Беседа на Вознесение Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Святого Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского98
Иудеи праздновали Пасху законную – исход из Египта в землю Палестинскую; празднуем и мы Пасху Евангельскую – переход нашего во Христе естества от смерти к жизни, от тления к нетлению. Какое слово может раскрыть отличие нашего празднества от древнего и указать основания настоящего торжества? – Человеческое слово не может достойно выяснить это превосходство, Ипостасная же Премудрость Высочайшего Отца, Предвечное и Пресущественное Слово Божие, по человеколюбию соединившиеся с нами и пожившее, ныне делами Своими показало основание празднества и безмерное величие его превосходства. Ибо мы ныне празднуем переход нашей в нем природы не из подземного мира на землю, но от земли на небо небесе и далее – к престолу Того, Который над всем владычествует. Ныне Господь не только стал после воскресения среди Своих учеников, но и отдалился от них и, зрящим им, был взят на небо, восшел и вступил во святая святых и сел одесную Отца превыше всякого начальства и власти, и всякого имени и достоинства, знаемого и нарицаемого в нынешнем свете, или в будущем (Еф. 1: 21). Как до воскресения Господа были многие воскресения, так и многие вознесения были прежде Его вознесения: Иеремию пророка дух взял и Аввакума – ангел, а из прочих преимущественно Илия изображается взятым на небо на огненной колеснице. Но вознесение каждого из них было как бы некоторым перемещением, которое хотя и возносило от земли, но не выводило всецело из ее пределов. Над Христом же, как после Его воскресения от мертвых, смерть более не имеет власти, так и когда Он вознесся и сел на высоких, всякая высота оказалась ниже Его, всем свидетельствуя, что Он есть над всеми Бог. Это и есть, по Исаии (2:2), явлена гора Господня, и дом Божий на версе всех разумных горе – тело Господне. Ибо не ангел, не человек, но Сам Господь пришел во плоти и спас нас, соделавшись ради нас подобным нам и неизменно оставшись Богом. Как Он сошел, не изменившись, но снизошедши (к нам), так и возвращается назад, не Божеством восходя, но вознося нашу природу, которую воспринял: ибо, по истине, надлежало принести Богу перворожденное от мертвых естество наше, как некоторый начаток за весь род.
Посему, хотя было много воскресений и вознесений, мы ни одно из них не празднуем так, как воскресение и вознесение Господне, пoелику в тех прочих мы не участвуем и не будем участвовать. От них мы не приобретаем ничего более, как водительство к вере в воскресение и вознесение Спасителя нашего, в котором мы участвуем и все будем участвовать, пoелику это есть воскресение и вознесение человеческого естества, и не просто – человеческого естества, но и всех во Христа верующих и своими делами доказывающих эту веру. Ибо таковым, каковым Господь соделался, Он соделался ради нас, будучи по Своему Божеству несотворен; жизнь, которую Он прожил, Он прожил для нас, указывая нам путь, ведущий к истинной жизни; что́ Он пострадал по плоти, Он ради нас пострадал, исцеляя наши страсти, и за наши грехи Он был осужден на смерть, ради нас воскрес и вознесся, даровав нам на бесконечные веки воскресение и вознесение, так как все наследники жизни сей, насколько возможно, подражают делу Его домостроительства на земле. Началом сего подражания для нас служит святое крещение – образ смерти и воскресения Господа, серединой его – добродетельная жизнь и согласная с Евангелием деятельность, а концем – победа над страстями при помощи духовных подвигов, доставляющая жизнь безболезненную, не подверженную смерти, небесную, как нам говорит Апостол: Аще по плоти живете, имате умрети: аще ли духом деяния плотская умерщвляете, живи будете (Рим. 8:13). Итак, живущие во Христе подражают Его жизни во плоти; конечно, каждый из них во времени умирает, как и Он умер по плоти, но потом воскреснут, как Он, прославленные и нетленные, если и не теперь, то тогда, когда наступит время, и наконец вознесутся, как Павел и об этом говорит: Мы восхищени будем на облацех в сретение Господне на воздусех: и тако всегда с Господем будем (1Сол. 4:17).
