276. Беседа на обновление храма Святых Апостолов Петра и Павла, при 1-м Московском Кадетском Корпусе
(Говорена окт. 18; напечатана в Твор. Св. От. 1852 г. и в собр. 1861 г.)
1852 год
Господи, возлюбих благолепие дому Твоего, и место селения славы Твоея (Пс. XXV. 8).
Приятно – читать сии благочестивые слова в книге Царя-Пророка: и особенным образом – приятно видеть сие благочестивое чувство написанным на самом храме, и на сердцах людей, призванных быть живыми храмами Божиими.
Не сие ли чувство любви к дому Божию подвиглось в сердце Благочестивейшего Царя нашего, когда он, видя сей храм уже не неблаголепным, не умолчал, однако, что еще требовались бы некоторые черты к возвышению его благолепия?
И на Царское слово свободно отозвалось верноподданническое благоговение к Царскому слову, вместе с любовию к дому Божию: и Царское слово исполнено, и благолепие храма сего возвышено.
Чему, как не той же любви к дому Божию, должно приписать и то, что братия сего храма изъявили настоятельное желание, чтобы обновление сего храма совершилось молитвами не одного священнослужителя, но собора церковного? Так понято ваше желание; и потому, с утешением исполнено.
Предложим ли взаимно вам и наше желание? – Желаем, чтобы ваша любовь к дому Божию не прилеплялась к видимому только его благолепию, но чтобы простиралась к его благолепию невидимому, духовному, Божественному.
Вслушаемся внимательнее в слово Пророка: «Господи, возлюбих благолепие дому Твоего и место селения славы Твоея». Храм Божий любезен ему: потому что благолепен. Но чем благолепен и любезен? – Не одним блеском видимых украшений, хотя и сии могут иметь полезное действие на чувство благоговения, но наипаче тем, что он есть «дом Божий» и «место селения славы Божией», что в нем живет Бог и Его Божественная слава. Приметьте, что по разумению Пророка, храм есть «место» не временного только и преходящего явления, но постоянного «селения» славы Божией. Слава Божия не тогда только была во храме, когда ее видели, в чудесном облаке осеняющем, в небесном огне, ниспадающем на жертвы, как было во дни Моисея и Соломона, но она пребывает в нем всегда. Не видит ее пытливое око, но чувствует ее присутствие верующее сердце, и сие чувство исторгается из сердца в слове восторга: «Господи, возлюбих благолепие дому Твоего, и место селения славы Твоея». Если мы не обретаем в себе сего внутреннего, живого, сладостного, Давидова чувства присутствия Божия и славы Божией во храме: то это наш недостаток, – недостаток внимания, благоговения, разумения, веры. Это подобно тому, как человек с тупым зрением среди света не чувствует ясности света, как человек с притупленным обонянием среди благоухания не чувствует благоухания.
Чтобы сердце отверзлось для ощущения присутствия Божия и славы Божией во храме, для сего надобно прилежно внимать умом храму, как жилищу истины Божией, святыни Божией, благодати Божией, как дому молитвы.
Каждый день, в каждый церковный час, что слышите вы во храме, как не истину Божию? Он и поет и говорит о Боге Творце, Промыслителе, Спасителе, о наших к Нему обязанностях, о нужде и средствах нашего спасения, о покаянии, вере, надежде, любви, о благоделании. Будь только внимателен и нерассеян: и спасительная истина проникнет тебя, и даст тебе ощутить свою сладость и силу.
Для чего, так сказать, усиленное соединение средств и способов сообщить трапезе или престолу храма высокий степень освящения, – освященные вода и вино, святое миропомазание, многия тайнодейственные молитвы, положение святых мощей? Не для того ли, чтобы соделать сию трапезу, сколь возможно, достойным престолом святыни собственно Божией? Потому и дается ей наименование престола, что на ней, как на царском престоле, присутствует Царь славы, Богочеловек Иисус Христос, в Божественном слове Евангелия Своего, в спасительном знамении креста Своего, в Божественном таинстве Тела и Крови Своея. Итак, если ты не мог бы не благоговеть пред небесным престолом славы: то можешь ли не благоговеть и пред сим? Ибо на том и на сем един и тойжде Царь славы Христос.
Но для чего святыня и слава Божия нисходит от горних в дольняя, от беспредельного неба в тесный земной храм? Очевидно не для себя, но для тебя, молитвенник храма, для того, чтобы явиться тебе сообщающеюся благодатию, чтобы от святилища преподавать тебе благодатный свет, силу и освящение. Отверзай только для сего сердце твое искреннею молитвою и несомненною верою.
Желая себе и вам привить душеполезную Давидову любовь к дому Божию, воспоминаю еще одно его изречение: «изволих приметатися в дому Бога моего паче, неже жити ми в селениих грешничих» (Псал. LXXXIII. 11). То есть: желаю лучше повергать себя у прага дому Божия, нежели жить с удобством и удовольствием в жилищах грешников. Изречение многовразумляющее. Не потому ли, между прочим, он так сильно чувствовал любовь к дому Божию, так крепко и смиренно прилеплялся к нему, что не любил жить в селениях грешничих, и наслаждаться их удовольствиями? Не потому ли, напротив, некоторые из нас, и, может быть, многие холодны к дому Божию, что слишком любят селения грешничи, обиталища суетных забав и чувственных наслаждений? Помысли, бессмертная душа, что селения грешничи скоро разрушатся, истлеют или сгорят в преисподнем огне: а дом Божий с живущими в нем и любящими его перенесется на небо. Избери лучшее и надежнейшее; избери решительно; возлюби дом Божий с его святынею и благодатию, с его молитвою и духовным учением и не позволяй себе увлекаться исчезающею прелестию селений грешничих. Аминь.