Поучение 69. На введение во храм Пресвятой Богородицы
Вход во храм Господень Пресвятой Богородицы поучает нас той непреложной истине, что только здесь – в сем храме, в тихом и безмятежном пристанище мы можем избегнуть волн моря житейского, воздвигаемого на нас бурею напастей и скорбей, умиротворить немирную от грехов совесть, избегнуть злобы людей, укротить бурю страстей, удержать прилив искушений и соблазнов. Мне и тебе, душа христианская, подает пример, указывает на храм Божий, на сие тихое пристанище – Царица небесная. Поучимся у Ней и последуем Ея примеру.
Восхождением своим в храм Божий и воспитанием в нем Царица небесная поучает нас тому, что и мы должны входить сюда и здесь воспитываться духом и просвещаться. Никакой мудрец, никакой философ не может научить нас тому, чему научает нас писание пророков и Апостолов и учение Самаго Ииcуcа Христа. И, если Господь сказал, что где «два или три соберу там во имя Мое», будут молиться Мне, станут обо Мне беседовать, слушать Мое пренебесное учение, поучаться закону Моему; то и я буду среди их: «ту и Аз среди их»62. Не здесь ли, не в сем ли храме, где по несколько сот христиан стекается на молитву и для слушания Божественнего Его учения, – не здесь ли Он хотя невидимо, но действительно и несомненно пребывает и озаряет небесным учением своим всякого человека грядущего в мир? Он принимает здесь теплые молитвы, просвещает нас Духом святым, врачует сердца, уязвляемые грехом, умиротворяет совесть нашу, успокоевает душу, томимую несчастиями, скорбями, ежедневным семейным горем. В черный день, в часы горести, в минуты тяжкой скорби мы ищем человека облегчить горе наше, успокоить многомятежный дух, разогнать мрак души, – ищем человека, и – не находим; потому что у каждого из них лежит на душе свое горе, своя доля скорбей и бед. Тот с долгами не может развязаться, – заимодавцы проходят мимо окон, засматривают в дверь, грозят темницею; другой с судами не разделается, третий с врагами не управится; вырвался из одной беды – смотри попал в другую: один заплатил долг, другой оказывается; одно выздоровело дитя в семействе, другое заболело, – тот – ума не приберег исправить своих детей, другой не найдет средства поправить свои дела; там отец сбился с пути правого, тут мать наделала беды; там сын сделался груб и непослушен, тут дочь потеряла рассудок; один дома лишился за долги, у того судно погибло в море: сей со своею дурною привычкою не управится, тот с родными не расчитается; беды в реках, беды от разбойник, беды от сродник, беды от лжебратий, беды в море, беды в пустыни, беды и во градех63, сказал св. Апостол Павел. А какая беда наполняет дом тогда, когда отец или мать – последняя подпора в жизни – умирает? Дети один другого меньше, лохмотья покрывают малого и большого, есть нечего, достать негде, просить стыдно. Бедная мать то к тому, то к другому бросается в отчаянии: одного успокоить, другой есть просит, одному отерла слезы, другой начинает плакать. Кругом горе, слезы и беда. И в таком разе, вместо того, чтобы просить утешения, совета, помощи у людей, у которых свои беды, не лучше ли прибегнуть за помощью к Богу; не лучше ли прежде всего сходить в храм, поставить свечу пред св. иконою – поплакать, помолиться, послушать Божественного пения, посоветываться с Апостолом Павлом, обратиться за утешением к псалмопевцу Давиду, приклонить колена пред святителем Николаем, попросить о помощи Архистратига Михаила, Варвару великомученицу, св. Митрофания, св. Тихона Задонскаго: ведь все они жили на земле, прошли сквозь огнь бедствий и испытаний, знают беды человеческие; все они теперь пред лицем Божим ходатайствуют за мир грешный и прелюбодейный; они не оставят тебя, если к ним обратишься, наставят на путь истинный, подкрепят перенести несчастие, умудрят, успокоют, вразумят, утешат