Источник

Поучение 71. На память св. Великомученицы Екатерины

«Боюсь мук», – сказала царица Александра св. Велимомученице Екатерине. «Дерзай», – отвечала великомученица, – «ты будешь иметь Христа, помогающая в сердце твоем, да не приблизится к душе твоей ни единая мука».

В словах св. Великомученицы Екатерины мы усматриваем ту истину, что только душа, соединенная с Духом Божиим и сердце, принявшее в себя Иисуса Христа, не боится ни телесного, ни душевного страдания. Об этом побеседуем в наше назидание.

Христиане! Чем далее человек от Бога, тем он слабодушнее, робче, слабосильнее, как душею, так и телом. Эти гордое люди, которые говорят, что они сами собою мужественны, крепки духом и храбры во всех обстоятельствах жизни, обманывают самих себя и других. История представляет нам дивные примеры, что человек, чем теснее соединяется с Богом, тем он мужественнее в поражении врагов и в перенесение страданий. «Укрепился ты с Богом», сказал небесный Ангел патриарху Иакову, боровшемуся с небожителем, – «силен ты будешь теперь и с человеками бороться». Что говорит нам св. История? Давид, укрепленный Духом Божиим, поражает Голиафа; Иисус Навин с небольшим войском побеждает Амаликитян; Моисей стоит на горе с воздетыми к Богу руками: Моисей поднимает руки – и Иисус Навин побеждает Амаликитян; опускает Моисей руки от изнеможения, – и Амаликитяне побеждают Евреев. Здесь молитва Моисея испрашивает помощь у Бога, и Бог подает помощь Иисусу Иавину по молитвам Моисея. Мы не разумеем этой тайны, но видим, что на молитву праведника снисходит Господь и помогает тем, о которых он молится; ибо сказано в писании: много бо может молитва праведника помощию Божиею споспешествуема»66. И мы видим, что малочисленный народ Еврейский, по мере их благочестия побеждал весьма много народов языческих. Амаликитяне, Аммонитяне, Филистимляне, Идумеяне и все народы соседние были ими побеждены, а как только евреи предавались идолопоклонству и порокам, в то время самые слабые народы язычекие побеждали их. Если человек находится в тесном соединении с Богом, тогда никакие силы земные не могут его преодолеть. Это показывают мученики и великомученики. Не могли переносить мук только сами язычники, или еретики, или отступники. Были примеры, что идут на казнь верующие во Христа, и неверующие; первый побеждает и муки, и мучителей, а последний нет. Немощные женщины, слабые девицы и юные дети дивным образом переносили все страдания весьма мужественно – как будто страдали в чужом теле. Великомученица Екатерина не устрашилась после бичевания, колесования, тогда как она была девица самаго нежного телосложения. Евфросиния 16-ти лет девица улыбалась, когда мучитель в одно и тоже время в течении целого дня бичевал ее, жарил на угольях, и по одному суставу отсекал пальцы на руках и ногах. Сестры ее, смотря на ужасы мучений, обомлевали, а она смеялась. Такова сила Христова в человеке: она не дает чувствовать боли ни телу, ни душе. Бог почему юродивые и те, которые живут свято, не боятся ни холода, ни голода, никаких страданий и лишений в жизни. Как счастлив тот, кто имеет Христа в сердце своем! Но как Его приобресть, как с ним сблизиться? Мы знаем только одно средство к этому, – нужно иметь только чистое сердце: блаженни чистии сердцем, яко тии Бога узрят67, сам Спаситель сказал. Легко сказать: «чистое сердце», то есть, свободное от греха. А как грех удалить из сердца? Постом и молитвою. Пост утончает, молитва воспламеняет душу, а если в душе есть огонь, то он очищает грехи, как очищает золото от примесей других металлов. И Апостол Павел тоже говорит: «возгревайте дар Божий, который у вас68«, то есть, дар Духа Святаго. Значнт этот огонь, эта теплота есть признак пребывания у нас Духа Святаго. Но одно без другого быть не может. Если ты не соблюдаешь строгого поста, если ты находишься в пресыщении, то никак не возгреешь в себе сего дара, не воспламенишь душевного огня. А этот огонь виден был во многих Святых, или во время пламенной молитвы, или во время пламенного собеседования с другими. Некоторые святые на молитве окружаемы были ярким пламенем. Когда Василий Великий говорил поучение к народу; то Ефрем Сирин и другие видели пламень, исходящий из уст его. Бог есть огнь всепоядающий, говорит пророк. В виде ли огня, или в виде теплоты душевной обнаруживается присутствие в человеке Духа Божия. Боже мой! Как нам стяжать в себе Тебя? Как нам иметь чистое сердце? Как нам удалять из сердца грехи? Как нам воспламенять огнь в душе своей? Нам, которые не знаем никаких границ в пресыщении, никакой меры в объядении. Да, грех охлаждает душу человеческую, делает ее робкою, слабою, бессильною, страшливою. Что ж воодушевляет грешника? Что дает крепость и мужество злодею, разбойнику, честолюбцу, и сребролюбцу? Очевидно нечистая сила, и то на самое короткое время. Пред лицом же страданий, мучений и смерти сия сила, cие мужество, оставляет любимцев своих. Девицу Лукию никакие силы человеческие не могли сдвинуть с места, когда хотели ее увлечь в блудилище. Вот сила Божия! Отрок Нестор, укрепленный знамением креста от св. Великомученика Димитрия, в одно мгновение поразил страшного величиною и крепостию сил Лия. Сила Божия великая и всемогущественная непобедима никакими силами, ни человеческими, ни демонскими. Отчего христиане мы вовсе не заботимся о том, чтобы Бог жил в сердце нашем, и мы были бы непобедимы? Скажете: вам не нужна такая пребожественная сила. Как же вы думаете победить врагов своих без Бога, без силы Божией? А враги наши страшны, неумолимы. Плоть, мир и диавол – победители наши. Или мы не чувствуем, что пораженные грехом – остаемся побежденными. Или мы вовсе не хотим побеждать ни греха, ни диавола? Не хотим побеждать – не получим неба; ибо Бог сказал: только побеждающему дам сесть на престоле Моем69. Значит побежденные не войдут в рай, а после смерти перейдут в руки своих победителей злых духов. При жизни, если не победим грех, плоть, мира и диавола; то после смерти уже вовсе непобедим, потому что там не место борьбы, а место торжества победы.

