Источник

Слово в праздник Рождества Христова. Святейшего Афанасия II, патриарха Иерусалимского (ХIII в.)

Днесь на небе радуются ангелы и славословят Бога: ибо открылось сокровенное от века Божественное таинство. Днесь на земле веселятся человеки: ибо рушилось средостение вражды, и настал вечный мир, так как Сын Божий восхотел быть сыном человеческим. Днесь волхвы с востока земли приходили поклониться Царю неба и земли, и принесли Ему дары – золото, ливан и смирну: золото обозначало, что Он есть царь; а ливан, – что Он – Бог; смирна же, – что ради нас, умерщвленных грехом, Он был мертв три дня. Так исполнилось пророчество Давида, глаголюшее: «цари Фарсийские и острова дары принесут, цари Аравии и Савы дары дадут, и поклонятся Ему все цари земли, все народы поработают Ему» (Пс. 71:10–11). Днесь звезда предуказала Солнце правды. Но где? не на небе ли, где – престол славы? Нет; а в вертепе Вифлеема, находящемся в городе Иуды, над яслями бессловесных. О, величайшее и неизглаголанное таинство! Как Сидящий на херувимах с Отцем и Духом Святым сходит в такое бедное состояние, что делается человеком, и рождается в яслях бессловесных животных? Одевающийся светом, как ризою, повивается убогими пеленами, дабы разрешить нас от уз греха, и, окружаемый тысячами тысяч ангелов и архангелов днесь является в вертепе Вифлеемском только с Мариею Матерью Своею и обручником Ее Иосифом? О, Вифлеем, земля святая! Как смогу я изречь твою славу, ради которой совершилось уничижение Владыка Христа, тогда как прежде сего ты был незнатен даже во мнении жителей твоих; когда же в тебе родился Сын Божий, тогда имя твое и слава твоя раздались во всех концах вселенной? Притом о тебе пророчествовал Богоотец Давид, говоря: преславная глаголашася о тебе, гpaдe Божий (Пс. 86:3); прорицал и Михей: «И ты, Вифлеем, земля Иудова, никак ты не меньше во владениях Иуды, ибо из Тебя изыдет Вождь, Который упасет народ мой Израиля» (Мих. 5:2). О, вертеп всесвятой! Как вместил ты Того, у Которого престол – небо, а подножие – земля, и Который везде есть и все наполняет? О, дорогие ясли! Как вы приняли Прикасающегося к горам, и они дымятся? Днесь пастыри овец неразумных узнали доброго Пастыря овец разумных, и благовествовали спасение всех, живущих во вселенной. Днесь ангелы и человеки соединились, и ликуя восхваляли Бога, говоря: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, к человекам благоволение»! Днесь исполнилось и Аввакумово и Исаииано провещание. Исаия вещал: Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя ему Еммануил, еже есть сказаемо, с нами Бог (Ис. 7:14); и еще: Отроча родися нам, сын и дадеся нам, eгo же начальство бысть на раме его, и мира его несть предела, и нарицается имя его: велика совета ангел, чуден, советник, Бог крепкий, властелин, князь мира, Отец будущего века (Ис. 9:6). Аввакум жe прорицал: посреде двою животну познаешися, внегда, приближитися летом, познаешися (Аввак. 3:2). Днесь вся тварь видимая и невидимая таинственно дары принесла настоящему празднеству, первое небо – ангелов славословивших Бога: слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение, – а второе небо – звезду, приведшую царей земных к вертепу и яслям; царства же земные представили Ему волхвов, женский пол – Деву Марию, а мужеский – Иосифа и пастырей. Днесь надлежит нам, о сонм уверовавших сынов крещения, – надлежит радоваться радостью духовною, и пронести Ему вместо злата – любовь, ибо так учит священная книга: «как золото многоценнее всех богатств, так любовь многоценнее всех добродетелей»; а вместо ливана – молитву: «да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою, Господи»; вместо же смирны – умерщвление страстей, ибо так говорит апостол Павел: умертвите уды ваша сущия на земли, блуд, нечистоту, страсть, похоть злую и лихоимание, еже есть идолослужение (Колос. 3:5). Итак, будем праздновать сей праздник, как научают нас святые апостолы, говоря: «христианам подобает проводить праздники в бдениях, молитвах, псадмопениях и песнях духовных» (Колос. 3:16). Христианскому народу надобно стоять в церквах со страхом Божиим и умилением, и время молитвы не делать временем разговоров, но чистым сердцем просить у Бога прощения грехов. Ибо церковь есть земное небо; и всякий, глумящийся в ней во время молитвы, возбуждает гнев Бога, как это высказали святые апостолы в заповедях своих. К тому же они заповедали нам, чтобы телесная пища была без пресыщения и пьянства, ибо многоядение и питие порождают похотливые помыслы, а от таких помыслов раздается грех; когда же человек сделает грех, тогда Бог удаляет его от царства небесного, и обрекает на вечное мучение там, где огонь не угасает, и червь не умирает, и холод не согревается: там будет плач и скрежет зубов. А царство небесное и жизнь вечную и блага вечные наследует тот, кто удаляется от зла и делает добро. Но так как мы слабы и во всякое время грешим пятью чувствами нашими, то необходимо нам исповедовать грехи свои пред Богом и пред духовными наставниками нашими, и усердно выполнять назначаемую ими эпитимию, ибо так говорить Писание: «Если мы исповедуем грехи наши, то Бог простит их нам». Сверх сего, будем просить Деву Марию и всех святых, чтобы они молились о нас Владыке Христу.

Мы же, собравшиеся здесь вкупе, мужи и жены, старцы и юные, возопием единогласно с архангелом Гавриилом к Деве: «радуйся, благодатная, Господь с Тобою; благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего. Радуйся, таинственный жезл, прозябший из корня Иесеева и произрастивший цвет жизни, Христа Бога нашего. Радуйся, кивот святой, носивший Подателя закона нового завета. Радуйся, всезлатая стамна, приявшая Божественную манну, которая есть хлеб жизни, сшедший с неба и напитавший души уверовавших в Него. Радуйся, честнейшая и славнейшая ангелов и архангелов. Радуйся Ты, единственная Дева, отдоившая Питающего всякую плоть. Радуйся, радость ангелов. Радуйся, слава праведников. Радуйся, посредница между Богом и человеками. Радуйся, поручительница за грешников. Радуйся, похвало всей вселенной. О, Богородице Дево, моли единородного Сына Твоего первородного, Господа и Бога нашего Иисуса Христа за нас грешных и бедных и немощных, да сподобит нас услышать сладкий и радостный глас Его, глаголющий: Приидите благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам царствие от сложения мира (Матф. 25:34); да славословим Его со благим Отцем и Всесвятым Духом Его, ныне и присно и во веки веков. Аминь78.

* * *

78

См. „Первое путешествие преосвященного Порфирия в Афонские монастыри и скиты». Часть 2-я. Приложения к второму отделению сей части. Москва, 1881 года, стр. 218–220.


Источник: Церковная проповедь на двунадесятые праздники : Слова, беседы, поучения святых отцов и учителей Церкви и известнейших писателей церковных. Части 1-2. / сост. П. Смирнов.– Киев : Лито-Типография И.И. Чоколова, 1904. / Ч. 2. – 905, XII с.

Комментарии для сайта Cackle