и усладят твое горе. А взглянешь с верою на крест, на распятого за тебя Искупителя, то всякое горе забудешь. Заметьте, христиане, что во храме Иерусалимском не было сих друзей Божиих Апостолов, а в наш, христианский храм, все они невидимо приходят, и Сама Матерь Божия, испившая полную чашу скорбей житейских в бедной Назаретской хижине, в бегстве от врагов, у подножия креста, на котором в страшных муках умирал Единородный и возлюбленный Сын Ея, – Сама Она невидимо пребывает здесь и внимает мольбам христиан, Сама всем и во всем помогает. Следует только прибегнуть к Ней со слезами, раскрыть пред нею свое сердце, указать на язвы души, и Она непременно скоро уврачует, утешит, подает помощь. Итак – в храм ли не прибегать? Здесь ли не молиться? Здесь ли не искать помощи и утешения? У ног ли Спасителя милосердаго не сидеть подобно блаженной Марии, и не искать ли утешения в Его слове? О, христианин! Здесь ищи себе успокоения, совета и ты обретешь. Пусть счастливцы мира за чашею удовольствий земных ищут утешения; пусть скупец сжимает руку пред братьями Христовыми и увеселяет взор свой златом и сребром; пусть сластолюбец ласкает жирную свою утробу! Еще не пробил час для них, еще не заглянула смерть в их очи, еще не грянул гром гнева Божия. О! Как эти люди малодушны, когда ступают ногою во гроб, когда болезнь сжимает им уста; когда совесть начнут мучить тяжкие грехи, когда нужно явиться на суд Божий, а что еще ожидает их за гробом?!!
Вот почему я постоянно напоминаю вам и не престану говорить: «ходите чаще в церковь Божию; ибо каждый раз, когда ты мог пойди в церковь и не пошел – Ангел Божий записал это в число твоих грехов; ходите в храм Божий особенно потому что Царица небесная, по мере вашего усердия к церкви и молитвам, раздает вам благодатные таланты, ходя в церковь и молясь вместе с вами. Ходит и Она премилосердная невидимо и замечает, ваши вздохи, ваши слезы, слушает прошения и моления, принимает их и передает Сыну своему и Богу.
Знаю, что богатые и изнеженные люди боятся холодной погоды, а на гульбище в холодные ночи собираются, да еще деньги платят; здесь же даром простоять затрудняются, со святыми молиться скучают, с Богом беседовать не находят удовольствия.
Царица небесная! Кто Тебе из нынешних христиан станет подражать? Кто станет слушать Божественное учение Сына Твоего? Кто будет пребывать в дому Божием? Кто знает теперь, что закон Божий слаще меда и сота? Бедные жалуются на бедность, и не ходят в церковь; богатые на богатство и множество дел и тоже не ходят в церковь. Все хотят быть правыми. Господи! Прости наши согрешения! Что же нам пастырям остается делать? Оставлять служение в простые дни, служить только по праздникам; ибо в простые дни – кто нас станет слушать и внимать молитвам нашим? К чему молиться о предстоящих людех, когда их нет в церкви? К чему об ожидающих великия и богатыя милости, когда нет ожидающих? Но разве церковь может быть без молящихся, когда на престоле – на сей Голгофе, приносится бескровная жертва? Разве может, быть Христос без Ангелов и Святых? А ваши Ангелы не здесь ли молятся? А святые не сюда ли с неба приходят на молитву? «Спите прочие и почивайте», говорил Господь в саду Гефсиманском своим Апостолам; «спите, – дух бо бодр, плоть немощна». Апостолы действительно были утомлены постом, бдением и непрестанными странствованиями со Спасителем. Станем же и мы бодрствовать, поститься и молиться, да не внидем в напасть: а напастей много в мире, – здесь только в храме сем можно найти тихое и безмятежное пристанище.
Притецем к Богородице, мы грешнии и смирении, припадем – в покаянии, зовуще из глубины души: Владычице! помози ны милосердствовавши, потщися, погибаем бо от множества прегрешений, не отврати Твоя рабы тщи – Тя бо едину надежду имамы. Аминь.
* * *