Источник

XXIX. Слово на панихиде во время перенесения тела в Бозе почившего Преосвященного Иосифа, епископа Смоленского и Дорогобужского, из города Ялты в Смоленск 46

Черты из жизни почившего Святителя

Со святыми упокой, Христе, душу раба твоего, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь бесконечная.

Перед нами, братья, гроб с останками блаженной памяти Преосвященного Епископа Иосифа, Архипастыря Смоленской Паствы.

Поражённый тяжкой и продолжительной болезнью, по совету врачей, он прибыл на южный берег Крыма, для облегчения своих страданий и для излечения своей болезни дарами южной природы. Но Господь судил иначе: с верующей душой, напутствованный таинствами покаяния и причащения, он встретил здесь смерть.

Тяжело видеть гроб с останками человека, умершего на чужой стороне, вдали от сродников, лиц близких и знакомых, с которыми усопший жил и трудился на одном поприще общественного служения, делил житейские радости и печали, и для которых он был дорогим лицом; тяжело видеть гроб отца, имевшего многочисленных детей, умершего одиноким, вдали от своих детей, не имея возможности в последние дни своей жизни видеть их около себя, передать им последние свои заветы и слышать от них последнее утешение. Такой гроб, братья, на чужбине не может быть достойно оплакан, и останкам почившего не могут быть возданы надлежащие почести, заслуженный долг христианской любви, уважения и благодарности. Не то же ли самое представляет настоящий гроб с останками приснопамятного раба Божия, Преосвященного Иосифа, Епископа Смоленского ..

Несомненно, усопший архипастырь, как представитель религии – веры нравственности, как человек глубоко верующий, помышлял не о месте своей кончины, а о часе смертном, ибо, как видно из его приготовлений, он готовился к сему часу на всяком месте. Но скорбит ныне Смоленская паства. Скорбь её сугубо тяжела: она лишилась своего архипастыря и не имеет возможности лицезреть его во гробе, поклониться его останкам, принять от него последнее архипастырское благословение, дать ему последнее сыновнее целование. Для детей, по отношению к отцу, это тяжкое горе, великая печаль!...

В самом деле, что такое епископ для своей паствы и что такое паства для своего архипастыря?

Епископ для своей паствы есть высший строитель тайн Божьих, высший совершитель богослужения, блюститель религии и нравственности в пределах своей паствы, высший духовный отец и главный молитвенник перед Господом Богом за своих духовных детей. Паства для епископа есть его духовное стадо, пасомые – его духовный дети, которые, через поставленных рукой епископа священнослужителей, получают от него всё необходимое для своего спасения. Между епископом и паствой связь самая тесная, отношения – самые близкие. По слову Спасителя, между епископами и паствой должно быть единство, цельность и нераздельность: едино стадо и един пастырь; пастырь душу свой полагающий за свои овцы, а овцы, глас его слушающие и за ним следующие. Сκaжем короче: без епископа нет церкви, а без церкви – нет спасения. При такой связи между епископом и его паствой, и при такой важности епископа для паствы, понятным делается, насколько должна быть тяжела разлука паствы со своим архипастырем. Во дни кончины своего архипастыря, паства, по справедливости, называется осиротевшей. Вот почему скорбит ныне Смоленская паства по своём архипастыре, скорбит тем более, что во дни кончины не видит его.

Дорог был почивший Преосвященный Иосиф для Смоленской паствы. Более семи лет он святительствовал на Смоленской кафедре. В продолжение этого времени не один раз паства Смоленская видела его обозревающим её города и веси, повсюду священнодействующим и проповедующим слово евангельской истины. А древне-православный город Смоленск, в продолжение этого времени, постоянно наслаждался его величественным Богослужением в своих храмах и любил слушать его приятный голос при священнодействии и проповедания слова Божия. Особенно не забудет усопшего архипастыря величественный Смоленский кафедральный собор, где он, до предсмертной своей тяжкой болезни, под осенением чудотворной иконы Смоленской Божьей Матери Одигитрии, во все воскресные и праздничные дни торжественно совершал Богослужение. Долго будут помнить Смоляне и вся Смоленская паства Преосвященного Иосифа за его простоту и ласковое обхождение, а бедные – за его милостыню. Духовенство же Смоленской епархии не забудет усопшего епископа, как архипастыря доброго и милостивого, право правящего своею церковью. Впрочем, не одна Смоленская паства знала усопшего святителя и будет помнить его. Помянут его в своих молитвах паствы Гродненская и Ковенская, где он святительствовал, в качестве виленского викария более пяти лет. Знал Преосвященного Иосифа Симбирск, Рига и Вильно в сане архимандрита, где он был воспитателем и руководителем духового юношества в продолжение двадцати лет. Быть может, были и другие служебные места у покойного архипастыря. Нам известно только, что, по окончании высшего богословского образования в 1851 году, он тридцать лет служил церкви Божьей на разных её поприщах. В продолжение столь долгого времени труда и подвигов, усопший святитель, в разных местах своего служения, без сомнения приобрёл много благодарных сердец, которые, узнавши о его кончине, вознесут к Господу Богу тёплые молитвы об упокоении души его в обителях небесных.

