Источник

Беседа в праздник Рождества Христова. Св. Иакова Саруга71

Сегодня прилично мне, вместе с небесными воинствами, громогласно воскликнуть: Слава в вышних Богу, и на земли мир, во человецех благоволение! Ныне эту самую песнь песней слышали небожители, и, обладая Божественным ведением, небу воздали славу, земле возвестили мир, а человекам – благую надежду. Эта песнь с таким тройным подразделением была громко пропета у входа в пещеру небесными ангелами. Но почему они составили ее из трех частей, а не одно и тоже пели о небе и земле и человеках, напротив, одному месту изрекли славу, другому – мир, людям же – надежду? Слава и мир и надежда – на небе и на земле и у людей! Таинникам вечной Премудрости прилично было воспеть такую, а не другую песнь; их ум придумал состав ее, а благая воля выразила ее с безупречным единомыслием.

Слава в вышних Богу! Бог на небе выше и первее всего: Ему первому и слава подобает. Ангелы, первые, знали тайну (воплощения Сына Божия): им первым и воспевать ее. У них – вечный мир в небе: им и возвещать его, им не ведающим никакого раздора! А на земле нет мира; посему прежде всего надлежало быть на ней миру, и уже потом возможно на ней хвалебное пение. Если бы проклятые терния и волчцы (Быт. 3:18) не исторгнуты были из земли крестом, то на ней никогда не была бы посеяна хвалебная песнь небожителей. А теперь на ней есть мир, умиротворяющий прогневавших Бога; и вот, им и начинается хвалебная песнь, дабы на земле пето было тоже, что поется на небе. Как только Он (Сын Божий) сошел с места Своего (Мих. 1:3), дабы вселиться в Деве, Ей преподан был мир: а когда пришло время Ему родиться на земле, тогда и земле изречен мир, дабы он обитал на ней после успокоения ее. Итак, прекрасно возвещено было ангелами: на земли мир, в чело- вецех благоволение. У человеков, ведь, не было никакой надежды. потому что они низринуты были с высоты чадства, лишились ближайшего общения с Богом. Нарушение заповеди покрыло их стыдом, – и они были изгнаны из дома Отца своего, низринуты с высоты Едемского рая, и попали в преисподнее царство, в бездну мертвых, удалены были от трапезы царя, и сделались прахом – этою пищею змия. Снято было с них одеяние славы небесной, и они покрылись листьями, препоясанием стыдливым; совлечена была с них одежда светлая, – и вот, в преисподней покрывает их ткань из червей. Они сделались прахом, и были без надежды. Но как только Отец восхотел явить им вечную милость, которая свойственна существу Его, Он послал Сына Своего в мир, раждаемаго от жены (Галат. 4:4). Вторжением греха отворены были врата для благодати; и тогда ангелы поняли, что им надлежит говорить: „теперь есть благая надежда у человеков»! Нарушение заповеди оплачено, осуждение отменено, вина искуплена, рукописание вины разодрано, рай открыт, стерегущий его херувим удален, изгнанный Адам возвращен в первобытие, пристыжденная наготою Ева украшена новым убранством, мятежный змий растерзан, затейник сатана пристыжден, и высокие врата смерти разрушены. После всего этого в человеках явилась благая надежда.

Верны подразделения хвалебной песни, которая сегодня в Вифлееме пропета была ангелами, просвещаемыми вечною мудростью: слава в вышних Богу, ибо она подобает ему; и на земли мир, ибо он нужен ей; в людях надежда, ибо они не имели ее. Вот – нарочитый праздник, который все царства наделяет мудростью! Вот – песнь, которая возвещает Богу славу, а земле мир, людям же надежду. Вот – день, исполненный всех чудес, в который громко раздаются все хвалы, созерцается чудесное, и свыше слышится голос радости небесных воинств, которые с воодушевлением воспевают Господа небожителей за то, что Ему угодно было сделаться сожителем существ дольних.

