I. Что такое ересь
Всем христианам известно, что Всеблагой Создатель и Отец наш после грехопадения человека устроил наше спасение Вочеловечением Единородного Сына Своего – Господа нашего Иисуса Христа.
Сущность грехопадения человека, Адама и всех его потомков, заключается в эгоизме. Адам считал, что самостоятельно, без благодати Божией, может стать Богом: он сделал центром мира самого себя. Его «я» и есть [для него] Бог. Закон [для него] есть не воля Всеблагого Бога, но его собственная человеческая воля. Так из богоцентричного Адам сделался челове-коцентричным и эгоцентричным. Это и стало великим Адамовым грехом, который разрушил то, что по образу, разлучил его с Отцом Богом и его братьями, другими людьми, и привел его к тому, что он утратил рай и стал изгнанником на земле, под властью тления и смерти.
Не смог бы человек вернуться в рай, в общение со Святой Троицей, если бы не отверг эгоизм и не обрел снова через покаяние смирение и любовь.
Однако человек настолько заболел, что оказалось невозможным исцелиться ему собственными силами. Подобало прийти хорошему врачу, чтобы спасти его. Такого врача не было среди людей. Однако он был на небесах. Единородный Сын Божий пришел, принял на себя нашу болезнь и исцелил нас. С тех пор тот, кто хочет спастись, знает и врача, и лекарство. Это – покаяние и соединение с Богочеловеком Христом, Который сообщает жизнь и нетление всем, кто соединится с Ним посредством Крещения, Исповеди, Божественной Евхаристии и других Святых Таинств.
Никто не может сам стать Богом, как это считал Адам. Только Богочеловек Иисус Христос есть мост, который соединяет нас с Отцом. В этом и заключается весть о спасении, которую принес в мир Единородный Сын Божий.
Однако драма человека в том, что Спаситель пришел и научил нас, как спастись в единении с Ним, а мы все еще оказываемся далеки от Христа и пытаемся спастись собственными силами, оставаясь в конце концов неискупленными.
Человекоцентризм и после Воплощения Христова бьет по делу спасения человека многими способами: идолослужением, в котором проявляется явное почитание тварей вместо Творца, философией, в которой проявляется стремление подменить слово Божие словом человеческим, и, наконец, ересями, в которых центр спасения коварно и скрытно переносится с Богочеловека Иисуса Христа на человека. В этом суть всех древних и новых ересей, если вникнуть в них глубже.
Сегодня Богочеловека Иисуса вытесняет папизм, поставляя в качестве центра и видимой главы всей Церкви одного человека – «непогрешимого» папу.
Богочеловека Иисуса отстраняют и протестанты, которые отвергают одного папу Римского, чтобы каждый протестант стал папой, поскольку каждый протестант, как индивид, является критерием истины и может без Священного Предания и Церкви толковать Священное Писание.
Чадами протестантизма являются и несчастные свидетели Иеговы, которые во многом превзошли своего духовного прародителя и не просто отстранили Богочеловека, но и понизили Его до уровня совершенного человека – твари и главного раба Отчего.
Таким образом, они возвращаются к древнему греху Адама, Иуды и всех неискупленных людей – греху человекоцентризма и спасения только через человека. Если Иисус Христос – не Богочеловек, а только совершенный человек, как утверждают иеговисты, тогда человек спасается не через Богочеловека, а через человека. То есть он спасает себя сам. И естественно, возникает вопрос: «Зачем тогда было нужно Вочеловечение Христа, если человек мог спастись собственными силами?»
Человекоцентризм есть суть ереси свидетелей Иеговы. Отличие же от других ересей – в том, что то, что у других еретиков проявляется нерешительно и со страхом, здесь проповедуется открыто и торжественно, как это делал в древние времена еретик Арий, которого иеговисты называют «благородным мужем, принесшим важнейшее свидетельство».