Источник

§ 152. Св. Григорий Нисский в жизни.

Не раз богослов Григорий дивился семейству, к которому принадлежал Великий Василий. Отец и мать – благочестивые; дед и бабушка – исповедники; пять братьев – иноки, между ними три епископа, необыкновенные по дарованиям; шесть сестер, «брачные и безбрачные, но все добродетельные», и между ними Макрина, удивительная по уму и высоте духа640. Только христианство могло образовать такое семейство и только оно могло раскрыть дарования до той степени, до какой раскрыты они были в братьях Василии и Григории, необыкновенных учителях Церкви.

Св. Григорий, по месту епископии, Нисский, был третьим сыном св. Еммелии. Детское воспитание преподавала ему та же благочестивая бабушка Макрина, которая учила и Василия, и первоначальное наставление в словесности преподавал ему, также как и Василию, отец; дальнейшие же уроки, с 12 года своей жизни, когда умер отец его641, он слушал, как вероятно, у кого либо из неокессарийских наставников красноречия642. Григорий готовил себя к званию светского оратора и принял в свое распоряжение родительское имение643. Господь устроил судьбу Григория не по его расчетам. При Юлиане (в 360 г.) Григорий лишился звания наставника красноречия644 и вступил в должность чтеца. Вероятно тогда, как переменялись внешние обстоятельства, Григорий опять обратился было к любимому званию и занятию. Это была слабость; но люди не родятся святыми. Богослов писал к оратору: «Не хвалят твоей, говоря по-вашему, славы бесславной, твоего скорого уклонения к худшему, твоего честолюбия. Что с тобой стало, человек умный? за что прогневался на себя, бросив священные и назидательные книги, которые прежде читал пред народом? Не красней от стыда, слушая это; ты захотел лучше прослыть оратором, нежели христианином? По мне, гораздо лучше последнее, чем первое, и благодарение за то Богу! Не думай и ты иначе... Не говори мне этих нарядных и витиеватых слов: что же, разве я не был христианином, когда был оратором? разве не был верующим, когда занимался науками в кругу юношей? Нет, тут не все правда, хотя отчасти и можно уступить тебе. Для чего тебе своим поведением соблазнять других, и без того склонных к злу?»645. Григорий обратился всею душою к изучению памятников веры и удалился в пустыню646. В пустыне, около 370 г., написал он сочинение о девстве. Великий пастырь Каппадокийский, желая иметь в Григории верного помощника для борьбы с арианством, в начале 372 г. поставил Григория, против его воли, в епископа Нисского647. Григорий действовал как истинный пастырь Христов. Благочестивая сестра его Феозевия была при нем диаконисою и весьма много помогала брату в делах церковных. Смерть ее была великою потерею для брата; но св. Григорий, хотя с скорбию, но благодушно перенес эту потерю. «Изумляюсь, писал ему Богослов, терпению в любомудрию, какие, как слышу, показал ты при смерти блаженной, святой, сестры вашей»648. Твердость нужна была Нисскому святителю для более трудного и важного подвига. Такой пастырь Христов, каким был брат Великого Василия, был нетерпим для ариан. И вот известный уже нам Демосфен (375 г.) приготовил другого епископа на место Григория; Григория оклеветали в неправильном употреблении церковного имущества и лишили кафедры649. Но поборник Православия не остался в бездействии: он переходил из одного места в другое, чтобы утверждать Православие и утешать православных650. Тяжко было Григорию вести жизнь странническую; но Богослов писал к нему: «добро, тобою распространяемое, прочно, хотя сам ты и не имеешь прочного места; разве жалуются на солнце за то, что оно обтекает вселенную, проливая лучи свои и оживотворяя все вокруг себя?»651. По смерти Валента паства нисская с восторгом встретила своего пастыря652. Вскоре после того он огорчен был смертью Василия, которого любить и уважал, как наставника своего. В годичную память почтил он его надгробным словом653, и из благодарного уважения к наставнику окончил его описание шести дней творения, где недоставало описания творения человека и где другие желали видеть решенными еще некоторые вопросы654. То же уважение побудило его приняться за труд важнейший – написать опровержение новой апологии евномиевой, в которой Евномий оскорблял и истину, и имя Великого Василия, не имев, однако смелости показать на свет своего сочинения, пока жив был Василий655.

