: «не послушаемся, доколе не услышим слово Божие». Тогда возгласил Христос: «отверзите Мне врата правды, и, вошедши в них, Я возвещу Отцу Моему, что Я

на земле совершил и пострадал». И, узнав глас Господень, все Силы небесные пали и поклонились, говоря: «мы не видели, Владыко, Твоего схождения с небес, но все покланяемся Тебе, восходящему во славе». И Дух Святой, исшедши на сретение, вводит равного Себе Сына Божия и, чествуя Его, говорит: и да поклонятся Ему все ангели Божии (Евр. 1:6). Сам же Бог Отец возгласил Грядущему во плоти: Сын Мой еси Ты. Седи одесную Мене. Се престол Твой, Боже, в век века. Твоя суть небеса и Твоя есть земля (Пс. 2:7; 109:1; 44:7; 88:12), и пределы ее Ты основал. И, посадив Сына на престол, Отец венчал Его Своей десницей при пении Серафимов: положил еси на главе Его венец от камене честна, славою и честью венчал еси Его, славу и велелепие возложил еси на Него (Пс. 20:4,6; 8:6). И в завершение помазует Его помазанием Божиего существа, как свидетельствует Давид: сего ради помаза Тя, Боже, Бог Твой, елеем радости паче причастник Твоих (Пс. 44:8). Поистине, праздник сей исполнен радости и веселия; радость на небесах, ибо Христос вознесся ко Отцу, – и радость на земле, ибо вся тварь обновилась от истления.

Потому и мы, братие, приидите – возрадуемся Господеви возшедшему на небо небесе на востоки (Пс. 67:34), поклонимся Cидящему одесную Отца, помолимся Приявшему всякую власть на небеси и на земли, принесем в дар веру Царствующему со Отцом: не явимся пред Ним тщи в день праздника, да npимем Божию благодать. Ибо ныне Христос всем раздает Свои дары: Отцу дает принесенную Им в жертву плоть, апостолам посылает Святого Духа, души святых пророков вводит в небесное царство, угодникам Своим разделяет обители горнего града, праведникам отверзает рай, страдавших за Него мучеников венчает, страстотерпцам посылает благодать чудес, грешникам отпущает прегрешения, милует всех творящих волю Его и хранящих заповеди Его..., благословляет всех христиан: малых и великих, нищих и богатых, рабов и свободных, старцев и юношей, жен и дев, матерей и младенцев, сирот и вдовиц. Придем и мы, братие, возвеличим Христа Бога нашего, давшего нам жизнь и обещавшего после нее царство небесное; вознесем имя Его вкупе, да ниспошлет и нам Своего Пресвятого Духа: ибо мы – Его рабы и Ему славу, честь и поклонение воссылаем со Отцем и Пресвятым, Благим и Животворящим Духом, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь97.

* * *

97

См. «Соборник», изд. 1830 г., ч. III, стр. 87–89; сравн. Творения св. Кирилла, еписк. Туровского, изд. преосв. Евгения, епископа Минского. Киев. 1880 г., стр. 53–59; Памятники древнерусск. церковноучительн. литературы, изд. журнала «Странник», 1894 г., вып. и, стр. 162–167.


Источник: Церковная проповедь на двунадесятые праздники : Слова, беседы, поучения святых отцов и учителей Церкви и известнейших писателей церковных. Части 1-2. / сост. П. Смирнов.– Киев : Лито-Типография И.И. Чоколова, 1904. / Ч. 1. – XII, 862, XII с.

Комментарии для сайта Cackle