- Что означает имя Иисус Христос?
- Кто такой Иисус Христос?
- Ради чего явился Христос?
- Как Христос совершил избавление человека от власти греха, тления смерти и диавола?
- Как Христос подтверждал то, что Он и Бог, и Человек
- Весь мир живёт по календарю от Рождества Христова
- Иисус Христос – основатель самой многочисленной религии
- Главная книга христиан – самая известная из всех книг в мире
- Ни о ком в мире не сказано так много, как об Иисусе Христе
- Не было иной личности, которая оказала бы столь глубокое влияние на развитие культуры
- Влияние Иисуса Христа на нравственное состояние человечества беспрецедентно
- Иисус Христос принципиально отличается от пророков других религий
- Цитаты об Иисусе Христе
Иису́с Христо́с (греч. Ἰησοῦς Χριστός) – Богочеловек (Совершенный Бог и вместе Совершенный Человек), Сын Божий, воплотившийся ради Спасения людей, Спаситель, Мессия (Помазанник); Вторая Ипостась Пресвятой Троицы.
Что означает имя Иисус Христос?
Имя Иисуса Христа несет в себе глубочайший смысл, являясь своеобразным кратким символом христианской веры. Иисус – имя, греческая форма еврейского слова «Иешуа», что значит помощь Бога, или Спаситель. Христос – титул, греческое слово, означающее «Помазанник», на еврейском звучащее как Машиах – Мессия.
В древнем Израиле помазанниками называли царей, первосвященников и пророков, ввиду того, что они помазывались на служение особым освященным миром. Через это священнодействие на человека низводилось Божье благословение.
Совершая Свое общественное служение, Христос действовал и как Царь, и как Первосвященник, и как Пророк. Как Царь Он проявлял власть над стихиями, изгонял демонов, совершал чудеса и знамения. Как Первосвященник – принес Себя в Жертву на Кресте, а как Пророк – возвещал волю Божью, обличал зло, посвящал в тайны грядущего. Однако в отличие от ветхозаветных помазанников Христос был помазан не вещественным миром, а непосредственно Духом Святым, в Нём обитала «полнота Божества телесно» (Кол.2:9).
Кто такой Иисус Христос?
1) Иисус Христос – вочеловечившийся Сын Божий, одно из Лиц Пресвятой Троицы, Бог Слово. По Своей Божественной природе Сын рождается в вечности (вне условий времени) от Бога Отца (по аналогии: как от ума рождается слово, от света – сияние, от тумана – роса).
Во исполнение воли Отца Сын Божий воспринял в Свою Ипостась (Личность) человеческое естество (1Ин.4:9). Восприятие человеческого естества Богом Словом произошло в самый момент сверхъестественного зачатия, в утробе Преблагословенной Марии. Тогда же одушевленная разумной душой плоть Иисуса Христа получила свое бытие. Так, через соединение двух природ, Божеской и человеческой, в едином Лице, Сын Божий, не переставая быть Богом, стал Совершенным Человеком, во всём подобным нам, за исключением греха (Евр.4:15).
Божественное и человеческое естества соединены в Ипостаси Иисуса Христа неслитно, непреложно, нераздельно и неразлучно. Это значит, что ни Божественное, ни человеческое естество, в результате соединения, не претерпело ни малейших изменений; они не слились и не образовали нового естества; никогда не разделятся. Поскольку Сын Божий – не только Бог, но и Человек, постольку Он обладает и двумя волями: Божественной и человеческой. При этом Его человеческая воля во всём согласна с Божественной.
2) По Своему человеческому естеству Иисус Христос – Сын Пресвятой Богородицы, потомок царя и пророка Давида. Его зачатие осуществилось без участия семени мужа и без нарушения девства Марии, которое Она сохранила и при Рождении, и после Рождения Сына.
Ради чего явился Христос?
Как известно, Благой Бог «создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего» (Прем.2:23). Но человек воспротивился воле Создателя, и «грех вошел в мир, и грехом смерть» (Рим.5:12). В результате грехопадения порча коснулась не только человеческой совести, но и самой человеческой сущности. Человек уже не мог порождать святых и безгрешных потомков, сделался склонным ко злу, удобопреклонным к воздействию падших духов: «О, что сделал ты, Адам? Когда ты согрешил, то совершилось падение не тебя только одного, но и нас, которые от тебя происходим» (3Ездр.7:48). Грехопадение «извратило все силы души, ослабив ее природные влечения к добродетели» (св. Григорий Синаит).
Избавиться же от власти греха человек мог не иначе как только особым вмешательством Всемогущего Бога. И вот, являя Свое беспредельное человеколюбие, Бог посылает в мир Своего Сына (Ин.3:16).