В 379 г. Собор Антиохийский определил послать опытного в деле веры для обозрения церквей в Аравии и Палестине. Там, между прочим, оскорбляли веру ереси антидикомарианитов, не чтивших непорочного девства Богоматери, и коллиридиан, чтивших Богоматерь, как божество. Для утверждения мира и веры избран был Григорий656. Прежде отправления в это путешествие Григорий посетил блаженную сестру свою Макрину, и плодом беседы, близкой к смерти праведницы, было впоследствии сочинение Григория о душе и воскресении657. По погребении святой сестры, он счастливо окончил поручение в Аравии; но в Иерусалиме, где с благоговейною радостью посетил освященные места, не мог он совершить всего того, что поручено ему было, и с скорбию писал, что грехи и заблуждения и там находят крепкую защиту в сердцах людей658. В 381 г., в числе епископов, собравшихся для вселенского собрания, был и пастырь Нисский. Здесь он участвовал в утверждении Богослова в звании Константинопольского пастыря и читал Богослову и Иерониму свое сочинение против Евномия659; почтил память скончавшегося Мелетия надгробным словом660, и, не могши вместе с многими разрушить вражды против св. Григория Назианского, преподал советы о вере и новом звании избранному из оглашенных преемнику Григория, Нектарию661. Не без основания приписывают старанию пастыря Нисского, что на сем Соборе дополнен был Никейский Символ членом о Духе Св.662. В то же время Григорию присвоены были одинаковые права и преимущества с Кесарийским пастырем663. В следующем году он опять был на Соборе в Константинополе и тогда читал свое сочинение о божестве Сына Божия и Духа Св.664. В 385 г. ему, как знаменитому оратору, поручено было произнести слово над гробом любимой всеми императрицы Плакиллы665.

Паству свою Григорий утверждал в вере и благочестии, как пастырь верный и истинный; случалось, что по нескольку дней сряду говорил он ей поучения666; и он же был защитником несчастных перед судьями667. В последний раз видим его в истории Собора Константинопольского, бывшего в 394 г. по делу Агапия и Багадия, препиравшихся о кафедре Боцры Аравийской. Имя Григория на сем Соборе поставлено между именами митрополитов Кесарийского и Иконийского. Вероятно вскоре после сего скончался пастырь Нисский, который после брата в учении и жизни668, заслуживший в общем внимании наименование отца отцов669.

* * *

640

Дети св. Еммелии, «супруги иерея» Василия (Nazianz. Epigramma in Emmeliam matr. Basilii; сл. Orat. 20 in m. Basilii p. 324): Св. Макрина, Василий, Навкратий (с счастливыми дарованиями оратора, на 22 году инок и пример жизни чистой, на 26 г. утонул на службе для престарелой братии. Nazianz. Epigr. in Navcratium. Nissenii de S. Macrina T. 2. p. 482.483), Григорий, Петр (инок в устроенной им неокесарийской обители и потом епископ Севастийский. Филосторгий у Свиды: Βασιλειος), пятый сын также инок, но имя его не известно (Филосторгий ibidem; Григорий, Нисс. de S. Macrina), пять других дочерей, неизвестные по именам, «брачные и безбрачные, но все добродетельные» (Nazianz. Epigr. in Emmel. Orat. in S. Basilium p. 322), между ними девственница Феозевия. О ней прим. 9.

641

Отец умер в то самое время, как родился Петр. Нисский о св. Макрине. Ор. 4. 2. р. 485. 486. См. о Василии.

642

Прямого свидетельства о наставниках его не видно. Он сам упоминает об одном назидательном уроке, данном ему мучениками в Неокесарии (Orat. in 40 Martyres. T. 2. p. 211. 212.

643

Нисский T. 2. p. 192. 211. Назианзин. пис. 43. 95 и 131.

644

Марцеллин о Юлиане: «немилосердно поступлено было, что он воспретил христианам быть наставниками риторики и грамматики». 25. 4.

645

Письмо 15 (43).

646

Василий, быв епископом, писал о нем: «давно уже раззудил вести жизнь в молчании» (Ер. 385 ad Abistrium. О том же Ер. 8. Gregorіі ар. Zaccagn.

