Источник

86. Новое торжество Православия

Паки небо отверзлось над грешною Русскою землей; паки льются оттуда милости Божии по молитвам нового ходатая, нового предстателя нашего пред Богом, святителя Божия Иоасафа! Пусть в гордости своей отступники от святой Церкви Православной говорят, что не нуждается Бог в людях-ходатаях за нас, ибо сказано: един ходатай Бога и человеков – Христос Иисус (1Тим.2:5). Мы веруем и исповедуем, что Бог не отвергает молитвы любви святых Божиих за грешный род людской, как не отверг Он молитвы Моисея, раба Своего, за нечестивый народ еврейский, когда в праведном гневе Своем хотел истребить его за идолослужение; как внял молитве даже согрешившего пред Ним Давида и прекратил моровую язву в Израиле. Внемлет Господь молитве любви святых Божиих и исполняет ее, во славу Свою и в прославление святых Своих, как Сам изрек: прославляющих Меня Я прославлю (1Цар.2:30). Он Сам есть любовь, и может ли Любовь Божественная отвергнуть молитву любви любимцев Божиих? И кто дерзнет положить пределы любви Божией какими-то юридическими границами: есть-де един Ходатай и никто не дерзай ходатайствовать более!? Но и ведь все святые Божии ходатайствуют во имя сего Великого Ходатая Бога и человеков, по слову Его, по обетованию Его же: ведь Он не раз повторял ученикам Своим в Своей речи прощальной: аще что просите от Отца во имя Мое, то сотворю, да прославится Отец в Сыне. Елика аще чесо просите от Отца во имя Мое, даст вам... Просите и приимете, да радость ваша исполнена будет (Ин. 14:13, 16:23–24). Вот в силу сего обетования святые Божии, непосредственно предстоя Престолу Божию на небесах, и просят за нас, грешных, Отца Небесного помиловать нас, и ужели Отец Небесный отвергнет их молитву? Ужели Сын Божий, сидящий одесную Отца, не споспешествует такой молитве любви? Кто дерзнет сказать сие? А если гордые отщепенцы от Церкви скажут нам, что в указанных местах Господь говорит о молитве еще живущих на земле, то ответим им: Бог наш не есть Бог мертвых, но Бог живых, вси бо Тому живи суть (Лк. 20:38). И, конечно, отошедшие к Богу святые Божии ближе к Богу, чем мы, грешные, больше имеют дерзновения к Нему, ибо греху уже не доступны, а любят нас не меньше, чем любили, когда жили с нами на земле. И веруем мы непреложно, что их молитва сильна пред Богом, и имеем мы тому непререкаемые свидетельства в дивных знамениях и чудесах, совершаемых по их молитвам. Мы имеем свидетельство в чудесном нетлении их святых мощей. Мы имеем свидетельство в нашей совести, в нашем сердце, что их любовь откликается на нашу смиренную молитву и, очищая сию нашу молитву, приносит ее к Престолу Всевышнего.

Прославление святителя Иоасафа имеет сугубое значение для нашей Русской Церкви. Это – небесное ей утешение в скорбные дни, ею переживаемые. Это – свидетельство с неба о ее святости, чистоте богоучрежденности, о любви к ней Господа Иисуса Христа, ее небесного Главы и Основателя. Православные русские люди! Да и не русские только, но и все, верующие в Бога, все, кто имеет очи, чтобы видеть, и уши, чтобы слышать! Се – зрите дела Божии, пред вами воочию совершающиеся! Как во дни благочестивых предков наших Господь являл дивные знамения и чудеса, прославляя святых Своих, так и в наши дни слепые прозирают, хромые ходят, расслабленные восстают у нетленных мощей новых чудотворцев Русской земли. До 400 чудесных исцелений записано и удостоверено, совершившихся у гроба святителя Иоасафа. Не ясно ли Господь засвидетельствовал сим, что Он хочет прославить во всю жизнь свою прославлявшего Его угодника, святителя-милостивца?

