133. Бог есть любовь
Бог есть любовь. (1Ин.4:8).
Вот почему весь мир связан любовью и держится любовью. Нет на земле ни самой величайшей, ни самой малейшей твари – ни на небе, ни на земле, которая не была бы одна с другой связана любовью. Спросите: что связало, что держит солнце, эти звезды, которые текут одна около другой, пробегая огромнейшие в небесах пространства? Это любовь Божия их связала, это любовь держит их в таком дивном порядке, так, что не может ни уклониться одна от другой, ни столкнуться одна с другой, ни перебежать одна другой путь. Ни одна не может нарушить порядка течения всех их: это все Бог так устроил, это все творец так учредил, Он связал всех их своей любовью, потому что Он сам есть любовь. Кто связывает на земле эти воды морей посредством рек и ручейков, посредством проливов и протоков так, что все воды текут в моря и из морей в большой океан, обтекающий всю землю? Кто это связывает землю большими грядами и рядами гор, которыми, как некоторыми гвоздями, скрепляют этот большой шар земли нашей? Все это та же любовь Божия связала их и скрепила, ибо Бог есть любовь. Кто связал или расположил в порядке, как бы некоторыми семействами, эти разнородные леса, рощи, так, что всякий род лесов, растений, фруктовых дерев, разных пород дерев, кустов, рощ, цветов и растений растет в своем только месте, занимает только свои пространства, свои страны, свои поля – одни растут на севере в холодных странах, другие – в жарких, а иные в умеренных? Кто рассыпал по лицу земли этих прекраснейших, разнообразнейших, – и величайших, и малейших тварей, имеющих каждая свои родственные, семейные утешения, – своих детей, друзей, свои наслаждения, свои утехи, свое богатство, свои привычки, свои игры, забавы, свои увеселения. Кто связал этих зверей, живущих каждый в своих странах, этих птиц, стаями летающих, этих рыб, стадами плавающих, такие, что все они держатся своего места, своего племени, своего рода – и не смешиваются одни с другими? Все это связала, всем им свои места указала любовь Божия; ибо Бог есть любовь. Ах! Об одних людях нельзя этого сказать! Казалось бы, что по одному уже тому, что Бог Отец послал на землю для соединения людей любовью единородного Сына Своего, возлюбленнейшего своего, который из любви к роду человеческому умер на кресте. Казалось бы, что все люди, все человеки, все народы должны бы быть связаны крепчайшей любовью; а между тем – мы усматриваем, что как будто на землю меж людей брошен не мир, но меч, не любовь, но ненависть, сам крест на голгофе не соединил людей, а кажется разделил еще более на разные вероисповедания, секты и расколы; в царстве идолопоклонников, в царстве бесовском было по-видимому больше любви, мира и согласия, нежели в царстве Христовом. Как? Неужели вы думаете, что любовь связывает эти государства, эти города, эти деревни, эти сборища людей? Увы! Их связывают интересы, пользы, для достижения своих целей; разве не видим среди царств человеческих междоусобных войн, среди городов – бунты, в семействах нестроения. Где ты, пренебесная любовь Христова? Где твое царство? Не ты ли сам, о Господи, сказал: «много званых, а мало избранных». Да как мало, – даже здесь, в Божием храме, где должны быть одни единонравные молитвенники Божии, – если отделите из них тех, которые не по любви ко Христу, а по одному обычаю ходят в церковь и тех, которые от нечего делать сюда приходят, и тех, которые желая только показать себя тут стоят, скажите: много ли найдете здесь таких, которые любят Бога всей душой, всем сердцем и всем помышлением, и ближних так любят, как сами себя? Тщетно ты, любовь Божия, и теперь распинаешь себя для спасения грешников: много нас, званых Тобой, а мало избранных. Увы! Сомнение колеблет наши сердца: живешь ли ты еще на земле, о любовь Христова, или на небе скрылась от нас, предавши нас терзанию наших собственных страстей?! Приди, приди, Сыне Божий, с неба и возврати нам ту святейшую, чистейшую любовь Отца небесного, которая царствует в царстве Отца, Сына и Святого Духа. Аминь.