Источник

Слово на Рождество Христово. Св. Льва Великого, папы Римского

Возрадуемся о Господе, возлюбленные, и взыграем пред Ним духовно! Ибо вот опять воссиял день нашего искупления, день избавления – древле обетованного, а спасения – вечного: – день, в который прилично нам горе вознести сердца и преклониться пред Божественною тайною, совершенною о нас ради крайнего милосердия!

Всемогущий и всемилостивый Бог, еще вначале, как только зависть диавола причинила нам смерть, предназначил, по любви Своей к нам, средства к избавлению от нее смертных, возвестив им, что некогда семя жены сотрет главу змия, т. е. дал им понять, что чаемый Искупитель будет вместе и Бог и приидет облеченный в плоть человеческую.... И вот, когда приблизилось время, назначенное для сего искупления, то Господь наш Иисус Христос, не разлучаясь славы Отчей, сходит с небес и воплощается, но – воплощается новым способом и новым особым рождением. Новым способом: ибо невидимый делается видимым, невместимый благоволит вместиться, пребывающий от вечности соизволяет начаться во времени, Господь и Владыка всяческих, сокрыв неприступное величество Свое, приемлет зрак раба. Новым рождением: ибо, зачавшись в Деве, от Девы и рождается без участия отца, и не нарушая девства Матери. Такое рождение и подобало Спасителю человеков для того, чтобы и иметь плоть совершенно человеческую, и быть свободным от ее нечистот. Посему-то виновником воплощения именуется Сам Бог, как свидетельствует Архангел в благовестии Пресвятой Деве: Дух Святый найдет на Тя, и cuла Вышняго осенит Тя, темже и раждаемое свято, наречется Сын Божий (Лук. 1:35).

Все же сие, возлюбленные, так устроено высочайшею Премудростью не без причины, но для того, чтобы утаить от диавола прозябшее людям спасение, и чтобы он, не ведая зачатия от Духа, почитал и Господа рожденным подобно прочим людям, по обыкновенным законам человеческого рождения: ибо когда диавол видел Его носящим тоже естество человеческое, то думал, что и происхождение Его одинаково с прочими, – не заметил он, то есть, что Подвергший Себя всем немощам человеческой смертности совсем свободен от уз первородного греха.

Таким образом, премилосердый Спаситель наш, в самом начале смотрения Своего о нас, сокрыв величие Божества под покровом наших немощей, посрамил чрез сие лукавство хитрого врага, который не мог и догадываться, что родившийся подобно прочим младенцам есть Младенец, явившийся для спасения мира: ибо видел Его и слабым, и плачущим, и повитым пеленами, и подверженным болезненному обряду обрезания, и имеющим нужду в жертве очищения; потом – в отрочестве видел Его укреплявшимся и возраставшим, и даже до лет мужества не замечал в Нем ничего сверхъестественного, а между тем окружил Его клеветою, злословием, поношениями, гонением, оскорблениями, излил, наконец, на Него всю силу своей ярости, провел по всем искушениям, и – зная хорошо, каким ядом напоил он человеческое естество, никак не думал найти свободным от первородной греховности Того, смертное естество Которого известно было ему из стольких опытов. Посему-то злобный человекоубийца продолжал даже до конца упорствовать в нападении на Того, Кто не имел в Себе ничесоже от князя мира сего (Ин. 14:30). Но в то время как он, беспечный, обольщался надеждою на всеобщее распространенное им греховное растление, – рукописание греха исторгается у него, потому что он потребовал наказания с Того, в Котором не было никакой вины. Вследствие сего лукавый оный запутывается в собственных ковах, и все ухищрения его обращаются на главу его же: сильный связывается, и все сосуды дома его расхищаются, очищенная от древней скверны природа наша восстановляется в прежнее достоинство свое, смерть упраздняется смертью, рождение восстановляется чрез возрождение: ибо искупление, расторгая узы греховного рабства, заменяет плотское рождение возрождением от Духа, и усвояет оправдание грешнику чрез веру.

Помысли же, всякий, носящий имя Христианина, сколь велики благодеяния, совершенные Христом – Примирителем нашим! Ибо тебе, некогда отверженному и изгнанному из райских сеней, – тебе, умиравшему в изгнании, осужденному на нетление в прахе и пепеле, – тебе, у которого отнята была всякая надежда на жизнь, – чрез воплощение Сына Божия дана власть возвратиться к Творцу своему, узреть своего Отца, соделаться из раба свободным, из чуждого своим Ему! Рождаясь в тленной плоти, ты возрождаешься теперь Духом Святым, получаешь по благодати то, чего и по естеству не имел, – и по духу всыновления не обинуешься именовать Бога Отцом своим! Освобожденному от виновности пред Богом тебе возможно теперь стремиться к небесному царствию, исполнять волю Божию при пособии благодати, подражать Ангелам на земле, преодолевать искушения врага и несомненно надеяться, после подвигов и борьбы, водвориться в обителях Царя Небесного. Имея же такое упование, возлюбленные, да пребываем неуклонно в вере, в которой утверждены, чтобы тот же искуситель, от власти которого исхитил вас Иисус Христос, не обольстил вас новым каким-либо прельщением, и таким образом не потемнил светлой радости настоящего дня ухищрениями своей лжи... Прославите Бога во всех Его намерениях и делах, и почтите настоящий праздник обновления естества нашего святым и усердным служением Ему; восприимите в сердца ваши Христа воплощшегося нас ради, дабы сподобиться видеть Его и как Бога во славе и царстве Его. – Ему же со Отцем и Святым Духом слава и честь во веки веков. Аминь70.

* * *

70

См. Bibliot. patr. Combelis. 1, 211: ср. „Воскресн. Чтен.“ XVII (1853–1854) г., стр. 355–356.


Источник: Церковная проповедь на двунадесятые праздники : Слова, беседы, поучения святых отцов и учителей Церкви и известнейших писателей церковных. Части 1-2. / сост. П. Смирнов.– Киев : Лито-Типография И.И. Чоколова, 1904. / Ч. 2. – 905, XII с.

Комментарии для сайта Cackle