§ 153. Св. Григорий в своих сочинениях: 1) как оратор; 9) как догматист: его Катехизис.
Св. Григорий оставил после себя много сочинений, в которых он является то как вития духовный, то как догматист-обличитель, то как толкователь Писания, то как учитель нравственности670.
I. Св. Григорию всегда отдавали честь, как оратору искусному. В ораторском слове его нет того величия, каким отличается слово Василия Великого, ни той возвышенности и точности, какие принадлежат слову Григория Богослова. Взамен того оно дышит живостью и сладостью, ясно и легко; Григорий, говорит Фотий «весьма сладкий, блистательный, чарует слух приятностью» (γλυκυτατος, λαμπρός και ηδονης ωσιν αποσταξων)671. Ораторский талант его виден особенно в надгробных Словах его Мелетию Антиохийскому, Василию Великому, св. Макрине, Плакилле и Пульхерии; в похвальных Словах Ефрему Сирину, Григорию Чудотворцу, мч. Феодору Тирону, 40 мученикам Севастийским, первомч. Стефану. Эти Слова его, как и некоторые из праздничных, содержат много сведений полезных для истории672, что указывает на верность оратора правде.
II. Самые лучшие из догматических сочинений Григория: 12 Слов против Евномия и Катехизис673.
Катехизис, по собственным словам Григория, составляет наставление в том, как надобно действовать при обращении язычников и иудеев, и как – при опровержении еретиков. Язычнику-безбожнику надобно, говорит он, показывать бытие Бога в устройстве мира; язычнику многобожнику – бытие Единого показывать тою мыслью, что существо совершеннейшее может быть только одно. Иудея надобно доводить до признания Предвечного Слова указанием на наше слово (λογος) и свидетельствами Писания. Чтобы представить язычнику достойным веры воплощение Сына Божия, пусть покажут греховность человека. Далее умный учитель мирит разум человеческий с откровенным учением о воплощении Сына Божия. Показывает, что все естественные свойства немощной природы человеческой не унижают Божества в Богочеловеке, Божество остается с своими свойствами, также как и человечество с своими; соединение души с телом не более постижимо, как и соединение Божества с человечеством (ανακρασις του Θεοῦ προς το ανθροπινον); показанием же Божества во Христе Иисусе служат чудеса Его, Его чудесное рождение от Девы, Его Воскресение. И если Бог, всегда сам по себе бесстрастный, воплотился, то конечно только по любви к бедным людям. И воплощение Его есть врачевство для наших грехов, столько же естественное, сколько сообразное с благостью, правдою, премудростью и всемогуществом Божиим.
Затем также в духе философа Богослова говорит о средствах ко спасению. Относительно свободы человеческой рассуждает он так: «если свобода есть сила без действия, без всякого употребления, то добродетель уничтожена, жизнь не стоит внимания, ум во власти судьбы, грешить – дозволенное дело для каждого, различая в жизни нет». Рассуждает о Крещении и Евхаристии, – как таинственных средствах ко спасению. «Как несколько кваса, говорит Апостол, заквашивает все тесто, так оное тело, от Бога приявшее бессмертие, когда принимается, все претворяет в свою природу». «Как единое тело Христово оживляет естество людей верующих, быв всем разделяемо, а само не уменьшаясь?.. Слово Божие – Бог и Слово – соединилось с природою человеческою, и тело пребыванием Бога Слова возведено до Божественного достоинства. И так справедливо веруем, что и ныне хлеб, освящаемый Словом Божиим, претворяется (μεταποιεισθαι) в тело Бога Слова. Хлеб, как говорит Апостол, освящается словом Божиим и молитвою, не так, чтобы чрез вкушение становился телом Слова, но внезапно претворяется (μεταποιουμενος) в тело словом, как сказано Словом: сие есть тело мое. И как тело питается еще влагою, так к влаге своей присоединяем прибавление того же вида. По устроению благодатному предает себя всем верующим при посредстве тела, состоящего из хлеба и вина, сорастворяясь с телами верующих, дабы соединением с бессмертным и человек стал участником бессмертия». В заключение говорит, что новое рождение требует от нас самих постоянного перерождения на добро674.
* * *
Изд. сочинений: Grae. et lat. curan. Frontone Ducaeo 1645. Paris 2 vol. f. Дополнение: gr. et lat. 1618. Par. f. Новое издание с дополнением: gr. et lat. Paris 1638. 3 vol. Но это издание менее исправно, чем первое. После того с рукоп. ватик. изд. новые сочинения Григория: Monum. Veterum Ecclescae gr. et lat., ed. Zacagnio 1699, 4. Romae Epistola 7. gr. et lat. ed. Caracciolus Florentiae 1734. Галланд в 6 т. Библиотеки напечатал изданное Закагнием и Каракчиолем с немногими дополнениями. Ан. Майо недавно напечатал еще два сочинения Нисского (Avct. vet. collect. Т. 8, 4838. Romae) и несколько отрывков (Тот. 7, ibidem). В 5 в. переведено было на армянский язык 7 сочинений св. Григория: толкование Песни Песней, толк. Отче наш; беседы: похв. Григорию Чудотв., М. Феодору, также о невинных младенцах и на гроб Господень; последней ныне не видно на греческом (Neumann Geschich. d. armen. Litteratur S. 83). Вообще сочинения св. Григория ожидают новаго Ле-Дука. О сирских перев. см. Assem. В. О. Т. 3, Р. 1, р. 22.
Фотий (in cod. 6, Bib.).
Праздничные слова на Рождество Христово, на Крещение, на Пасху (5 слов), на Вознесение Господне, на Пятидесятницу, на Сретение Господне Ор. Т. 3, р. 339, 366, 382, 400, 416, 435, 437, 441, 444. Т. 2, р. 143. Надгробные Т. 3, р. 479, 518, 580. Похвальные Т. 2, р. 205, 786). Т. 3, р. 499, 504, 517, 534, 570, 595; у Закагния р. 330–345.
Из Катехизиса приводили места Феодорит (Dial. 2 и 3), Григорий Двоеслов, Дамаскин, Евфимий Зигабен в Паноплии. Сочинение прот. Евномия в 11 кн.: и с дополнением пересматривал Фотий (іn 6, cod. Bibl.).
Недавно вышло превосходное ученое издание сего сочинения: S. Gregorii Nys. Orat. Catech. gr. et lat. ad. cod. fid. rens. cum. annot. ed. Geor. Krabingerus. Accedit eiusdem orat. funebr. in Meletium. Monachii 1838.