175. Тринадцать и более способов послужить Господу с помощью своего имения
Возлюбленный о Господе брат и благодетель мой.
Благодать, милость, мир и благословенье Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа с тобою!
Благодарю Вас за продолжение любви Вашей к моему недостоинству, которую и Спаситель наш, одобряя, говорит: «О сем разумеют вси, яко мои есте ученицы, аще любовь имате между собою». Но надобно ведать и сие, что, где любовь бывает по Бозе, то тамо недремленно диавол старается расторгнуть союз сей святой, и посеять неудовольствие, коего с Вашей стороны я не надеюсь видеть. Если же я по безумию своему когда опрокинусь на тебя, то тогда мужайся Бога ради и да крепится сердце твое; ибо я человек яр есмь и неукротим.
Уведомляете Вы о кончине своего сродника. Пишете, что он был человек молодой и предобрый. Сего-то ради, благоугоден Богови быв, возлюблен бысть, и живый посреди грешник, преставлен бысть; восхищен бысть, да не злоба века сего изменит разум его, или лесть мирская прельстит душу его; скончався вмале, исполни лета долга. Т. е. добрый человек в один год больше добра сделает и угодит Богу, чего беззаконник и во сто лет не успеет. Да упокоит Господь душу его со святыми в Небесном Царствии; сетующих же и плачущих о его кончине да утешит Всеблагой Бог Милостию Своею!
Вы просите моего совета, куда лучше избытки свои употребить: на нищую ли братию, по словеси Господню, или на благолепотное украшенье святого дома Божия? Ответствую: и то и другое дело угодное Богу. Но чтоб именно назначить Вам, чего лучше держаться, того сказать никак не смею; ибо благие желания рождаются в сердце не всегда от нас, но иногда и от Бога. Посему одно предпочести, а другое преобидеть небезопасно. За лучшее считаю поместить на сей хартии несколько примеров для собственного Вашего избрания (что покажется лучше, того и держитесь), а именно: 1-е, польза милостыни такая: что сколько мы не оказываем бедному, оказываем то Самому Христу Богу, по Его словеси: «аминь глаголю вам, понеже сотвористе единому сих братий Моих меньших, Мне сотвористе.» – И именует таковых милостивцев Своими сынами и благословенными Отца Своего Небесного, и делает их наследниками вечных благ. А примером нам истинных нищелюбцев служить могут от числа бесчисленных трое – Филарет Милостивый, Петр Мытарь, и Серапион Синдонит. Первый из них столь был милостив, что и сам обнищал было; второй, раздавши все, наконец и себя продал, и в милостыню отдал; а у третьего оставалась только одна свитка и Евангелие, но и то последнее отдавши нищим, остался наг, гладен и без храмины. А не так, как ныне богатые делают: подадут бедному копейку, а тысячу рублей в сундук запрут. 2-е, во Евангелии упоминаемая жена, купивши сткляницу многоценного мира, от великого усердия своего и любви стала возливать на главу Христа Спасителя. Ученики же Его, увидя Сие, стали негодовать, и сочли дело таковое за небогоугодное и погибельное, т. е. суетное, говоря: «чесо ради гибель сия бысть?» – Лучше бы было, когда бы продано было и роздано нищим. – Но Спаситель не одобрил их за сие, рекши: жена дело доброе сотворила Мне; нищих всегда иметь будете, а Мене не всегда. Сим примером научает нас Спаситель, что всякое благое дело, которое относится собственно к чести Самого Бога, и к прославлению Его, там попечение о нищих оставлять должно до времени. Почему, если кто прилежит более о украшении святыни, тот не точию ничего не теряет, но и весьма много приобретает; чему примером может служить преподобный Эразм Печерский, сего числа церковию празднуемый. 3-е, Богу угодное дело, строение вновь святых храмов. О пользе сей Сама Матерь Божия, явившись, известила некоему Угоднику, что если кто на созидание церкви Божией и един кирпич подаст, то не только не погубит мзды своей, но и Ее соделает Молитвенницею о себе. Посему не только маломощные, но и многие богатые не щадят и тысяч больших на созидание церквей, лишь бы за сие удостоиться милости Божией. Есть такие, которые особенное имеют усердие для церквей покупать колокола, и даже весьма тяжеловесные. Сие делают они в память той страшной трубы, чрез которую в последний день и мертвых возбудят на суд; а посему чрез звон колокольный чают, умилостивя Бога, получить грехам своим прощение, коего и сподобятся. 5-е, иные, подражая благообразным советникам Иосифу и Никодиму, обвившим тело Иисусово чистыми плащаницами, покупают для священнослужителей церковных облачения священные, и тем самым равного удостаиваются от Господа мздовоздаяния. Некоторые имеют благоговейный обычай в нарочитые праздники, т. е. в годовые, покупать и приносить в церковь большие свечи в память и в честь того светлого праздника, который после Всемирного Суда начнется в Царствии Небесном, и будет праздноваться бесконечно; посему утешаются надеждою, что и их Жених Церковный, Христос Бог, соделает участниками с мудрыми девами, приимшими светильники свои, и вшедшими на брак в Чертог Небесный; 7-е, есть немало таких, которые имеют усердие для церквей покупать разные церковные книги, коими чтоб всегда прославлялся Господь Бог. Жертва таковая весьма приятна Богу. 8-е, также много есть таких, которые по примеру святой Анастасии Узорешительницы, имение свое истощают на освобождение в темнице седящих, часто их посещая, потребное доставляя, и ходатайствуя об освобождении их; чему и ныне многие богачи ревнуя, в Москве, и в С. П. Б., к празднику св. Пасхи выкупают из тюрьмы десятками и сотнями человек. 