Источник

Ахаз, царь иудейский

Ахаз, сын и преемник Иофама, одиннадцатый царь иудейский, царствовавший шестнадцать лет (741–725 г. до Р Хр.). Во время восшествия на престол ему, вероятно, было не 20 (4Цар.16:2), а 25 лет, как переводят LXX и Пешито (2Пар.28:1; в русском переводе «двадцать лет»); так что через шестнадцать лет позже, его сыну, Езекии, могло быть 25 лет от роду (4Цар.18:2). Ахаз был слабый и негодный преемник нескольких превосходных царей, и поэтому не мог удержать того, что они приобрели. Факей Израильский и Рецин Сирийский, заключив в царствование Иофама союз между собой (4Цар.15:37), отняли у него Восточно-Иорданскую область, произвели нападение на Иерусалим, хотя и не могли взять его. Рецин, однако, взял Елаф и заселил его арамеянами. Факей, с другой стороны, избил в Иудее 120,000 человек и 200,000 увел в плен, но принужден был возвратить их по угрозе одного пророка Иеговы, Одеда (2Пар.28:9–15). Воспользовавшись его ослаблением, на него произвели нападение идумеяне и филистимляне, и отняли несколько городов с землями (2Пар.28:17,18; ср. Ис.14:28 и след.). Пророк Исаия, только что выступавший в это время, сказал царю, что Израиль и Сирия не причинят ему никакого вреда, но что смертельные его враги ассирияне, которым он платил дань (Ис.7:2 и след.). Так и случилось, ассирияне, которые уже начали вмешиваться в дела израильского царства, с радостью воспользовались этим новым случаем, чтобы вмешаться и в дела западных стран. Феглаф-Фелассар, царь ассирийский, взяв большую сумму денег с Ахаза, прибыл в арамейское царство и, как показывают надписи, убил Рецина, сделал нашествие на израильское царство, взял несколько городов и увел в плен многих из «Галаада, Галилеи и всей страны Неффалимовой», и переселил их в Ассирию (4Цар.15:29; 4Цар.16:9). Но в награду за эти услуги Феглаф-Фелассар потребовал и получил все сокровища из дома Господня и, кроме того, еще денег (4Цар.16:17; 2Пар.28:21), и затем, по свидетельству надписей, сделал Ахаза своим данником. Это было началом зависимости Иудейского царства от великой языческой державы (ср. Ис.52:4). Вместе с этой зависимостью от языческой державы увеличились и суеверие и идолопоклонство в народе, о чем свидетельствует пророк Исаия (Ис.2:6 и след., Ис.8:19). Ахаз устроил у себя вавилонские солнечные часы, вероятно находившиеся в связи с поклонением солнцу (Ис.38:8), держал лошадей и колесницу, посвященных солнцу (4Цар.23:11), и построил так называемую «горницу» на кровле храма, где он поклонялся «всем силам небесным» (4Цар. 23:12). Но он пошел еще дальше: принес в жертву Молоху своего собственного сына и воздвиг литые идолы Вааловы в долине Гинномовой (2Пар.28:1–4 ). Когда он умер, то был погребен в городе, а не в усыпальнице царей израильских (2Пар.28:27), хотя этот факт, впрочем, сам но себе ничего еще не говорит против него, потому что то же сообщение делается не только об идолопоклонническом Иораме (2Пар.21:20), но и о благочестивом Иоасе (2Пар.24:25), об Асе (2Пар.16:14), и даже об Езекии (2Пар.32:33).


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь.: под ред. проф. А. П. Лопухина: В 12 томах. — Петроград: Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 2: Археология — Бюхнер. — 1901. — VI, [2] с., 1305 стб., 7 л. ил., портр., карты, план.

Комментарии для сайта Cackle