Как Христос совершил избавление человека от власти греха, тления смерти и диавола?
Выйдя на проповедь в возрасте 30 лет Христос учил словом и примером. Подтверждая Свое Божественное посланничество и достоинство, Он не раз совершал чудеса и знамения, в том числе – исцеления от болезней и воскрешения. Апогеем служения стало принесение Себя в Жертву на Кресте во искупление грехов: «Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились». (1Пет.2:24-25)
Добровольно приняв Крестные Страдания и смерть, Сын Божий сошел душой во ад, сковал сатану, извел души праведников и, поправ смерть, воскрес. Затем Он неоднократно являлся Своим ученикам и на сороковой день вознесся на Небо, проложив путь в Царство Божие всем, кто последует за Ним. В День Пятидесятницы на апостолов сошёл Святой Дух, который с тех пор непрерывно присутствует в Церкви. Приобщаясь к Церкви Христовой и живя активной церковной жизнью, человек сближается с Богом, освящается, обоживается, в силу чего удостаивается вечной блаженной жизни на Небесах.
Как Христос подтверждал то, что Он и Бог, и Человек
Ветхий Завет содержит более 450 пророчеств о Христе. Из них не менее 100 содержится в Псалтири. Мессианские пророчества рассыпаны по всему корпусу Ветхого Завета; многие из них уже в Новом Завете цитируются как исполнившиеся на Иисусе Христе. Все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка (Мф.1:22) – подобные выражения часто встречаются в Евангелии от Матфея и других новозаветных Писаниях.
Будучи Богом, Иисус Христос открыто объявляет Свою Божественную природу. Он говорит: «Видевший Меня, видел Отца» (Ин.14:9), «Я и Отец – одно» (Ин.10:30), «никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть» (Мф.11:27). На вопрос иудеев «кто же Ты?» Он отвечает: «От начала Сущий, как и говорю вам» (Ин.8:25). Говоря с ними об Аврааме, Он говорит: «Истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь» (Ин.8:58). См. подробнее.
Но Он также именует Себя и Сыном Человеческим. О Нем можно и должно говорить как о человеке, за исключением одного отличия – Он совершенный человек, ибо Он не имеет греха. Человеческая природа Иисуса Христа единосущна нашей, но она всецело свободна от первородного греха. В Нем вновь явлено человеческое естество во всей его непорочности и чистоте. Его человеческое естество пронизано Божеством, преображено и совершенно непричастно греху.
Весь мир живёт по календарю от Рождества Христова
Весь мир живет по календарю, который привязан к дате рождения Спасителя. Поэтому всякий раз, когда мы называем ту или иную дату, она неизбежно привязана к дате рождения Иисуса Христа.
Иисус Христос – основатель самой многочисленной религии
Иисус Христос – основатель самой многочисленной религии, которую в наше время исповедуют более 2-х миллиардов человек на всей планете. Это единственная религия, чьи последователи живут во всех без исключения странах мира. В мире насчитывается более четырех миллионов христианских храмов.
Главная книга христиан – самая известная из всех книг в мире
Главная книга христиан Библия остается самой читаемой и издаваемой книгой в мире на протяжении вот уже двух тысяч лет. Она переведена на 2500 языков. Ее совокупный тираж к настоящему времени превысил 8 миллиардов экземпляров, а самый читаемой частью Библии является Евангелие.
Ни о ком в мире не сказано так много, как об Иисусе Христе
Ни об одном человеке на земле не говорилось и не говорится столько, сколько говорится об Иисусе Христе. В каждом христианском храме звучит проповедь о Христе. О Нем говорят профессора с университетских кафедр, о Нем пишут студенты, о Нем рассуждают, спорят, Им восхищаются, Его критикуют. Имя Иисуса Христа не сходит с уст вот уже 2000 лет, ни одно другое имя на земле не произносится столь часто.
Ни об одном человеке не написано столько, сколько написано и пишется об Иисусе Христе. Помимо Евангелий сведения о Нем содержатся во множестве других книг, как художественных, так и научных. О Нем пишут в газетах и в интернете, ежегодно в разных странах защищаются тысячи диссертаций, посвященных различным аспектам Его жизни или учения.
