Источник

Слово на Рождество Христово. (Радость праздника Рождества Христова.). Святого Льва Великого, папы Римского

Спаситель наш днесь родился, возлюбленные: возрадуемся. В день рождения Toй Жизни, Которая, упразднив страх смерти, приносит нам радость обетованного бессмертия, не может быть места печали. Никто не отлучается от участия в сем веселии; все имеют одну общую причину радоваться: ибо Господь наш, сокрушитель греха и смерти, как не обрел никого свободным от вины, так и пришел для освобождения всех. Да торжествует святой, – он приближается к награде; да радуется грешник, – его приглашают к прощению; да воодушевится язычник, – ибо он призывается к жизни. Сын Божий в исполнении времен, определенном в глубине неисследимого совета Божия, приял естество человеческое, дабы примирить оное с Творцом его, и диавола, изобретателя смерти и ею одержавшего победу, победить также смертью. И с какою дивною правдою совершен подвиг сражения, подъятый за нас! Всемогущий Господь выходит против лютейшего врага не в величии Своем, а в нашем смиренном виде, противопоставляя ему тот же образ, ту же природу, какая причастна нашей смертности, только чужда всякого греха. О сем-то одном рождестве нельзя сказать того, что говорится о всех: никтоже чист от скверны, аще и един день житие его на земли (Иов. 14:4–5). В сие единственное рождество ничего не перешло от похоти плотской, ничего не втекло от закона греховного. Избирается от царства Давидова поколения Дева, дабы имеющая носить во чреве священный плод зачала Божия и человеческого Сына прежде духом, нежели телом. А чтобы в неведении совета Вышнего Она не устрашилась необычайных действий, для сего беседою ангельскою научается, какое должно быть в Ней действие от Святого Духа. Уверяется и в невреждении целомудрия своего имеющая вскоре быть родительницею Бога: ибо как не поверит зачатию новому Та, Коей обещается действие силы Вышнего? Вера Ее подтверждается и свидетельством о предшествующем чуде, – даруется Елизавете нечаянное плодородие, да будет несомненным то, что Давший зачатие неплодной дарует оное и Деве.

Итак, Слово Божие, Бог, Сын Божий, Который в начале бе у Бога, Имже вся быша, и без Него ничтоже бысть, еже бысть (Ин. 1:1–2), – для освобождения человека от смерти вечной соделался человеком. Без уменьшения Своего величия Он нисходит к восприятию нашей бренности, дабы, пребывая тем, чем был, и приемля то, чем не был, – истинный зрак раба соединить с тем образом, коим Он равен Отцу, и таким союзом привести в один состав оба естества так, чтобы и низшее не потребилось, и высшее не унизилось восприятием. Посему в целости свойств обоих существ, соединяемых в одно Лицо, восприемлется величием низость, силою – немощь, вечностью – смертность; для уплаты долга нашего природа неизменяемая соединилась с изменяемою; истинный Бог и истинный человек соединяются во едином Лице Господа, так как для уврачевания нас требовалось, чтобы один и тот же Ходатай Бога и человеков и мог умереть по одному, и воскреснутъ по другому естеству. Справедливо посему рождение Спасителя нисколько не изменило девства: ибо оно было хранением целомудрия, явлением истины. Такое-то рождество, возлюбленные, приличествовало силе и Премудрости Божией – Христу, да будет Он сообразным нам по человечеству и превосходнее нас по Божеству; ибо если бы Он не был Богом истинным, то не принес бы нам врачевства; а если бы не был человеком истинным, то не явил бы примера. И вот, при рождестве Господа, торжествуя, ангелы поют: слава в вышних Богу и возвещают мир на земле, в человецех благоволение (Лук. 2:14), – потому что они видят новый Иерусалим, созданный из всех народов мира. О сем неизреченном деле любви Божественной сколько должны радоваться в своем низком состоянии человеки, когда столько веселятся о том высокие ангелы!

Будем же благодарить, возлюбленные, Бога Отца чрез Сына Его во Святом Духе; будем благодарить Того, Кто, по великому милосердию Своему возлюбив нас, умилосердился над нами и сущих нас мертвых прегрешеньми сооживи Христом (Ефес. 2:5), да будем в Нем новою тварью и новым созданием. Отложим ветхого человека с деяниями его и, получив участие в рождестве Христовом, отречемся от дел плоти. Христианин! познай свое достоинство и, соделавшись причастным Божественного естества, недостойною жизнью не возвращайся к ветхой худости. Не забывай, какой Главы и какого тела ты – член; вспомни, что ты извлечен из власти темной и перенесен в свет и царство Божие. Чрез таинство крещения ты соделался храмом Св. Духа; не отгоняй же от себя такого обитателя злыми делами, и не подвергай себя опять рабству диавола: ибо цена твоя есть кровь Христова, и Кто искупил тебя в милосердии, будет и судить во истине. – Тот, Кто со Отцем и Св. Духом царствует во веки веков. Аминь69.

* * *

69

См. „Воскресн. Чтен“. VII (1843–1844) г., стран. 325–326.


Источник: Церковная проповедь на двунадесятые праздники : Слова, беседы, поучения святых отцов и учителей Церкви и известнейших писателей церковных. Части 1-2. / сост. П. Смирнов.– Киев : Лито-Типография И.И. Чоколова, 1904. / Ч. 2. – 905, XII с.

Комментарии для сайта Cackle