§ 155. Характер св. Григория как догматиста; замечание о двух спорных пунктах в его учении.
В догматическом учении своем св. Григорий вообще не столько богослов, сколько философ: каждый предмет он старается объяснить для разума по началам разума; входит размышлением в значение и связь откровенных истин. Свида справедливо говорит о нем: Ελλογιμοτατος καὶ πάσης παιδίας ἀνάπλεως «весьма разумный и с многостороннею ученостью», если т.е. понимать слова Свиды о философской настроенности и учености Григория. Философские размышления Григория часто глубоки, но иногда не более, как остроумны; сведения его о природе обширны и проникнуты высокими идеями; сочинения его показывают, что он любил углубляться в сочинения Оринина; требования логического рассудка были выполняемы им строго, за исключением тех случаев, когда обращается он к аллегорическим объяснениям.
В частности, следует сделать замечания на следующие два пункта:
1) Давно замечали, что у Григория есть мысли Оригеновы о восстановлении всего в первоначальный богосозданный вид. Ученики аввы Варсонофия предлагали об этом Великому авве, и авва объяснял происхождение таких мыслей у Григория685. Патриарх Герман в 8 веке писал в защиту пастыря Нисского, что места в его сочинениях, на которые ссылались в свое оправдание оригенисты, одни испорчены, другие неправильно поняты ими. Фотий, который читал сочинение Германа, для нас уже потерянное, прибавлял, что книги, которые пересматривал Герман, были следующие: разговор с Макриною о душе, огласительная книга и о жизни совершенной686. Но а) Нил Солунский в 12 в. отвечал латинянам, указывавшим на сочинения Григория в очищение своего чистилища: «пока не касались вопроса о вечном мучении, и он (Григорий) представляется с тою мыслию, что мучения будут иметь конец»687. б) В некоторых сочинениях Григория по всем спискам так часто повторяется мысль о восстановлении всего в прежний вид и в таком соотношении с окружающими мыслями, что надобно говорить правду – нельзя признать ее вносною688. Впрочем в) и то справедливо, что пастырь Нисский в трех сочинениях своих ясно и определенно говорит о вечности мучений689. Соображая все это, должны мы положить, что пастырь Нисский дозволял себе рассуждать о назначении мучений будущности в виде гаданий690; гадание его или личное мнение его об этом предмете было неверное, ошибочное, – потому что откровение говорит не то об этом, и основательное размышление не находит мнения его согласным с правдою Божиею691, учение же откровения, сохранявшееся общим верованием, передает нам и сам Григорий. Так рассуждал о мнении Григория относительно мук будущих и Великий авва Варсонофий. Говоря таким образом о Григории, мы не унижаем ни его святости, ни уважения к нему, как к отцу Церкви; пусть мнение Григория остается мнением человеческим, оно повредило бы его святости, если бы имело влияние на ослабление строгости жизни его, но того не было, – напротив оно возвышало дух его мыслью о благости Божией. При этом мнении, но не по этому мнению, а в других разных отношениях, пастырь Нисский был и остается отцом Церкви692.
2) Важнее по предмету своему мысль о происхождении Духа Св. «и от Сына», которую усвояли пастырю Нисскому. Патриарх Векк, потом Мануил Калека693, и некоторые на Соборе Флорентийском читали в Слове Григория о молитве Господней след. слова: «О Святом же Духе говорится, что Он от Отца и о нем свидетельствуется, что Он т Сына (εκ του υιου). Мы не будем говорить о том, как умный Зерников соображением доходил до полного и справедливого убеждения, что у Григория надобно читать του υιου ἁναι694. В 12 веке указывали латинянам на списки Слова Григориева, где слова о Св. Духе читались не так, как читали латиняне. Но вот спор решает нам недавно изданное сочинение Анастасия пресвитера 7-го века: у него слова Григория так читаются: Τό δε ἄγιον πνεῦμα καὶ ἐκ τοῦ Πατρὸς λέγεται καὶ τοῦ Υιοῦ ἒιναι μαρτυρειται, т.е. «а о Св. Духе говорится, что Он от Отца, и о Нем же свидетельствуется, что Он – (Дух) Сына»695. След. ясно, что св. Григорий не учил тому, что Дух Св. происходит и от Сына. Обличение делам произвола, представляемое сочинением Анастасия, так торжественно, что пора бы папистам и отказаться от греха отцов своих.
* * *
Фотий Biblioth. cod. 233.
De purgatorio p. 147. Удивительно, как это философы Ватикана и того не могли понять, что в мыслях Григория о восстановлении всего ничего нет сходного с их чистилищем. Однако-же еще не очень давно Беллярмин ссылался на Григория в очищение чистилища.
В огласительном слове гл. 8, гл. 26, гл. 35. В разговоре о душе и бессмертии Т. 3, р. 212, 222, 226, 227, 229, 254, 255, 259, 260) сл. новое издание S. Gregorii de anima et resurrect. gr. et lat. Krabinderi Lipsiae 1837). В слове об умерших Т. 3, р. 634–636, 642. В Слове: тогда и сам Сын покорится. Т. 2, р. 12, 14, 16, 17, 20.
В 5 слове о блаженствах: «Кто просветит тьму? Кто угасит огонь? Кто отвратит червь неистребимый?». Т. 2, р. 810, против ростовщиков: «ростовщик ветреный и легкомысленный, сражавшись с бесчисленными горестями и даже с голодом, как по наследству, приобрел себе вечный огонь и детям своим оставил бедность». Т. 3, р. 233. В Слове о благотворительности Т. 3, р. 241.
В разговоре о душе и воскресении он сам говорит, что это предлагает он здесь в виде гадания, а не твердого верования, р. 184, 205.
Основательнее рассуждает о сем предмете Кесарийский пастырь, которого слова приводит древний схолиаст сочинений Нисского, там, где Григорий из свойства огня выводит свою мысль: «я думаю, говорит св. Василий, что огонь, уготованный диаволу и ангелам его в муку, гласом Божиим разделится; в огне два свойства: одно жжет, другое освещает; мучительная жестокость огня останется для тех, которые достойны муки; а просвещающая и просветляющая сила назначится в славу имеющих наследовать жизнь радостную», ed. Garnierii Т. р. 121. Annot Krabiengeri ad Dialogum de resur. p. 275.
Весс, Senlert. Patrum de process. Spiritus. Ap. Allat. p. 522. Eius dem animado in Cyparissiotam, ibidem p. 133. Manicky cal. lib. 2. Cont. Graecos р. 401. Р. Селье от души разделяет уверенность Калеки.
Tract. d. process. Spirit. S. Loca corrup. 14.
Collect. vet. Avet. T. 8, ed. a Maio 1832. Romae, p. 6. Для образца выписываем чтение Галланда: το δε πνεομα αγιον και εκ του πατρος λεγεται και εκ του Υιου ἒιναι μαρτυρειται. Bibl. Τ. 6, p. 908.