Все брось христианин и полюби одного Бога всею душею, всем сердцем и всем помышлением твоим. А чтоб Бога, всею душею и всем сердцем возлюбить; то надобно всею душею и всем сердцем возненавидеть всех врагов своих – плоть, мир и диавола с его грехами. Крепко возненавидеть надобно грехи свои, иначе не возлюбим крепко Бога. «Вот Я стою, говорит Бог, и толкаю в двери сердца; кто услышит Мой голос и отворит дверь сердца, – войду к нему и буду с ним вечерять». А когда именно Бог толкает в сердце? Когда ты хочешь согрешить, – и совесть тебе говорит: «не греши». Когда тайный голос говорит: «подай милостыню, пойди в церковь, поберегись от пьянства, не лихословь, не бранись, не украдь», – это все Бог толкает в сердце, это все Его голос вопиет к тебе. Прислушивайся к этому голосу и слушайся его, открой двери сердца твоего для Бога. Иногда в церкви устами пророков и Апостолов слышится этот голос, иногда чрез уста доброго друга; в иное время мысль благая в сердце родится иногда доброе желание: все это глас Божий, все это Бог просится в твою душу, в твое сердце.

Блажен ты, стократ блажен, если услышишь этот голос и соединишься с Богом навсегда; здесь с Богом будешь, и на небе с Богом будешь – вечно с Богом будешь жить, чего от всей души желаю вам всем. Аминь.

* * *


Источник: Простые и краткие поучения протоиерея Василия Бандакова – Изд. второе испр., Т. 7. – Мариуполь: Тип. А.А. Франтова, 1884. – 449, V, II с.

Комментарии для сайта Cackle