Источник

24. Забота о единстве Вселенского Православия

«Одна частная Церковь должна охранять другую» (4:369)

Святой Филарет, Митрополит Московский, как добрый Архипастырь, считает, что надежным средством, помогающим придти к единству, сохранять его и укреплять, служит искренняя горячая молитва. – «Когда Антиохийский Патриарх Иоанн с своими епископами не покорился определению Ефесского Собора и на председателя его святого Кирилла Александрийского произнес осуждение и, следовательно, впал с своей Церковью в состояние раскола – думаете ли Вы, что святой Прокл с Константинопольской Церковью, молясь о соединении всех Церквей, не молились ...о воссоединении Антиохийской Церкви?» (4:568). И сам Святитель молится: «Молю Бога о сохранении единомыслия святых Божиих Церквей, да не сбудется изъявленная в некоторых публичных иностранных листах... надежда сынов чуждых, что оное потрясено будет» (4:386).

Когда Святитель говорит о Церкви Константинопольской, духовно богатой своим прошлым, старается поступать как можно осторожнее и сдержаннее, чтобы не вызвать недовольство и ничем не оправданную ревность к Церкви Русской, поистине великой и славной своими верой, благочестием, многочисленностью и историей. «Есть сведение, – заявляет он, – не раз полученное с Востока, что Великая Церковь признает очень высоким свое положение, и совет какой-либо другой Церкви примет за оскорбление, особенно Церкви Российской, от которой боится ограничения своей свободы» (4:563). «Мне кажется, лучше, чтобы мы, не входя в формальное сношение, тихонько передавали нужные замечания благонамернным людям в Константинополе, что безопасно и, по опыту, не безуспешно. Вот недавно сообщено было туда замечание против запрещения Патриарху иметь частные сношения с членами Синода; и есть известие, что обещали отменить сие. Теперь надобно бы внушить, что Синод из переменных кратковременных членов будет слаб. О сем не однажды писал и предлагал средство сделать некоторых членов постоянными, без особых Геронтских прав» (4:565).

Говорит Святитель и о нормах сохранности единства Святых Божиих Церквей: «При единстве и общении веры и любви, одна частная Церковь должна охранять другую в правильности и чистоте действования, и особенно старейшая» (4:369). Церковные вопросы, затрагивающие в той или иной мере другую Поместную Церковь, подобает решать с подлинной христианской любовью, – так, чтобы служило к славе Божией и было взаимно полезно. «Что учреждать нам в Палестине места и учреждения церковные самостоятельные может быть вредно для согласия с греческой иерархией, это правда, – пишет Московский Архипастырь. – И что послать в Иерусалим епископа, а не архимандрита, сомнительно лучше ли первое последнего. Архимандрит меньше бы колол глаза тамошним, и неприятность, сделанная архимандриту, менее была бы тяжела для нас, нежели сделанная епископу. А полезное влияние иметь мог бы хороший архимандрит не менее, как и епископ. Посылка архимандрита меньше бы давала случая иностранным кричать и расстраивать турок криком, что это наша пропаганда, и что мы ищем усилиться в Турции религиозно, чтобы усилиться политически, и разрушить магометанство и государство Турецкое вместе» (10:129).

Утверди, Боже, Святую Православную Церковь во век века!


Источник: Алфавит духовный. Избранные советы и наставления святителя Филарета Московского / Проф. К.Е. Скурат. Москва : «Ковчег», 2010. — 368 с.

Комментарии для сайта Cackle