Не было иной личности, которая оказала бы столь глубокое влияние на развитие культуры
В истории не было иной личности, которая оказала бы столь глубокое, всеобъемлющее и оплодотворяющее влияние на развитие человеческой культуры. Именно Иисус Христос на долгие века задал вектор культурного развития нескольких континентов. Начавшись на ближнем востоке, христианство очень быстро распространилась по территории Малой Азии и Северной Африки, затем перекинулось на Европу восточную и западную. В дальнейшем христианская цивилизация охватила собой обе Америки, Австралию, значительную часть Африки и Юго-Восточной Азии. И в каждом из этих регионов христианство оказало огромное, во многих случаях решающее влияние на развитие культуры, сформировало культурные коды целых народов.
Ни один человек в истории не сравнится с Иисусом Христом по числу посвященных ему живописных изображений. Общее количество размещенных в храмах изображений Христа, включая сцены из Его жизни, исчисляется десятками миллионов. Прибавьте к этому все посвященные ему произведения мировой живописи и скульптуры, их многочисленные репродукции на открытках и в альбомах – речь может идти о миллиардах таких изображений.
Ни одному человеку не посвящено столько музыкальных произведений, начиная от ранней христианской литургической музыки, включая многочисленные кантаты и величественные «Страсти» И. С. Баха. Образ Иисуса привлекает композиторов разных стран, времён и народов.
Влияние Иисуса Христа на нравственное состояние человечества беспрецедентно
Ни одну личность невозможно сравнить с Иисусом Христом по степени влияния на развитие нравственности. При полном отсутствии у Него каких-либо черт социального реформатора Его учение с течением веков стало причиной глубоких радикальных изменений во всей системе взаимоотношений между людьми не только на уровне личной нравственности, но и на социальном уровне.
Приведем примеры. Иисус не призывал к отмене рабства, но именно благодаря христианскому пониманию природного равенства между людьми рабство было в конце концов отменено. Он не призывал к смене политического режима или реформе правового кодекса, но именно благодаря христианству человеческое сообщество создало те правовые механизмы, которые сегодня лежат в основе жизнедеятельности многих государств. Иисус не был борцом за социальные права, но именно на христианском учении базируется то понимание прав человека, которое позволило женщинам и детям стать полноценными членами общества, позволило искоренить неравенство в общественных правах, дискриминацию по национальному и расовому признаку и многие другие дефекты общественного устройства характерные для древнего мира.
Иисус Христос принципиально отличается от пророков других религий
Иисус Христос – единственный Человек, которого в течение вот уже двух тысяч лет многие почитают Богом воплотившимся. Во многих религиозных традициях существуют лица, почитаемые как пророки или как великие учителя (например, Магомет, Будда, Конфуций), но нет ни одного другого лица, которого почитали бы как Бога и которому молились бы как Богу.
Можно привести много других примеров влияния Иисуса Христа на развитие человеческой цивилизации в самых разных ее аспектах. Но и приведенных примеров вполне достаточно для того, чтобы понять причины, по которым рождение именно этого Человека стало точкой отсчета в нашем календаре, и почему именно Он самый знаменитый Человек за всю историю человечества. Во всемирном масштабе у Иисуса Христа нет конкурентов по объему влияния на умы и сердца людей на их личную и общественную жизнь на их мировоззренческие и нравственные установки.
***
Святые Отцы Собора IV-го, Халкидонского, собравшиеся в 451 году в количестве порядка 630 участников, определили догмат об образе соединения в Лице Господа Иисуса Христа двух естеств в следующих словах:
«Последуя Святым отцам, все единодушно поучаем исповедывать одного и того же Сына Господа нашего Иисуса Христа, совершенного в Божестве и совершенного в человечестве, истинно Бога и истинно человека, того же из души разумной и тела, единосущного Отцу по Божеству, и того же единосущного нам по человечеству, во всем подобного нам кроме греха, рожденного прежде веков от Отца по Божеству, а в последние дни ради нас и нашего ради спасения от Марии Девы Богородицы – по человечеству; одного и того же Христа, Сына, Господа, единородного, в двух естествах неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно познаваемого, – так что соединением нисколько не нарушается различие двух естеств, но тем более сохраняется свойство каждого естества и соединяется в одно Лице и одну Ипостась, – не на два лица рассекаемого или разделяемого, но одного и того же Сына и Единородного, Бога Слова, Господа Иисуса Христа, как в древности учили пророки о Нем, и как Сам Господь Иисус Христос научил нас, и как предал нам символ отцев».
Догмат ста семидесяти святых отцов VI вселенского собора, Константинопольского. О двух волях и действиях в Господе нашем Иисусе Христе:
«Проповедуем также, по учению святых отцов, что в Нем и две естественные воли или хотения, и два естественные действия нераздельно, неизменно, неразлучно, неслиянно. И два естественные хотения не противоположенные одно другому, как говорили нечестивые еретики – да не будет! Но Его человеческое хотение не противоречит и не противоборствует, а следует, или лучше сказать, подчиняется Его Божественному и всемогущему хотению».
