131. Смерть грешников люта
Смерть грешников люта.(Пс.33:22).
Пусть грешникам люта; но почему и праведные люди, умирая, плачут перед смертью? Неудивительно, если болезни смертные и страхи неизъяснимые мучат грешника перед смертью, – святой человек без болезни умирает, чего ему скорбеть и бояться? Некоторого умирающего святого мужа братия спросили: «чего ты плачешь, – ты очистил себя от грехов покаянием – ты ничем не грешен?» – «Ах, братие», – сказал праведник, – иной суд человеческий, а иной суд Божий, – быть может, всевидящий Судия увидит на мне грехи такие, которые я вовсе забыл, или которых я вовсе не считал за грехи». Да, братие, если святые человеки боятся смерти; то как нам ее не бояться? Что такое смерть? По нашему мнению – смерть есть та же таможня, тот же карантин, такой же дом, в котором обыскивают людей: «нет ли у них запрещенного товара, вещей каких-либо неоплаченных? Нет ли зачумленной одежды?» Запрещенный товар – это грехи наши, которых на тот свет не пущают. Одежда зачумленная – это грешное тело человека. Жизнь будущая есть продолжение настоящей жизни: кто в настоящей жизни живет свято, тот блаженствует и здесь, и там будет блаженствовать. Кто здесь грешит и за грехи мучится телом и душой, и совестью, и поношением и стыдом; тот и по ту сторону гроба будет мучиться, там будет продолжение тех же мук – только лютейших, в руках бесовских. Здесь его хранил Бог и защищали люди; а там ни Бог, ни люди не защитят. Тело поэтому грешное, временное, тленное – при смерти, при этой таможне необходимо нам сбросить, как зачумленную грехами одежду; с святых же одежду эту – тело не снимают; они в телах почивают до времени; а при гласе Архангела, в воскресение мертвых все люди поднимутся из гробов – все и каждый в своей одежде: или в новой, обновленной, очищенной от грехов; или в старой, греховной, на обличение и укоризну грешника. Смерть – эта таможня возвратит каждому воскресающему его одежду, каждый в своем чине явится на суд Божий, на котором или прославится или постыдится, или оправдан будет или осужден. Были мы, стояли мы когда-то сами карантин 24 дня около одного города59 и видели, что город этот крепко огражден был рогатками и стражей, и никого в город не пущали – даже людей и псов, перебегающих ограждение города, убивали, потому что везде вокруг города чума свирепствовала; видели мы: как окуривали все вещи какой-то острой кислотой, отчего всякая одежда, всякая вещь превращалась в тление и прах. Мир настоящий весь зачумлен грехами – и люди все, и вещи все, и небо, и земля заражены грехами так, что смерть не может пропускать никого и ничего на тот свет из людей и вещей; если и люди, и вещи не будут очищены благодатью и молитвами святой церкви. Для того-то и страшный суд будет, чтоб очистить мир не дымом, но огнем – так что все стихии сжигаемые и все вещи перегорят; а грешников нераскаянных, как некое отребье, ни к чему не годное – повелит бросить в огонь вечный. Так видите, братие, что смерть также необходима при переходе нашем в другую жизнь, как необходима таможня во время заразительных болезней. У кого из нас грехов много, тому придется долго бороться со смертью, с миродержителями тьмы века сего, с духами злобы поднебесными, которые стоят при этой таможне, ибо они ее построили: «оброцы греха смерть», – сказал Апостол; а греха творец есть диавол, – значит и смерти архитектор есть диавол же. Так прежде смерти думай о смерти, брат мой, и кайся. Аминь.
* * *
Под Кишиневом, в 1827 году