Поучение 70. В день Святителя Митрофания
Часто спрашиваете меня: как мне спасти душу свою? Пред вами, брат Святитель Христов Митрофан. Он жил между христианами, был такой же человек, как и мы, но, может быть, на его совести и не было таких тяжких грехов, какие мы имеем на нашей совести; быть может, он от самой юности стал думать о своем спасении, быть может он прежде искал царствия небесного, а потом обратил внимание на земное царство. Правда, кто испытает сладость любви и благодати Божией, кто дознает, как благ Господь; тот ни за что в мире не захочет благ земных, тот не обратит внимания ни на что в мире. Св. Христов Митрофан жил среди людей грешных и беззаконных, а между грешными людьми жить и не согрешить – нельзя. Несмотря на все это, св. Митрофан, живя среди мира, угодил Богу; он не заразился мирскими нравами и обычаями, а принял от св. отец святые нравы и обычаи: хотя жил в мире, но не прилеплялся к миру; хотя жил среди людей, но с грешными людьми не заводил дружбы; видел беззакония, но только оплакивал их. Он жил в мире, но далек был от мира: не местом был далек, ибо жил среди людей, но нравами от них был далек и привычками. Он был Архиерей, но был весьма кроток; ибо всегда имел в уме слова Спасителя: «блаженны кротцыи, яко ти наследят землю»64. Он видел на земле много сокровищ, но не прельщался ими, он только о сокровищах небесных помышлял, помня слова Господа: «блаженны нищие духом, яко тех есть царствие небесное»65. Он видел много удовольствий мира сего, но от всех отказывался. Он считал себя на земле, странником мира сего, и ни к чему земному не пристращался: не пристращался к жене, детям и друзьям, зная, что с потерей их ему пришлось бы много скорбеть. Быть может, он и друзей имел, но только благочестивых, потому что грешные друзья вводят в грех и в беду. Он не собирал для себя ни денег, ни вещей, зная, что потеря того и другаго причиняет человеку скорби и печали. Так он все деньги и вещи отдавал тем, которые в них нуждались, то есть, братиям Христовым, нищим. Почему он во всю свою жизнь не скорбел ни о чем? Потому, что не имел ни малейшего пристрастия нн к чему земному и тленному. Так как человек может заблуждаться и во всем ошибаться; то св. Христов Митрофан положил себе правилом не слушаться своего разума и не исполнять своей воли; но подчинял себя воли благочестивых старцев, советовался во всем у богопросвещенных мужей и во всем подражал их св. жизни. Послушание, повиновение, покорность старшим было законом его жизни. Если при нем не случалось старца, с которым бы он посоветовался, то он за советом обращался к св. Евангелию, к св. пророкам и Апостолам, или искал для себя наставления в писаниях св. отцев. Строго он смотрел за своими взорами, слухом и устами, и, если, как-нибудь, подвергался какому-либо поползновению, соблазну или искушению, тотчас начинал плакать, как дитя, и раскаивался даже в малейшем своем прегрешении. Ночи и дни проводил он в слезах, стараясь и малейшее пятно омыть на своей совести. Он не собирал грехов на совесть в течение целого года, как мы это делаем, а ежедневно исповедал свои мысли и дела своему духовнику, пред которым раскрывал все, самые тайные, свои мысли, желания и дела. Он старался стяжать память о смерти и стяжал; каждый час думал о смерти, как будто ему придется того же самого дня и часа умереть. Величайшее утешение св. Христов Митрофан находил для себя в оплакивании своих и чужих грехов. Сладки были для него эти слезы, потому что они омывали всякие грехи. Мы имеем не хорошую привычку гневаться; а он так себя укротил смирением, кротостью и перенесением всяких обид, что ни на кого никогда не гневался. Мы говорим: человек на то имеет сердце, чтобы гневаться; а св. Митрофан не давал воли своему сердцу. Мы, если кто нас обидит, долго помним эту обиду, гневаемся на обидевшего нас и стараемся ему отомстить, а св. Христов Митрофан не только не гневался на обиды, но старался благодеянием воздать обидевшему его. У нас привычка грешная осуждать ближнего, оклеветать, а иные даже впадают в большой грех: лихословят, проклинают ближнего, припоминают злого духа; св. Христов