Источник

132. Бог есть любовь

Бог есть любовь. (1Ин.4:8).

Что Бог Сам в Себе есть любовь и источник любви – стоит только внимательно посмотреть на человека – на это лучшее Божие творение – на его тело и душу, на его силы и дарования, на его дела и на цель его жизни бытия. Эта прекрасная кожа, которой покрыто тело человека, эта соразмерность в количестве и сложении костей, эти жилы, которыми, как некоторыми ручьями разливается и струится в теле кровь во всех направлениях, эта прекрасная голова, этот сильный хребет, поднимающий большие тяжести, эти руки, творящие чудеса искусств многообразных, эти ноги, которыми человек пробегает неизмеримое пространство, эти прекрасные очи, видящие миллионы звезд на небе и усматривающие тончайшие нити в устроении малейших тварей, этот слух, доставляющий гармонию и приятность многих звуков в пении и музыке, это обоняние разных запахов, этот вкус, осязание, ощущение по телу разлитое, эти тончайшие волосы на голове, покрывающие главу от палящих лучей солнца, и вместе пропускающих из тела воду испарений, необходимых для здоровья человека, эти брови и красоту придающие лицу и вместе ограждающие очи от притока испарений, эти ресницы, щитом прикрывающие очи от пыли, этот нос с своими мокротами, эти прекрасные уста, которым для принятия пищи, для разнообразных звуков речи помогает этот язык и эти зубы, премудро и прехитро поставленные на своем месте, все это и весьма многое другое, чего ни исчислить, ни назвать человек не может, все это показывает, что над телом нашим трудилась какая-то величайшая, премудрейшая и неисследимая и непостижимая любовь, любовь именно того, кто сотворил тело наше. Как? Чтоб такое тело сотворить только на время, чтоб после сбросить его как самое негодное? Нет! В теле вашем живет величайшая любовь Бога, царь, источник всякой любви – сама любовь живет в нас: образ и подобие Божие. Дерзаю сказать более: для Сына своего единородного, для Самого Себя Бог устроил это тело, этот вековечный дом – тело наше – для Бога Отца, Бога Сына и для Бога Духа святаго. Особенно это ясно очевидно при внимательном размышлении о душе. Мы не станем долго останавливаться на начале или происхождении души, – мы верим тому, что душа каждая выходит через родителей – из рук Божиих, Бог творит нашу душу, как Творец всего мира, – творит из любви, и любовью своей и для вечной любви. Что сказать о душе – об этой прекрасной душе? Есть ли под солнцем такой ангел, такой дух, который мог бы сравниться по красоте с нашей душой? Я не говорю о душе облагодатствованной, – я говорю о всякой душе, которую Бог сотворил и творит: посмотрите на дела человеческие; ни один человек в такое короткое время жизни не может знать всего, что все люди знают – это совершенно невозможно; посмотрите на эти паровозы, пароходы, на все дела рук человеческих, – что только не делается разумом человеческим? Одно сотворение мира и человеков не дано уму человеческому, а прочее из вещей сотворенных все-все. А посмотрите на душу святого, который словами останавливает солнце, изгоняет злых духов, исцеляет больных, воскрешает мертвых, знает мысли многих человеков. Одно творчество не дано уму нашему. Из готовых вещей он все вам сделает: но одного малейшего цветка, одной малейшей мошки не сотворит. Даже на беду нашу – есть звери, птицы и мухи – например, пчелы умнее человека. На земле не дано человеку многоведение – дается оно ему там – по ту сторону гроба, зато ему дана свобода, которая никакой другой твари не дана, – это главная, отличительная душа души человеческой: жаль, что она слаба до того, что может склоняться на сторону всякой страсти, всякой силе, всякой твари. Будет время, когда разум обратится в многоведение, свобода в свободное действование; останется с нами одна любовь. Хотя эта сила, это сокровище – любовь дана каждой твари, смотря по ее приемлемости; но настанет время, когда наша любовь сольется с любовью возлюбившего нас Христа – и не будет иметь меры, и степени, и конца во веки веков.

О, преблаженная любовь Бога Отца, Бога Сына, Бога Духа святого – прими нас в лоно вечной любви Твоей. Аминь.


Источник: Простые и краткие поучения на дни воскресные и праздничные протоиерея Василия Бандакова – Изд. второе испр. доб., Т. 8. – Мариуполь: Тип. А.А. Франтова, 1885. – IV, 368, II с.

Комментарии для сайта Cackle