Мы, братья, случайные участники и свидетели перенесения тела усопшего святителя Смоленского – епископа Иосифа, в настоящее время заменяем тех лиц, которые, по долгу служения или по привязанности сердца, воздали бы ему последний долг христианской любви, уважения и благодарности. Исполним же этот долг, как требует от нас того братская любовь и наше христианское звание.

Усопший святитель, блаженной памяти раб Божий, преосвященный Епископ Иосиф, теперь ни в чём не нуждается так, как только в молитвах к Господу Богу об упокоении души его в царстве небесном. Нет человека без греха, хотя бы и один день был житья его на земле; поэтому каждый умирающий нуждается в очищений от грехов. Нужда эта особенно настоит непосредственно после смерти, потому что непосредственно после смерти, умерший человек является на суд Божий: лежит человеку единою умрети, потом же суд, – говорит слово Божие. Этот путь к вечному блаженству, или к вечному мучению неизбежен ни для кого – ни для пастыря и пасомого, ни для царя и раба. Итак, святитель Божий – усопший епископ Иосиф, теперь предстоит на суде Божием. Учитель веры и проповедник нравственности, сам теперь даёт отчёт Господу Богу в делах своих; судья, вязатель и решитель дел человеческих, сам предстоит на суде и нуждается в сторонней помощи: в молитвах церкви и, быть может, он нуждается в этой помощи ещё более, чем простой смертный; ибо высоко, трудно и ответственно перед Господом Богом епископское служение. Епископ должен дать ответ Господу Богу не за свои только дела, но и за дела своих пасомых. Дух святый поставляет епископов не для того только, чтобы они в этой земной жизни пасли церковь Господа Бога; но чтобы в жизни будущего века воздали слово о душах, над которыми были поставлены епископами. Святая церковь наша, как чадолюбивая мать, со своими молитвами и тайнодействиями, особенно спешит на помощь человеку умирающему и умершему. Она, со своими чадами, возносит к Господу Богу усиленные молитвы о спасении души его. Вот и теперь, перед гробом сим, вы слышали заупокойные церковный песни, располагающие и призывающие нас к молитве об упокоении души усопшего святителя. И сам усопший святитель устами церкви ныне усердно просит нас молиться о нём. Братья мои возлюбленные! не забывайте мя, когда поёте Господа; но поминайте и молите Бога, да упокоит меня с праведными Господь. Внемлем гласу матери нашей церкви, внемлем гласу усопшего святителя Божия Иосифа, принесём ему последнюю дань христианской любви, помолимся Господу Богу о прощении всех грехов его вольных и невольных, слова и дела, ведения и неведения, и об упокоении души его в обителях небесных в царстве славы.

Со святыми упокой, Христе, душу раба твоего епископа Иосифа, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь бесконечная!... Аминь.

* * *

46

2 октября 1881 г. в 7 часов вечера тело, в Бозе почившего, Архипастыря привезено было в Симферополь и поставлено в Кафедральном Соборе; тогда же Высокопреосвященным Гурием, Архиепископом Таврич. и Симфероп., в сослужении Соборного причта и ректора Таврической семинарии, Архимандрита Арсения (Брянцева), была совершена панихида: во время оной, по шестой песни канона, о. ректор сказал надгробное слово. По окончаний панихиды тело умершего святителя препровождено было на вокзал железной дороги для перевезения в Смоленск.


Источник: Собрание слов и речей высокопреосвященного Арсения (Брянцева), архиепископа Харьковского и Ахтырского, говоренных в разных местах его служения : Т. 1-. - Харьков : тип. Губ. правл., 1908-1912. / Т. 1 : 1873-1887 гг. - 1908. - 254, VI с., 1 л. портр.

Комментарии для сайта Cackle