§ 154. Книги против Евномия, сочинения о Св. Троице и другие догматические сочинения.
В сочинении против Евномия после кратких замечаний о Евномии, подробно опровергаются мысли Евномия, предложенные им в новой апологии, объясняется смысл изречений откровенных, которые Евномий приводил в свою защиту, и таким образом утверждается Божество Сына Божия, а частью объясняется и все учение о св. Троице. Превосходны слова его о Св. Духе: «Другой такой же свет, точно также не отличающийся никаким расстоянием времени от рожденного Света, но чрез Него сияющий, причину же личности (υποστασεος) имеющий в первообразном Свете». (1-е Слово). Св. Григорий неутомимо преследует Евномия на каждом шагу и открывает ошибки его с изумительною зоркостью, – и там, где тот совсем не думал быть уличенным, уличает его в грубых заблуждениях. Это сочинение считается лучшим из всех писанных против Евномия.
Учение о Св. Троице и особенно о Божестве Св. Духа св. Григорий защищал от современных ему заблуждений многими другими сочинениями675. В Слове о Св. Духе он поучает тому, как людям сообщаемо било ведение о Троице. Когда люди омрачены были многобожием: «Господь стал воззывать их от заблуждения к истине постепенно. Тех, которые истомлены долговременным голодом, врачи, принимаясь восстановлять, берут во внимание их слабость, и не вдруг питают их до сытости.... Когда, при слабости душ, происшедшей как бы от голода, люди не были способны принять тайну: то сперва были воззваны законом и пророками от многобожия.... Потом тем, которые приготовлены были законом к полнейшему ведению Божества, открыт Евангелием Единородный Сын, и дана совершенная пища нашего естества, Тот, в котором жизнь, Дух Святый»676. Св. Григорий не раз опровергал и учение Аполлинария: его «Антирретик против Аполлинария» – самый внимательный и умный разбор учения Аполлинариева677.
О творении мира и о первозданном человеке рассуждает св. Григорий: а) в Шестодневе678, где решает высокие вопросы о мире, оставленные св. Василием без ответа по их недоступности для народа. В этом превосходном сочинений видно столько же знакомства с древнею философией, сколько оригинальности в философско-богословских мыслях, б) В сочинений против манихеев679 доказывал он, что Бог не есть виновник зла; в) показывал несостоятельность судьбы пред судом здравого смысла680; г) в сочинений о сотворении человека681 говорит о достоинстве первосозданного – об образе Божием в человеке, о духовности души и ее силах, о происхождении порчи в природе человеческой и о воскресении. Свида справедливо называет это сочинение произведением чудным по возвышенности и глубине мыслей его. В двух беседах на слова: сотворим человека по образу нашему и по подобию св. Григорий, полагая образ Божий в духовных силах первосозданного, относит подобие Божие к нравственному совершенствованию человека.
В одном из Слов своих изображает благодатное значение таинств. «Не пренебрегай божественным омовением, по обыкновенному употреблению воды. То, что действует здесь, – важно и совершает дивные дела. И жертвенник Святый, которому предстоим, – камень обыкновенный… но поскольку посвящен он Богу и приял благословение: то уже есть трапеза святая, доступная не для всех, а только для священников. Хлеб сперва бывает обыкновенный, но когда освятило его таинство, называется и есть тело Христово. Так и таинственный елей, так и вино, прежде благословения не важные, после освящения, нисходящего от Св. Духа, действуют превосходно. Та-же сила слова творит и высокого иерея, отделяемого от толпы новым благословением. Ибо тогда, как вчера и прежде того был он одним из толпы народа, внезапно становится наставником, предстоятелем, учителем благочестия, предстоятелем таин; по виду он тот же, чтò и был: но невидимая благодатная сила преобразовала на лучшее невидимую душу его»682.
Наконец замечательны – исследование о детях умерших некрещенными683 и сочинение о душе и воскресении684.
* * *
Таковы сочинения: о вере к Симплицию (Евфимий в Паноплии, ор. Greg. Т. 3, р. 38); к Евлавию о том, что не три Бога, а Един (3, 15 Паноплия), о Св. Троице и о божестве Духа Св. (Т. 3, 6. Паноплия), о Св. Духе у против македониан (изд. Майем script. vet. coll. Т. 8. Р. 2. р. 10–25), о Божестве Сына и Духа Св. (3, 464 s.; Феодорит in dialog. Дамаскин orat. 1, de imag. Паноплия), о Св. Духе в Пятидесятницу (ор. Т. 2, р. 143), против Ария и Савелия (Maii. coll. vet. 8, р. 1.); Об общих понятиях или объяснение слов, употребляемых в учении о Св. Троице (op. Т. 2, р. 82); о подчинении Сына (Т. 2). Свидетельство против иудеев или учение Свящ. Писания о Св. Троице (у Закагния); о Божестве к Евагрию монаху (in 1 Tomo op. Nazianzeni or. 45, как сочинение Нисскаго приводится Евфимием).
Ар. Zacagn. 346. Ар. Galland. p. 602.
К Феофилу против Аполлинария. Т. 3, р. 261. Антирретик изд. in Zacagni Monum. 123–287. О нем говорили Леонтий, Дамаскин; 10 деян. 6-го Собора, Зигабен. Кроме того, отрывок сочинения против Аполлинария у Ламбеза Comm. 3, 416.
Т. I, р. 1–160.
Т. 3, р. 180.
Т. 2, р. 62–81. Анастасий quaest. 19.
Т. 1, р. 110–160. Но сочинение о душе (Т. 2, р. 90–113) принадлежит Немезию и составляет 2 и 3 гл. сочинения его о природе человека. А беседа о том, чтò такое по образу Божию и по подобию (Т. 2, р. 22. s.) принадлежит Анастасию Синаиту, а не Григорию Нисскому.
Слово на Крещение Христово. Т. 3, р. 368–370.
Т. 3, р. 317. Хр. Чт. 1838 г.
Т. 3, р. 181–260. Начало этого сочинения в исправленном виде, по лучшим спискам, издал Вальде, и он же присоединил лучшие чтения всего сочинения. Anecdota graeca, Hamburgii 1722. Т. 2, 274–319. Т. 3, 1–47. О воскресении мертвых св. Григорий рассуждал и в 3 Пасхальном Слове (Т. 2.).