Беседа на Божественное и спасительное Рождество Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Святого Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского
Ныне празднуется память девственного рождения, и потому, по необходимости, речь наша будет возвышенна, соответственно величию праздника: она проникнет внутрь тайны, поскольку это достижимо и дозволительно. Посему и вы, братие, возвысьте ваш разум, дабы он, видимо воодушевившись Божественным возбуждением, мог уразуметь свет познания Божественного.
Ныне вижу равную почесть неба и земли и восхождение всего земного, соразмерное с снисхождением небесным. Если есть небо небес и воды превыше небес, то нет ничего более чудесного и более драгоценного, чем пещера и ясли; из всего, что Бог соделал от начала века, нет ничего более для всех полезного, как рождение Христа, которое ныне мы празднуем. И подлинно, предвечное, необъятное и всемогущее Слово ныне по плоти рождается в пещере, полагается в яслях, зрится очами, осязается руками, обвивается пеленами; непостижимое существо соделывается тварью. Не плоть, имеющая скоро разложиться, приходит в бытие, – не плоть и дух, сочетаваясь друг другу, составляют одно разумное существо, но Бог и плоть неслитно соединяются в существо единой Ипостаси Богочеловеческой, Которая, вошедши в чрево девственное, в нем и из него, благоволением Отца и содействием Духа, ныне рождается, сохранив при этом нетронутыми и неврежденными знамения девства, – рождается точно так же, как и зачалась, бесстрастно. А родившая Его, как при зачатии Его оказалась выше всякого страстного похотения, так и при рождении – выше всякой мучительной болезни: поскольку прежде, чем болезнь успела приступить к Ней, Она родила предвечное Слово, Которого не только Божество неисследимо, но и образ соединения с плотью непостижим. Итак, Божественная и неизреченная высота принятия Им плоти превышает всякий разум! И когда ты видишь Христа уже рожденным от Девы неискусомужной, и в таком случае Он превзошел всякое сравнение. Красен добротою, говорится, паче сынов человеческих (Пс. 44:3); не сказано: „красивее», а просто: красен, дабы не сравнивать вещей несравнимых. Помаза Тя, Боже, Бог Твой, сказано, елеем радости паче причастник Твоих (Пс, 44:8). Сам Бог есть помазавший и помазанный. Слово помазывается от Бога Отца, как человек, и помазывается совечным Ему Духом (ибо елей радости обозначает Духа). Далее, хотя Оно, как человек, и принимает помазание, однако, как Бог, имеет источник его в Самом Себе, – почему Пророк Божий и назвал причастниками его всех, получающих помазание от Бога (поскольку только Богу свойственно соделать Своими участниками всех, радующихся радостью Святого Духа). Таков Рождаемый ныне в убогом вертепе и прославляемый нами Младенец.
Сотворивший из ничего все земное и небесное, Бог, узрев, что разумные Его создания соделались крайне непотребными, дарует им не только нечто большее того, что у них было (не равное, не близкое), но Самого Себя. Виновник зла, не желая быть ниже кого-либо из ангелов, даже желая по превосходству уподобиться Самому Творцу, первый подвергся страшному падению, затем привлек к пропасти и Адама, обманув его из зависти, и таким образом совершил падение, которое для Адама было трудно поправимо (требовалось для востания его чудесное, днесь совершившееся, рождение от Бога), а для него, духа злобы, совершенно не исправимо (поскольку он, будучи само зло, призывал желающих к участию в сем зле). Сам Господь Бог, неизреченно умалив Себя, нисходит свыше к человеческому роду и, нераздельно соединив его с Собою, возвышает к небу все земное или соединяет воедино человечество и Божество и, таким образом, указывает на смирение, как на единственный путь, ведущий к небу, предложив ныне Себя, как пример такого смирения и людям и ангелам. Ныне ангелы научились от Владыки, что путем к возвышению и богоуподоблению служит не гордость, а смирение; ныне и виновник зла, будучи сам олицетворением высокомерной гордости, пристыжен и поражен, сам соделался предметом посмеяния со стороны некогда обманутых им ужасно. С рождением Христа он попран теми, которые прежде лежали под его ногами: ибо они уже не превозносятся, как предлагал сам всегубитель, но смиряют самих себя, согласно примеру, преподанному им Спасителем, и посредством смирения приобретают премирное возвышение. Итак, Бог, сидящий на херувимах, днесь возлежит Младенцем на земле пред нами. Бог, незримый и шестокрылыми серафимами, которые не только познать Его существо, но и взирать на сияние Его славы не могут (почему и закрывают свои лица крылами, соделавшись плотью), зрится очами чувственными. Бог, определяющий всему границы и ничем не ограничиваемый, заключается в малых яслях; Бог, все содержащий в Своей длани, обвивается малыми пеленами. Бог, имеющий богатства неисчерпаемых сокровищ, волею обитает в пещере и, важнее всего, рождается там Тот, Кто безначально, бесстрастно и безвременно рождается от Бога. И, о дивное чудо! Единосущный со Всевышним Богом не только принимает на Себя уничиженную природу чрез рождение, не только испытывает крайнюю бедность, рождаясь в убогом вертепе, но, будучи Владыкою всего мира, по естеству включается в список рабов вместе с другими; и этим доказывается, что рабство нисколько не бесчестнее владычества.
