Источник

144. В неделю 26-ю по Пятидесятнице

Горе вам, пресыщенные ныне: яко взалчете. Горе вам смеющимся ныне: яко возрыдаете и восплачете.

Лк. 6:25

Это будет после смерти; а теперь какое горе пресыщенным, сидящим за роскошным столом? Какое горе смеющимся, которые себя утешают музыкою, пением и всякими веселостями? Посмотрите на Евангельского богача, который получил большой на поле урожай, который торговлею, счастливым оборотом, случаем, или лучше попущением Божиим, вдруг разбогател; он сидит за столом, роскошничает, веселится и громогласно говорит: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись (Лк. 12:19). Скажите ему, что завтра святой пост, что надобно бросить роскошь и приняться, по уставу церкви, за воздержание от мясной пищи; надобно говеть, приготовляться к Христову Празднику. Он ни вас, ни гласа церкви, ни самого Господа не послушает. В церкви он не бывает, учения Христова не слушает, пастыря церкви презирает, – для него все равно, что пост, что мясоед: „душа! много добра лежит у тебя на многие годы!“ – Богатство, деньги, – вот его Бог, его закон, его правило. Скажите ему, что его во аде ожидает ужасный голод, страшная жажда, но никто ему тогда не даст ни куска хлеба, ни капли воды: он этому не поверит: душа, много добра лежит у тебя, на многие годы. Да ведь эти годы прекратятся; ибо Ангел Божий в Откровении клянется, что тогда времени уже не будет, – ни годы, ни дни, ни часы не будут тогда считаться; ибо настанет одна бесконечная вечность, и тогда настанет то вечное горе, о котором говорит Христос: „горе вам насыщенным ныне, ибо во всю вечность будете мучиться страшным гладом и ужасною жаждою“.

Не верит богач этим предсказаниям Спасителя; он о будущем не думает, а живет настоящим: душа! покойся, ешь, пей, веселись. Покойся, пока грянет гром гласа Божия над твоею головою: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя147, кому же достанется то добро, которое ты собрал всякими неправдами?! Как? в сию же ночь – после пиршества? и так скоро? А хотелось бы ему попировать, повеселиться. Возьмут душу? Кто? Куда? Очевидно, что не Ангелы возьмут, а аггелы – демоны – бесы. Куда же они ее отнесут? А туда, где вечный плач и скрежет зубов в озеро огненное, где страшный голод и жажда его ожидают. А богатство? очевидно, не возьмешь с собою, оставишь на руках не тех, которые тебя стали бы поминать, а в руках тех, которые будут за оное между собою судиться, – и кости твои сотлеют, а судище о твоем имении не прекратится. Такова участь богатых и пирующих ныне! Но я желал бы, христиане, чтобы вы обратили внимание на самих себя. – Вы не пируете разве? А во дни ваших именин, ваших крестин, во дни ваших браков? Вы не веселитесь? А не вы ли дорого нанимаете большие дома для пирований и плясаний? Не вы ли дорого платите за плясовую музыку? Не ваши ли жены под музыку пляшут целые ночи в домах и поют бесстыдные песни, и разносят соблазн и смехотворствуют по всем улицам города? Когда этот идолопоклоннический обычай выведется из среды вас, православные христиане? Вы осуждаете богачей за их роскошь, – из-за чего же вы стараетесь сравниться с ними в роскоши и в веселии? Горе же и вам насыщенные ныне: яко взалчете. Горе вам смеющимся ныне: яко возрыдаете и восплачете. Убойтеся же хотя вы бедняки, Бога милосердого, и не раздражайте Его праведного гнева! Или вы думаете, что Господь не осудит вас наравне с богатыми? Убойтесь, говорю, вы Бога, – прекратите эти языческие обычаи! не разносите разврат по улицам. Не лучше ли вам эти деньги, которые вы тратите на музыку – обращать на пользу Христовых братьев; а то за свои кровавые труды нечистых духов потешаете, и Бога огорчаете. Завтра святой пост начинается – покайтеся, оплакивайте ваше безумие; ибо моих слез уже не станет хватать оплакивать бесстыдные дела нынешних христиан. Хорошо, если Господь вам дает время для покаяния; а если, – о, безумец! в сию же ночь душу твою возьмут от тебя, – когда ты покаешься? Когда омоешь слезами грехи твои? Боже! Боже! сколь люты ныне времена настали! пощади и помилуй нас. Аминь.

* * *


Источник: Простые и краткие поучения, сказанные в Архангело-Михайловской церкви г. Таганрога протоиереем Василием Бандаковым – Изд. первое. Т. 9. - Харьков: Типо-Литография Окружного Штаба, 1880. – 500 с.

Комментарии для сайта Cackle