А если святитель Иоасаф удостоился прославления от Господа, то и Церковь Православная, коей он верно служил во все дни жития своего, есть истинная носительница заветов апостольских, истинная хранительница Божественного учения Господа нашего Иисуса Христа. Значит, только в послушании ей и возможно спасение, а следовательно, все, кто противится ей, кто самочинничает в деле спасения, кто дерзает хулить ее, кто думает спастись без нее – все таковые стоят на пути погибельном.

Настали времена великих скорбей для Церкви Божией. До 800 тысяч чад ее изменили ей, уклонились в ереси и расколы, расхищены волками лютыми – лжеучителями. И всюду рыщут эти хищники, прикрываясь одеждою овчею. Все чаще и чаще собираются их советы и съезды, чтоб изыскать средства: как бы расхитить стадо Божие. И вот как будто встают из гробов своих, воскресая из мертвых, великие пред Богом печальники Православной Церкви и своими чудесами и своими благодатными знамениями пред всем миром свидетельствуют истину Православия. Прииди и виждь каждый, колеблющийся ветром сомнения, виждь и осяжи, если только не ослепила тебя гордыня сомнения, и смирись сердцем, и познаешь, коль благ Бог наш к православно Его исповедующим и какое неистощимое богатство благодати Его сокровенно во святой Церкви Православной! Кто искренно заблуждается, кто без предубеждения ищет истины, того выведет Господь на путь истины, и он познает ее, обретет ее во спасение. Пример – великий ревнитель правды фарисей Савл, некогда гонитель, а потом великий учитель Церкви, больше всех апостолов потрудившийся в благовестии Христовом, Апостол Павел. Он ли не гнал и не преследовал Церковь Божию? Он ли не сажал верующих в темницы, он ли не соизволял убийству их? Но он искренно заблуждался, и Господь Сам благоволил явиться ему и просветить его светом истины. О, если бы все эти лжеучители, что ныне хулят Церковь Божию, были совершенно искренни в своих заблуждениях, если бы не были заражены предубеждением против Церкви Христовой, если б свой недалекий, во всяком случае ограниченный, но гордый ум смиряли в послушание вере и отсекали свое смышление пред разумом матери Вселенской Церкви! Но, увы, многие из них дошли в гордыне своей до такого ожесточения, что если бы и из мертвых кто воскрес на их глазах у святых мощей угодников Божиих – они не уверовали бы! Таково сердце человеческое, гордынею отравленное, что скорее эфиоп убелит кожу свою, чем оно смирится пред Богом. Пример – современные Христу Спасителю книжники и фарисеи. О, они отлично знали, что Господь воскрес из мертвых, но упорно не хотели верить и не верили! Они сами были свидетелями воскрешения Лазаря, сына вдовицы Наинской и других чудес Христовых, и некоторые из сих чудес, как, например, исцеление слепорожденного, сами расследовали, производя формальные допросы, но не хотели верить и не веровали, а Лазаря и к смерти приговорили. К несчастию, гордость еретиков именно такова, и, в силу их неискренности и гордого предубеждения, нет надежды на их духовное прозрение, и чудеса Божии, совершающиеся у гробов чудотворцев наших, послужат им только к сугубому осуждению. Но есть прельщаемые ими из верующих православных, есть искренно ищущие истины среди неправославных, в которых чудеса сии укрепят веру в истинность Церкви Православной и которые прославят Господа, дивного во святых Своих. И будет велия радость и на небесах, и в Церкви Божией о едином от таковых кающемся из заблуждающихся, и все мы прославим имя Господне, прославляя память угодника Божия святителя Иоасафа. Святителю Божий! Телом нетленным в Белграде почивающий, духом же всю землю Русскую обтекающий! Вознеси ко Господу теплые твои молитвы о земле тебе родной: да укрепит Он русских людей в вере православной, да упразднит все еретические мудрования, да обратит к истине Православия всех, от нее уклонившихся, да умирит смятения и крамолы врагов Отечества и да благословит превожделенным миром Самодержавнейшего Царя нашего на многая и многая лета!


Источник: Мои дневники / архиеп. Никон. - Сергиев Посад : Тип. Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1914-. / Вып. 2. 1911 г. - 1915. - 191 с. - (Из "Троицкого Слова" : № 51-100).

Комментарии для сайта Cackle