Богоотец пророк Давид негде так воспевает Бога: руце Твои сотвористе мя, и создасте мя: вразуми мя, и научуся заповедем Твоим (Пс. 118:73). Что это значит? – значит, что только Создателю свойственно и истинно вразумить, а человек вразумленный будет стремиться подчиняться Ему и поучаться заповедям Его. Бог, Своею рукою создав нашу природу и вдунув в нее из Себя душу, предоставил ей, как разумно созданной, управляться своими размышлениями и двигаться своим собственным хотением. Но поскольку она, обольстившись советом лукавого, не сохранила своего состояния, а впала в неестественное положение, то поэтому ныне он не только создает ее рукою, но и заключает ее в Себе и, таким образом, не только воздвигает ее от падения, а и соединяется с нею нераздельно, рождается вместе Богом и человеком, – рождается от жены, дабы принять естество наше, – и от Девы, дабы возобновить человека. И подлинно, если бы Он родился из семени, то не быль бы новым человеком и, будучи наследником древнего грехопадения, не был бы в состоянии принять на Себя полноту неоскверненного Божества и служить неисчерпаемым источником освящения и, таким образом, не мог бы не только омыть греховное осквернение прародителей изобилием силы, но и достаточно освятить представителей следующего поколения. Подобно тому, как городу (особенно большому) для постоянного пития не достаточно воды, стоящей в сосуде, а необходимо нужно иметь у себя источник, дабы, благодаря сему источнику, никогда от жажды не сдаться неприятелям, – так и для постоянного освящения всех не достаточно было ни человека, ни ангела (по благодати имеющего освящение), а нужен был для твари ключ, в себе самом имеющий источник, дабы, таким образом, приступающие к нему и напоившиеся им оставались бы непобежденными от наступления врожденных eй недугов и лишений. По этой, именно, причине ни ангел, ни человек, а Сам Господь пришел и спас нас, соделавшись человеком для нас и пребывая вместе с тем неизменно Богом: ибо, созидая ныне новый Иерусалим, Он утверждает вечный источник благодати. Премудрое и вседержительное естество соединяется с естеством, по немощи порабощенным лукавому и находящимся в глубине ада, – с целью внушить ему мудрость и силу, свободу и непогрешительную жизнь.
Обратите внимание и на знамения этого неизреченного соединения и на проистекающее отсюда благо, простирающееся и на далеко живущих людей. Звезда сопутствует волхвам, останавливаясь там, где они останавливаются, и двигаясь вместе с ними, когда они шествуют, или же, лучше сказать, призывает их сама к пути, предшествуя им и сопровождая их. Когда они двигаются, она служит им путеводительницею, а в то время, когда они останавливаются, и она сама, подчиняясь им, остается на месте, дабы, покинув, не огорчать их своим отсутствием, и дабы не показалось, что оставила путеводительство неоконченным. Для чего же она сокрылась, когда они пришли туда (в Иерусалим)? – Для того, конечно, чтобы чрез спрашивание соделать их неподозреваемыми глашатаями Христа, тогда родившегося по плоти. И поскольку они сочли достойным вопросить иудеев, где, по священным предсказаниям, Он рождается, то снова явилась им Божественная звезда, научая нас этим никогда не искать научения от иудеев в том, что относится к закону и пророкам, а напротив подчиняться учению Божию, дабы не отпасть нам от благодатного озарения свыше. Когда же волхвы вышли оттуда (из Иерусалима), она, явившись им, снова возрадовала их и, предшествуя, путеводительствовала им все время, пока не остановилась, дошедши до того места, где находился Младенец, поклоняясь с ними этому земному и вместе небесному Младенцу и принося их первым даром Богу, родившемуся на земле, а чрез них – и весь род Ассирийский, по изречению пророка Исаии (Ис. 19:23–25). Сами волхвы поклонились, принося злато, ливан и смирну Тому, Кто чрез смерть (символом которой служила смирна) даровал нам божескую жизнь (образом коей был ладан) и божественное царство (что обозначалось златом подносимым Подателю вечной славы). Для Того, Кто ныне родился, и пастыри составляют общий лик вместе с ангелами и восхваляют Его одним и тем же песнопением, не так, конечно, чтобы ангелы брали в руки пастырские свирели, а так, что пастыри были окружены светом ангельским и оказались в сонме воинств небесных и научились от ангелов небесному или, скорее, небесному и земному гимну.