Видите ли, каким образом каждый из нас, если желает, может быть участником воскресения Господня и вознесения, наследником Богу и сонаследником Христу? Посему мы радуемся, празднуя воскресение нашей плоти, ее вознесение и утверждение, как начаток воскресения и вознесения каждого из верующих, – предлагая в доказательство сего ныне читаемые Евангельские словеса о том, как Господь после Своего воскресения стал посреди учеников Своих... Итак, для чего Он стал посреди них, а потом и сопровождал их в пути, как и говорится: извед их вон до Вифании: и воздвиг руце Свои, и благослови их (Лук. 24:50)? – Для того, чтобы показать Самого Себя совершенно целым и неповрежденным, ноги Свои – здоровыми и твердо ступающими, хотя и сохранившими знаки от гвоздей, – показать также, для уверения в спасительном страдании, и Свои пригвожденные ко кресту руки и копьем пробожденные ребра, еще со следами от ударов. Кроме сего, словами: ста посреде учеников... указывается и на утверждение их в вере посредством явления Господа и Его благословения, ибо Он не только стал посреди них, но и оказался в сердце каждого и утвердился там верой, так что о каждом из сих можно сказать вместе с Псалмопевцем: Бог посреди, его, и не подвижится (Пс. 45:6). С того времени апостолы Господа сделались твердыми и непоколебимыми. Итак, Господь стал посреди апостолов и сказал им: мир вам, это любезное, обычное и свойственное Ему приветствие. Мир бывает двоякого рода: тот, который мы имеем по отношению к Богу и который есть порождение преимущественно благочестия, – и тот, который мы имеем по отношению друг к другу и который происходит от Евангельского гласа: тот и другой мир Господь даровал одним Своим речением. И как Он повелел им делать, когда в первый раз послал их, сказав: В оньже аще дом внидите, первое глаголите: мир дому сему (Лк. 10:5), – так и Сам делает: явившись в дом, где они были собраны, Он тотчас даровал им мир. Когда же увидел, что они убоялись и смутились от неожиданного и дивного видения (ибо мняху, говорится, дух видети, т. е., думали, что видимое есть призрак): то Он, опять открыв им помышления их сердца и показав, что Он есть Тот, Которому они до страдания и воскресения говорили: ныне вемы, яко веси вся, и не требуеши, да кто Тя вопрошает (Ин. 16:30), – предложил им убедиться посредством испытания и осязания. А когда увидел, что они готовы воспринять истину, то (новым) доказательством утвердил их в ней: кроме мира и общешя, Он в их присутствии принял пищу. Еще же, – говорится, – не верующим им от радости и чудящимся (конечно, не от сомнения, а от радости), рече им: имате ли что снедно зде? Они же даша ему рыбы печены часть, и от пчел сот. И взем пред ними яде (Лк. 24:41–43).
Нетленное Его тело приняло пищу после воскресения не потому, что нуждалось в ней, но для того, чтобы убедить в собственном воскресении и показать, что оно есть то самое, которое и прежде страдания вкушало пищу вместе с апостолами. Оно восприняло пищу не по природе смертных тел, но по божественной силе, подобно тому, можно сказать, как огонь поядает воск, с тем различием, что огонь для своего существования нуждается в материале для горения, а бессмертные тела для своего бытия в пище не нуждаются. Он ел рыбы печены часть и от пчел сот, кои также служат знаками Его тайны. Ибо нашу природу, плавающую подобно рыбе, во влаге чувственной и страстной жизни, Слово Божие ипостасно соединило с Собой и, очистив божественным и неприступным огнем Своего Божества от всякого страстного расположения, соделало богоподобной и как бы горящей. Посредством общения с огнем, принести который пришел на землю Господь, Он делает богоподобной не одну только бренную плоть, которую принял за нас, но и каждого из удостоенных общения с Ним. И сотовому меду подобна есть наша природа, заключенная в тело, как в воск, и имеющая разумное сокровище, как бы мед, а лучше сказать – таков есть всякий из верующих во Христа, ибо имеет благодать Божественного Духа, хранящуюся в душе и теле, как мед в соте. Господь вкушает от сего, пoелику приятная пища содействует здоровью каждого из причастников естества. Он не Сам берет сию часть, но она дается Ему учениками: ибо ученики и приводят к Нему верующих, отделив их от неверных. Итак, вкусив рыбы и сотового меду перед Своими учениками, Господь напомнил им и Свои слова, которые Он сказал им, идя на страдание, – тем являя Себя истинным. Ибо, как Он сказал, так и исполнилось. И Он отверз их ум уразуметь Писания и узнать, что так было написано, так исполнилось и так надлежало, чтобы Единородный Сын Божий, по безмерной глубине Своего человеколюбия, ради людей соделался человеком, был засвидетельствован и прославлен свыше гласом Отца и явлением Божественного Духа, был предметом веры и удивления за Свои чудесные дйствия и словеса, был ненавидим и предан от ищущих не славы Божией, а славы человеческой, был распят, погребен и воскрес из мертвых в третий день; надлежало также, чтобы во имя Его было проповедано покаяние и прощение грехов, начиная с Иерусалима, а проповедниками и свидетелями сего надлежало быть им, Его самовидцам и слугам; обещав послать им свыше обетование Отца, т. е., Духа Святого, Он повелел оставаться в Иерусалиме, доколе не облекутся силой с высоты.