647

Epist. 388 inter Epistolas S. Basilii. Это было, конечно, по удалении Валента и его уполномоченных из Каппадокии. В письме Василия к епископам Запад. (Ер. 92), писанном в начале 372 г., Григорий именуется епископом; а в письме (Ер. 89) к Мелетию, писанном в то же время, упоминается о его избрании в епископа. О Ниссе Григорий сам говорит (Т. 2. р. 220), что она недалеко от Коман; а Феодорит (Н. Е. 5. 8, 27) называет Григория епископа Нисского защитником Православия Каппадокийского; следовательно, это была Нисса не проконсульская, а Каппадокийская, в верстах 50 от Кесарии, в Галатии, при р. Меле. Ныне Нисса почти в развалинах.

648

Gregorii Nazian. Epist. 95. Феозевию считали супругою св. Григория. Это от того, что неверно поняли слова эпитафии Назианзина: συζηγος μεγαλου Γρηγοριου (Epigramma 430 ap. Murat.). Здесь Феозевия называется τεκος Εμμελιας – порождением, дочерью Эммелии, той, которая была матерью Василия и Григория; а в письме 95 – сестрою Григория и его братьев. Очевидно, Феозевия – не жена Григория. В письме славят Феозевию так: «красота Церкви и Христа, дар возраста своего, надежда женского пола, Феозевия среди такой красоты братьев прекраснейшая и славная». Все это естественно, если Феозевия девственница и родная сестра пятерых братьев; но очень дико, неприложимо, если она замужняя женщина. Συζυγος у св. Григория – товарищ, друг. В 41 эпитафии: «Ты отнял, Никодем, Картерия της σης συζυγον εβσεβιης сотоварища благочестия твоего». Верный перевод 130 эпиграммы: «И ты, Феозевия, дочь знаменитой Эммелии, верный товарищ великого Григория, и ты здесь – под землею священною. Столп жен благочестивых, как рано оставила ты жизнь!»

649

Василий Великий в письм. 225, 231. 237. 239. Сократ Η. Е. 5, 8. Феодорит Η. Е. 5, 8.

650

Antirreth., ed. Zacagn. 1. 434. de S. Macrina 2. 138.

651

Ер. 34 Сл. Ер. 35.

652

Ер. 3. Nisseni ар. Galland. T. 6, p. 606–607.

653

Т. 3. p 479–98.

654

Сократ Η. E. 4, 21. Op. Nyss. 1. 44–46.

655

Antirret. T. 2. p. 286.

656

Op. Nyss. T. 3. p. 657. 660. Epiphanii haer. 78. 79.

657

На пути к св. Макрине Григорий, не знавший о ее положении, видел три раза сряду видение: ему казалось, что он держал в руках мощи, сиявшие подобно зеркалу, обращенному прямо к солнцу, так что глаза его не могли переносить сияния. Драгоценным наследством умершей был для Григория железный перстень, с частицею от древа жизни, который она носила на шее, вместе с небольшим крестом, также железным. Nyss. Op. T. 2. p. 187–201.

658

Ор. Т. 3. р. 653–660. р. 859.

659

Hieronimus De vir. illustr. с. 128.

660

Сократ 4, 26.

661

Палладий в гл. 86 Лавсаика.

662

Никиф. Калл. Н. Е. 12, 13.

663

Cod. Theodos. lib. 46. tit. 1. 3.

664

Nysseni op. T. 3. p; 464–478.

665

Op. T. 3. p. 527–533.

666

Op. T. 2. p. 325. 108.

667

Таково ходатайство за юношу, который должен был подвергнуться смерти за преступление извинительное. Zacagnii Monum. p. 365.

668

Так назван он на Соборе Эфесском. Vincentius Lyren. in Commonit. p. 262.

669

7-й Вселенский Собор: «светильник ниссян, именуемый всеми Отец отцов». Act. 6.


Источник: Историческое учение об отцах церкви : [В 3-х т.] / [Соч.] Филарета, архиеп. Черниговского и Нежинского. - Санкт-Петербург : тип. II-го Отд-ния собств. Его. Имппер. Вел. Канцелярии, 1859. / Т. 2. – VIII, 384 с. (В 1-м изд. т. 2 напеч. в тип. Акад. наук; Т. 3 - в тип. В. Безобразова и К°).

Комментарии для сайта Cackle