Слава, говорят они, в вышних Богу и на земли... (Лук. 2:14): ибо Живущий в вышних и Владычествующий небесными высотами имеет ныне землю Своим престолом и прославляется на ней так же, как и там, святыми и ангелами Своими. Какая же причина этого общего для ангелов и человеков славословия? Се благовествую, говорится, вам радость велию, яже будет всем людем (Лук. 2:10). Что же это – за всемирная радость? – слушай до конца ангельское песнопение и узнаешь: мир, в человецех благоволение. Бог, разгневанный против людей и подвергший их страшному проклятию, приходить во плоти, дабы даровать им Свой мир и примирить их с верховнейшим Отцем. Яко, сказано, родися не нам – ангелам (поскольку мы хотя и на земле видим Его, прославляем Его как на небесах), но вам – людям (т. е. от вас и для вас) днесь Спас, иже есть Христос Господь, во граде Давидове. Что же обозначают слова: мир, в человецех благоволение? И прежде иногда Бог являл людям примеры мира: поскольку и с Моисеем беседовал, как бы со Своим другом, и Давида нашел по сердцу Своему (1 Царств. 13:14; Деян. 13:22), и всему народу иудейскому являл знамения мира, говоря с ними среди огня и мрака (Второзак. 4:11). Но все это не – доказательства мира Его по благоволению: ибо благоволение обозначает само по себе приятное и совершенное хотение Божие (благодеяние Господа, оказываемое некоторым из людей или одному роду и то не полное, не доказывает еще совершенного хотения Божия). Итак, подобно тому, как многих назвал Бог „сынами» (Евр. 12:5), однако же один есть Сын Его, в Котором Его благоволение (Матф. 3:17; 17:5), подобно сему хотя часто Он ниспосылал Свой мир, тем не менее один – мир, который заключает в себе и благоволение Его, мир посредством воплощения Господа нашего Иисуса Христа, как совершенный и неотложный, даруемый всем хотящим его.
Этот мир да сохраним и мы, братие, всеми силами: ибо этот, именно, мир мы прияли в достояние от днесь родившегося Спасителя нашего, даровавшего нам духа усыновления (Галат. 4:5); чрез этот мир мы делаемся наследниками Божиими, сонаследниками же Христу (Римл. 8:17). Будем жить в мире, творя угодное Ему, пеломудрствуя, исполняя истину и правду, пребывая в молитвах, и молениях, поя и воспевая в сердцах наших (1Тим. 2:1; Ефес. 5:19), а не одними только устами. Будем жить в мире сами с собою, подчиняя плоть духу, предпочитая жительство по совести и сохраняя внутренний мир помыслов в благоустроенном и непорочном движении: ибо таким образом мы уничтожим внутренний в нас мятеж. Будем сохранять мир и друг с другом, снисходя друг другу. И если кто имеет поречение (жалобу) против другого, прощая так же, как и Христос простил нас (Колосс. 3:13), и оказывая милосердие взаимною любовью, подобно тому, как и Христос милосердовал из одной любви к нам и за нас снизшел до нас. Таким образом, помощью и благодатью Его воззванные от грехопадения, мы возвысимся добродетелями, дабы иметь жительство на небесах, откуда мы, как дети Небесного Отца, и ожидаем избавления от тления и приобретения нескончаемых благ, коих удостоиться да даст нам Бог в будущем во славе явлении Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, Ему же подобает слава вo веки. Аминь79.
* * *
В сокращении. См. рукоп. Москов. Синод. библиот. 69–LXX, л.л. 225 об.–228; сравн. „Церковн. Bедом.» 1900 г., № 52.