Цитаты об Иисусе Христе
«Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа».
Ин.17:3
«Перестаньте говорить о Христе. Начните говорить со Христом. Перестаньте думать о Христе как о чем-то внешнем, далеком. Найдите Его внутри себя. Не выдумывайте себе Христа, позвольте Ему самому рассказать вам о Себе.
Не пытайтесь спасти себя. Позвольте Ему спасти вас. Он очень желает заботиться о вас, утешать вас, направлять; вы просто позвольте Ему сделать это, отодвинув свое я с Его пути.
Все, что нужно от вас, – это только смотреть в Его сторону и шептать: «Христе мой, спаси меня"».
протоиерей Сергий Баранов (г. Орск)
«Не будьте мёртвыми душами, но живыми. Есть только одна дверь к жизни, и эта дверь – Иисус Христос».
Н.В. Гоголь
«Сын воплощается для того, чтобы восстановить возможность соединения человека с Богом, соединения не только расторгнутого злом, но без участия самого человека и не восстановимого. Первое препятствие к этому соединению – разлучение двух природ, человеческой и Божественной – устранено самим фактом воплощения. Остаются два других препятствия, связанных с падшим состоянием человека: грех и смерть. Дело Христа – их победить, изгнать из земного космоса их неизбежность: не безоговорочно их уничтожить – это было бы насилием над породившей их свободой, – по подчинением Самого Бога смерти и аду обезвредить смерть и создать возможность уврачевания греха».
В.Н. Лосский
Литература по теме
- Христология
- О втором члене Символа веры. Пространный христианский катехизис
- Учение Церкви о Христе Спасителе иерей Олег Давыденков
- Иисус Христос – Искупитель человеческого рода cвт. Иннокентий
- Иисус Христос в восточном православном предании прот. Иоанн Мейендорф
- Предъизображение Иисуса Христа в Ветхом Завете прот. Сергий Смирнов
- Жизнь Христа
- Размышления о Христе
- Знакомимся с Иисусом из Назарета прот. К. Пархоменко
- Иисус как Любовь и Возлюбленный архим. Нектарий (Мулациотис)
- Вечный Человек Г.К. Честертон
- Апологетика
- Христос: уникальность Энциклопедия христианской апологетики
- Христос: Сын Человеческий Энциклопедия апологетики
- Христос: поиски исторического Иисуса Энциклопедия апологетики
- Иисус среди других «богов». Р. Захариас
- Как Бог стал Иисусом. Ответ Барту Эрману М. Бирд. К. Эванс
- Если Иисус Христос – Бог, то кому Он тогда молился?
- Вопросы и ответы: Иисус Христос
- Богочеловек Иисус Христос. Тест
- Кто такой Иисус Христос? Квиз
- Свойства Бога в Ветхом Завете и во Иисусе Христе
- Иисус Христос как Бог и как Человек
- Учение о Лице Господа Иисуса Христа в православном и инославном (еретическом) представлении
- Христоцентризм – основа христианского богословия и богопознания
- Мусульманам: Иисус Христос как Бог
- Где Иисус говорил: «Я Бог, поклоняйтесь Мне»? свящ. Георгий Максимов
- Иисус Христос как Бог и как Бог воплотившийся (цитаты из Библии)
- Богочеловек Иисус Христос
- Христос: Божественная Сущность Энциклопедия апологетики
- Почему Господь Иисус Христос не называл Себя Богом? митр. Антоний
- Божественность Иисуса Христа в Библии Джон Гилкрист
- Учение Библии о Божественном достоинстве Христа и Св. Духа ссвящ. Марк
- Пророчества об Иисусе Христе
- Свидетельства нехристианских писателей об Иисусе Христе А. Емельянов
- Был ли Иисус в Индии? диакон Андрей
- Если не Сын Божий, то кто? Джош Макдауэлл
- Ветхий Завет о Мессии еп. Александр (Милеант)
- Христос в Ветхом Завете Андрей Десницкий
- Согласование Мессианских Пророчеств еп. Александр (Милеант)
- Древние свидетельства земной жизни Христа Гари Р. Хабермас
- Учение Библии о Божественном достоинстве Христа и Святого Духа священник Марк
- Доказательства Божественности Иисуса Христа
- Иисус Назарянин по данным истории иеромонах Лев (Жиллэ)
- Мессианские места Ветхого Завета в экзегезе отцов Церкви прот. Димитрий Юревич
- Святая Троица в Библии
- Важнейшие Мессианские пророчества Ветхого Завета
Комментировать