Источник

Поучение на Рождество Господа нашего Иисуса Христа. Из Пролога

Приступите, братие и чада мои, и послушайте меня внимательно: я скажу вам о силе и чести нынешнего праздника.

В ceй день совершилось посещение Божие роду человеческому и его обновление. Диавол прельстил человека нарушить заповедь Божию, которая была положена в раю нашему праотцу Адаму. По зависти диавола, своим невоздержанием он лишился славы Божией и сладости райской, и от него произошли все мы, смертные люди. И вот, когда враг увидел, что все мы лишились славы Божией, то начал соблазнять людей всячески, чтобы похитить их у Бога: и разбоем, и воровством, и блудом, и идолопоклонством, и всякими злыми делами, чтобы мы стали врагами Богу, как и он сам. Но милостивый Господь Бог наш, не желая видеть нас впадшими в такое зло, не забыл дела рук Своих, но преклонил небеса, сошел на землю для нашего спасения, воспринял на Себя нашу плоть, чтобы соединить ее со Своим Божеством. И вот, Он повивается пеленами как Младенец, – Он покрывающий землю мглою. И во яслях скотских возлежит Он, всегда почивающий на кры- лах херувимов, – и делает все это для того, чтобы не жили мы, как бессловесные, неразумные твари. Посему Несозданный вместился в создание Свое и Неосязаемый осязан был: Он, Сын Божий, стал Сыном человеческим. Не перестал Он быть Богом, когда стал по плоти человеком, – Он совершенный Бог и совершенный человек. Как бы прикрывшись нашею плотью, Он сошел с неба, чтобы поискать нас. И нашел Он Свое заблудшее овча, и возложил на рамена Свои, и принес к Отцу Своему Небесному. Заблудшее овча это – род человеческий, который совсем было погиб. И к радости Он призывает ангельские силы, говоря: „радуйтеся со Мною, потому что Я нашел овцу Мою заблудшую».

Вот почему и мы, братие, должны почтить Его пришестствие, – и всегда исполнять Его заповеди, с любовью почитая друг друга, как Сам Он повелевает нам в Своем законе, когда говорит: „не убий, не укради, не прелюбы сотвори, не лги, чти отца твоего и матерь твою и люби ближнего твоего, как самого себя»; а под ближним разумеется не тот, кто близок нам по рождению, но всякий человек, особенно который живет по вере Христовой. К этому eщe – напитаем алчущих, примем странников, оденем нагих. Будем почитать служителей Божиих: ведь они имеют попечение о душах наших. Будем день и ночь усердны к церкви Божией, потому что там мы очищаемся от грехов. Будем строго хранить себя от греха, чтобы с чистою совестью приступать к Телу и Крови Христовой, не имея ни против кого вражды. Не наружно только будем показывать любовь друг к другу, но и лицом и сердцем почитая один другого, чтобы быть сынами Всевышнего и наследниками царства небесного. В сие-то царство и пришел позвать нас Христос, истинный Бог наш, сугубый естеством, равночестный в Троице со Отцем и со Святым Духом. Аминь80.

* * *

80

См. Пролог. Moсквa. 1887 г., декабрь, стран. 66; Памятники древне-русской церковно-учительной литературы. Издан. журнала „Странник“, под pедaкцией проф. А. И. Пономарева. Выпуск второй. Славянорусск. пролог. 1896 г., стр. 121–122.


Источник: Церковная проповедь на двунадесятые праздники : Слова, беседы, поучения святых отцов и учителей Церкви и известнейших писателей церковных. Части 1-2. / сост. П. Смирнов.– Киев : Лито-Типография И.И. Чоколова, 1904. / Ч. 2. – 905, XII с.

Комментарии для сайта Cackle