Сегодня из корня Иесеева вышла ветвь для того, чтобы дряхлый мир подперся ею, как посохом (Римл. 15:12). Сегодня отверсты уста Евы для того, чтобы говорить громко и с уверенностью, что грех ее прощен при посредстве второй Девы, Которая вину Своих прародителей оплатила дорогим Сокровищем, рожденным Ею миру. Сегодня змий молчит, потому что говорит Гавриил, – прекращается ложь, потому что воссиявает истина, – все древнее проходит, потому что все обновляется Сыном Девы. Сегодня рука херувима уже не держит огненного оружия, потому что древо жизни уже не запрещено, и Плод его лежит в яслях для насыщения человеков, которые по воле своей уподобились скотам (Псал. 48:13, 21). Сегодня Адам заменил свои листья одеждою света, и своим прославлением посрамил того змия, который некогда уязвил его и лишил убранства. Сегодня Господь рая вместо листьев повит пеленами, дабы величие Свое заменить уничижение, и чрез то возвратить Адаму первое величие его. Сегодня книжники должны прекратить свою пытливость, и мудрование должно замкнуть уста свои пред Девою, Которая зачала, не зная мужа, родила и осталась Девою. Сегодня Исаия настраивает арфу, и струны ее рокочут: „Се, Дева зачала и родила» (Ис. 7:14). С нынешнего дня свивается прообразование и запечатывается закон (Ис. 8:16), потому что сокровенный смысл прообразов открылся и уяснился. Сегодня пещера сделалась брачным чертогом Жениха Небесного, восхотевшего породниться с обитателями земли, поддержать их и из бездны возвесть на высоту. Сегодня лицо Иакова (Быт. 28:12) стало светозарно, потому что Тот Господь, Который стоял наверху лестницы, сошел вниз, дабы человек взошел на небо. Сегодня из пещеры показалась заря, и из пустой расселины явилось светлое Солнце, дабы осветить самые преисподние глубины и то пространство, которого не может осветить солнышко. Сегодня рожден нам Тот Сын, Который рожден Отцом Его прежде, нежели мир произошел, – чего не может пояснить никакой возвышенный ум. Сегодня прекращает свое действие брак самый чистый, и уступает место девству, рождающему без супружества, дабы посредством Плода его получили благословение все дети брака. Сегодня ликует целомудрие, а плотоугодие даже не слышится: ибо, где сам брак скрывается молча, там – место ли плотоугодию? Сегодня девицы должны веселиться ради Девы родившей, не ожидая, что родится и другая подобная дева, а с изумлением величая Ту, Которая произошла из среды их самих. Сегодня и матери должны радоваться, потому что Дева приравнялась к ним, и в сонме их оказалось чудо на Неповрежденной, Которая кормила грудью, тогда как девство Ее осталось невредимо. Сегодня Иосиф изумляется и Мария удивляется тому, что у Девы явилось матернее молоко: без плотского соединения родила Она, без общения с мужем оплодотворилась. Господь неба находится в пещере. Огонь – в пеленах; Пламень сосет молоко, Жар прильнул к груди. Носимого херувимами носят здесь руки; Господа колесницы (Иезекиил. 1:4) пестует здесь Дева; Волнующий грозное море сосет капли молока из грудей Девы. Впрочем, Он неизмерим, и потому мне лучше молчать; Он неизглаголан: как же я буду говорить? Не выразить Его устами: язык немотствует пред Ним. Никакое слово не изобразит Его: посему трепещет пред Ним мудрование. Молчанием Он почитается; без пытливости воздается Ему поклонение. Не красноречие витий, нет, любовь пособляет понимать Его просто. О прекрасных словах, кои сегодня рекли огненные воинства сподружий Гавриила, думай и ты, собрание церковное, и говори: „Слава в вышних Богу, и на земле мир и благая надежда у людей»! Когда одни ангелы знали тайну, тогда они одни и пели, быв исполнены удивлением; а теперь, когда сокровенности раскрылись, люди возымели надежду, а земля исполнилась миром, – весьма пристойно и долу живущим петь тоже, что поют небожители, и вместе с ними взывать: „хвала Богу низу, как и горе, и да будет воля Его на земле, как и на небе»! Да славословят Его рожденные из персти, как прославляют духи. Явился мир на земле, потому что проклинание терниями отменено за венец из терний. Сильная надежда возродилась в людях, потому что свободен стал путь, ведущий в рай, так что спасаемые могут идти по нему, не боясь меча (херувима стрегущего рай).

За то слава Богу горе, слава Богу долу, слава Богу на земле, как на небе: ибо посредством Сына Его все обновлено, все получило благословение, все спасено! Итак, хвала Ему от всех. Аминь72.

* * *

71

Сконч. в 521 г.

72

Sechs Ноmіlіеn des heiligen Jacob von Sarug. aus Syrischen Handschriften übersetzt von P. Pius Zingerle Benedictiner aus Marienberg. Bonn, 1867, p. p. 1–9; cp. „Первое путешествие преосв. Порфирия в Афонские монастыри и скиты“, ч. II. Приложен. во 2-му отделению ceй части. Москва 1881 г., стр. 242–245.


Источник: Церковная проповедь на двунадесятые праздники : Слова, беседы, поучения святых отцов и учителей Церкви и известнейших писателей церковных. Части 1-2. / сост. П. Смирнов.– Киев : Лито-Типография И.И. Чоколова, 1904. / Ч. 2. – 905, XII с.

Комментарии для сайта Cackle