Беседуя так со Своими учениками о спасении, Господь вывел их из дома, провел до Вифании и, благословив их, отступил от них и стал возноситься на небо и, пользуясь облаком света как бы колесницей, явился во славе, вошел в нерукотворенная святая святых и сел одесную величествия на небесех, соделав участницей царствования и нашу плоть, как богоподобную. А как апостолы не переставали смотреть на небо, то узнали от представших ангелов, что Он, всем зрящим, опять придет с неба. Об этом и Даниил пророчествовал, говоря: видех, и се на облацех небесных яко Сын Человеч идый бяше (7:13), и Сам Господь сказал: и узрят вся колена земная Сына Человеческаго, грядущаго на облацех небесных (Мф. 24:30). Тогда ученики поклонились с горы Елеонской Господу, вознесшемуся на небо, откуда Он и пришел и куда переселил землю, с коей и опять восшел туда, откуда сошел, соединив земное с небесным и основав, во славу Своего человеколюбия, единую небесную и вместе земную Церковь, – и с радостью возвратились во Иерусалим и пребывали всегда в храме, обращая ум к небу, прославляя и благословляя Бога и приготовляя себя к принятию обещанного пришествия Божественного Духа. В этом, братие, и состоит, говоря кратко, жизнь христиан – заниматься прошениями и молениями, иметь взор ума обращенным, по подражанию ангелам, к небесному Владыке, славить и благословлять Его непорочным житием и, таким образом, уготовлять Его таинственное вселение, согласно с сказавшим: Пою и разумею в пути непорочне, когда приидеши ко мне (Пс. 100:2). Об этом и великий Павел ясно говорил: наше житие на небесех есть, отонудуже предтеча о нас вниде Иисус (Флп. 3:20; Евр. 6:20). На это указывает и первоверховный апостол Петр: Препоясавше чресла помышления вашего, трезвящеся, совершенне уповайте на приносимую вам благодать откровением Иисус Христовым, Его же не видевше любите (1Пет. 1:13, 8). И Господь внушает это, говоря: Да будут чресла ваша препоясана, и светильницы горящии: и вы подобни человеком чающим Господа своего, когда возвратится (Лк.12: 35–36). С этой точки зрения Господь и не нарушил, но исполнил законную субботу, показав, что суббота, действительно, освящена, как день прекращения телесных занятий для высших целей, и унаследовала это благословение для того, чтобы мы, отрешившись от земных и преходящих дел, возносились к Богу, с непостыдной надеждой ища небесного и нетленного. Известно, что в древнем законе один из дней недели была суббота. Неразумным иудеям казалось, что Господь нарушил законную субботу, но Он говорит: не приидох разорити закон, но исполнити (Мф. 5:17). Как же Он не нарушил субботы, но исполнил ее и вместе с ней и закон? Обещав дать Духа Святого всем просящим Его днем и ночью, повелев всегда быть собранными и бодрствующими и сказав: и вы будите готови: яко в оньже час не мните, Сын Человтческий приидет (Мф. 24:44), – Он, для избравших совершенное Ему повиновение, все дни соделал благословенными субботами и таким образом не нарушил, но исполнил закон. А вы, пристрастившиеся к мирским делам, если воздержитесь от корыстолюбия и от взаимной ненависти и устремитесь к истине и благоразумию, то, вследствие уклонения от зла, все дни соделаете субботами. А всякий раз как настанет тот, более остальных спасительный, день (суббота), то должно отложить и беспорочные дела и речи, постоянно пребывать в церкви Божией, со вниманием склонять слух свой к чтению и поучению, с умилением внимать прошениям, молениям и песнопениям, обращенным к Богу; – и вы таким образом исполните субботу, живя по Евангелию благодати Божией и направляя мысленный взор свой к седящему превыше небес со Отцом и Духом Христу, Который соделал нас сынами Божьими, усыновленными не одним лишь наименованием, но общением с Божественным Духом и соединенными с Богом и друг с другом посредством Его собственной плоти и крови.
Будем же с непрерывной любовью охранять это взаимное единение; станем всегда взирать на вышнего Виновника, ибо мы уже не земные от земли, как первый человек, но – как второй человек, Господь с небесе; а каков земной, таковы и земные, – каков небесный, таковы и небесные. И как мы носили образ земного, то будем носить и образ небесного и, обращая сердца горе к Нему, станем созерцать это великое зрелище – наше естество, вечно пребывающее совместно с не вещественным огнем Божества. И отвергнув расположение к плотяным одеждам, в которые мы облечены за грех, прочно станем на земле святой, соделывая каждый эту святую землю добродетелью и неуклонным стремлением к Богу и, пoелику Бог в огне пребывает, будем иметь упование и, притекая к Нему, будем просвещаться и, просвещаясь, – жить с Ним вечно, во славу Самого высочайшего Света, трисолнечного и единовластнейшего Сияния, Коему всякая слава, держава, честь и поклонение, ныне и присно и во веки веков. Аминь99,
* * *
Сконч. в 1360 г.
В сокращении. См. Curs. Compl. Patrolog. Migne tom. CLI, col. 275–286; сравн. Григор, apxиеп. Фессалоник. Паламы 65 бесед – рукоп. Московок. Синод, библиот. (69/LXX), л. л. 76 об.–80; Церк. Ведом. 1898 г., № 18–19.