Митрофан боялся этих грехов, как смертных, и в жизни своей никого не осуждал, не оклеветал, не бранил, не поносил; напротив – приучал себя все и всех хвалит, все и всех ободрять, или переносил в молчании всякие обиды. Мы имеем грешную привычку – много говорить, не думая о том, что мы можем наговорить много праздных, пустых и бесполезных слов, и быть может скажем, как-нибудь, ближнему гнилое, обидное и укоризненное слово; за что можем отвечать пред Богом: мы не думаем о том, что от худого слова доходит до худого дела: а св. Христов Митрофан старался всячески избегать многословия, многоречия, зная, что во многоглаголании нет спасения; напротив он в жизни старался занимать такую должность, которая требовала бы больше молчания и безмолвия; он много говорил только с Богом, потому что постоянно читал Иисусову молитву, а с людьми избегал праздной беседы, чтобы как-нибудь не согрешить языком своим. Кому не известно, что ложь прилична диаволу и от него происходит, ибо он есть ложь и отец лжи, как говорит писание, однако христиане нынешнего века позволяют себе всякую ложь, а св. Христов Митрофан весьма внимательно смотрел за собою, чтоб не согрешить ему языком своим. А как вы думаете братие? Легко ли приучить язык свой говорить одну истину? Один инок девятнадцать лет учил этот урок, пока его выучил. Мы без разбору вкушаем всякую пищу и пьем, всякое питие; а св. Митрофан вкушал пищу только для утоления голода; потому что у святых, обжорство и сластолюбие называется чревобесием? У невоздерженного человека чрево делается его властелином, которому он работает, как раб господину. Как изобретателен, как хитр этот властелин! Какие яствы он выдумал? Какие напитки он изобрел? Одно только у человеков чрево; а посмотрите вы на стол богатых и бедных, сколь много одно чрево может поесть, и сколь малым другое может довольствоваться: кусок хлеба и сосуд воды составляли весь стол у святых. Зато в теле их замолкала всякая похоть. Вы посмотрите ныне на мир, – как растленна ныны природа мужей и жен, старцев и юношей. Только пред потопом, да в Содоме и Гоморе, в сих беззаконных городах, встречаем подобное растление нравов. О чем отцы и деды наши боялись подумать, то самое ныне: обратилось в обычай, в привычку. Вопль разврата доходит ныне до слуха Господа Саваофа. При роскоши в пище и питии чрево наше становится разженной Вавилонскою пещию, в которой горит пламень всех самых ужасных похотей, которые скоро или не скоро сожгут и изсушат всех похотников. Остается их только с св. Апостолом Павлом предать сатане во измождение плоти. Без целомудрия нет христианства и нет спасения. Целомудрие есть первая добродетель у христиан – спасающихся. Чтобы еще сказать вам о нестяжательности св. Христова Миртофана, о всенощном бдении, о непрестанной молитве, о псалмопении о том, как он старался избегать любостяжания, тщеславия, гордости, безумных помыслов? Не достанет мне времени говорить, а вам терпения слушать – о кротости, о простоте, о не злобии, о смиренномудрии, о безмолвии и других пренебесных добродетелях святителя.
Итак, кто хочет спасти свою душу, тот должен стараться по возможности подражать добродетельной жизни св. Христова Митрофана. Не говорите, что для этого необходимо жить в монастыре. Св. Христов Митрофан не только жил среди мира, но и занимал в мире самую трудную и заботливую должность, – именно: он был Архиереем Воронежской паствы. Поэтому ему надлежало заботиться не только о своем спасении, но и о спасении своей паствы, – об образовании, об исправлении жизни и нравов священно-церковнослужителей; при всем том св. Христов Митрофан спасся среди сего многомятежного и греховного мира. Итак, мы безответны пред Богом, говоря, что в мире трудно спастись. Следует только захотеть. Невозможно по силам человеческим, но возможно при помощи Божией.
Святителю Христов, отче Митрофане! Укажи нам тот путь, которым ты шествовал для получения спасения; умоли Господа Бога, дабы Он нас всех наставил на путь истинный, дабы Он даровал светильник ногам нашим, и свете, стезям нашим, дабы и все мы спаслись и получили живот вечный. Аминь.
* * *
Там же ст. 3.