9-е, бывают и в нынешние времена такие, которые, по примеру святителя Николая, бедных девиц, снабжая приданым, отдают в замужество, и тем самым охраняют их от греховного падения. Добродетель таковая весьма Богу угодна. 10-е, есть сердобольные люди и такие, которые, слушая Господа, устами св. пророка Давида говорящего: «Тебе оставлен есть нищий, сиру ты буди помощник», приемлют в свой дом бедных, безродных и малолетных сирот, и воспитывают их, как собственных детей, не щадя для образования их ничего. Таковая добродетель не точию в небе, но и на земле хвалится. 11-е, многие из добрых людей, ревнуя безмездным врачам: Косьме, Дамиану, Гуру, Иоанну, Трифону, Фалалею, Агапиту и пр., непрестанно посещают больных, врачуя их болезни, и доставляя потребное ко упокоению их, или своим иждивением покупая, врачевая и призывая лекарей (так как и Вы в болезни моей убеждали меня призвать врача на счет Ваш). Таковых на Всемирном Суде похвалит Христос и скажет: Мне сотвористе. 12-е, некоторые, подражая древним странноприимцам: Сампсону, Ксенофонту, Евфимиану и проч., имение свое истощавают на странных, приемля их в дом свой, упокоевая пищею и питием и снабдевая на путь потребными вещами, чему и в нынешние времена есть примеры. Один, известный мне, в городе Ливнах, мещанин И. В. в то только и живет, что странных принимает и упокоивает; и ежедневно у него оных бывает за обедом не менее двадцати человек; а сам он небогат, чему весь город дивится, откуда ему Бог посылает хлеб насущный? Вот видите, и ныне есть угодники Божии, без которых и мир сей не мог бы существовать. 13-е, есть ныне и такие, хотя очень редко, которые бедных мертвых погребают, покупая гробы, и исправляя по ним обычные церковныя помины, третины, девятины, четыредесятины, и годовщины, и поминая их, как собственных родных. Святый Иоанн Дамаскин таковую добродетель весьма похваляет, и творящих таковая блаженными именует, говоря: «Блаженнейший есть сице о умерших пекийся, сие бо умилостивляет и возвеселяет щедролюбиваго Господа, еже тщатися коемуждо о помощи искренняго своего. Сие хощет милостивый Бог, и любит, яко да друг от друга вси благодетельствуемся, и живи суще, и по смерти». Мог бы я и кроме сих примеров поместить здесь еще, но довольно для Вас и сих; ибо и теперь нельзя будет сказать: некуда давать денег. Вот видите, есть куда. Есть люди, живущие в мире, которые из приведенных мною здесь примеров к одному чему-нибудь имеют особенное усердие, и на оное имение свое иждивают. Есть же и такие, которые на каждый предмет, упомянутый мною, уделяют по части от своего имущества. Что ж касается до меня, то, живши в мире, ко всякому делу благу был хладен, и деньги, по подобию скупых, складывал в окованный ковчежец, к которому и сердце свое имел прикованным же. Когда же возгорелся огнь Божественной любви в моем сердце, тогда все суеты мирские омерзели мне, и любимое богатство опостылело, и так, как птица из сети, или яко елень палимый жаждою, удалился из Ростова, бегая, и водворился в непроходимой пустыне с чаянием себе от Господа спасения от малодушия и от обуревания многих грехов. Гроши же свои, сколько ни имел, не рассудил расточать на дела благотворительные, дабы не прослыть милостивым; но как оные, так купно и себя самого отдал в полное и безвозвратное распоряжение батюшке, отцу строителю. О чем, благодарение Господу Богу, до ныне ни разу не скорбел, не жалел и не любопытствовал, куда все оное употреблено, на дело ли, или нет? О том не буду пред Богом иметь ответ. Вас же, како Господь вразумит, тако и поступайте с поместьем своим и с самим собою. А как приведенные мною здесь примеры более приличествуют для живущих в мире, а не в пустыне, то посему и прошу Вас, когда нет тут противного здравому разуму, прочитать примеры те своим братцам, сестрицам, и невестушке. Может и они что-нибудь изберут себе для богоугождения и для благотворения ближним в пользу своей души, и научатся богатство свое не все приносить в жертву несытому чреву. Впрочем, как угодно.
Благодарю Вас за уведомление о странствующих братиях наших, и за упокоение оных хлебом и солью. Да напитает и Вас Господь за сие бессмертною пищею, от нея же ядше, живы будете.
Вот, возлюбленный брате, я ни к кому столько не писывал; но, любя тебя сердечно, я и меру потерял, и сил не пожалел, ибо две ночи писал, а днем люди беспрестанно мешают. И если что в строках сих найдется противное Богу, или Вам неугодное, за то прошу простить меня; кто бо есть человек, иже поживет и не согрешит? Все есьмы в бедах. Немощный и многогрешный иеромонах Антоний – нижайше кланяюсь. Прости!
24 февраля 1837 г.