Источник

Слово на Рождество Пресвятой Богородицы. Св. Андрея, архиепископа Критского

Если можно измерить землю горстию и обвесть море вервием; если можно измерить небо пядию (Ис. 40:12), и исчислить множество звезд (Пс. 146:4); если можно постигнуть капли дождя (Иов. 36:27), пылинки земли, вес ветров (Иов. 28:25) и количество песка: то можно понять и настоящий предмет наш. Мы совершаем праздник Божией Матери, рождество досточудной Отроковицы Приснодевы, Отроковицы неискусобрачной, Царицы, Пророчицы, Которой царские пелены изображая в царском виде, великий из пророков и царей Давид воскликнул: вся слава Дщере Царевы внутрь: рясны златыми одеяна и преиспещрена (Пс. 44:14), издалека тем показывая – как думаю – благолепие красоты, дарованное Ей от Бога чрез сообщение разных даров Божественного Духа: это значит – по моему разумению – златое одеяние и златые рясны. Думаю, что благомыслящие разумеют и царские пелены Ее не в плотском смысле, и потому (Давид), провидя внутреннее благолепие и просиявшее от этой красоты внешнее благообразие Девы, дерзновенным гласом воскликнул: слыши, Дщи, и виждь и приклони ухо Твое, и забуди люди Твоя и дом Отца Твоего: и возжелает Царь доброты Твоея (Пс. 44:11, 12), что хотя прямо относится к Церкви из язычников, но без труда может быть понимаемо и о Ней, так как и Она вся для всего Жениха Церкви соделалась храмом, чрез чудное воплощение. Итак, восхвалим с рукоплесканием, совокупно с Давидом, происшедшую от Давида Матерь Божию; почтим светлость праздника; возвеличим деву похвалами девства; принесем Царице рода (нашего), как многоценные дары и благовония, предречения пророков; возгласим Ей приветствие Гавриила; скажем Матери радости: радуйся, Благодатная! Радуйся, осиянная, чрез Которую прогнана тьма и введен свет! Радуйся, Благодатная, чрез Которую упразднен закон и воссияла благодать! Радуйся, начало радости и конец проклятия! Радуйся, истинно Благодатная: Господь с Тобою, –Тот, Который после из Тебя, прежде с Тобою; прежде силою, после действием; теперь уготовляя чрево Твое Себе в жилище и потом устрояя из Тебя плотски великое таинство домостроительства. Радуйся, одна принявшая в Свое недро благословение – Господа, чтобы освободить праматерь от первой клятвы! Радуйся, Богоприемная сокровищница девства, из которой и нетленное рождение произошло, и богатство девства осталось нерасхищенным! Радуйся, Матерь, пребывающая в чистоте, и Дева, сосцами питающая! Радуйся, диадема красоты, Царица рода (нашего), отвсюду украшенная царскими отличиями! Радуйся, Божественное святилище Христа, Который один только в небесном святилище священнодействовал, по чину Мельхиседекову (Евр. 5:6,10; 6:20; 7:11,17,21)! Радуйся, жезл Ааронов, корень Иессеев, скипетр Давидов, царское одеяниe, венец благодатей, неписанный образ девства, дщица святыни (Исх. 28:36; 29:6), слово явлений (Лев. 8:8)! Радуйся, посредница закона и благодати, запечатление Ветхого и Нового заветов, яснейшее исполнение всякого пророчества, краестишие (акростих) Богодухновенной истины Писаний, Бога и Слова одушевленный и чистейший свиток (Ис. 8:1), в котором без слов и письмен ежедневно читается Сам писатель – Бог и Слово! Радуйся, начаток нашего воссоздания и предел Божественных нам обетований и проречений, предвозвещенное святилище Божественной славы, ожиданное спасение язычников (Быт. 49:10)! Радуйся, истинная лествица Иаковлева, гора дымящаяся, ковчег святыни, покрытый со всех сторон златом (Евр. 9:4) – сияющим Духом, златая стамна, носящая небесную манну – Христа и нетленную пищу всего мира! Радуйся Ты, чрез Которую: в болезнех родиши чада (Быт. 3:16), не имея уже места, переменено на «родишь в веселии»! Благословенна Ты в женах, чрез Которую с сознанием восклицают народы верующие: «благословен грядый во имя Господне: Бог Господь и явися нам» (Пс. 117:27, 28)! Блаженна Ты в женах, таинственная и Богонасажденная лоза, благорастущая в церковных собраниях и произращающая нам из утробы зрелый грозд нетления! Благословенна Ты в женах, Боговозделанная нива, носившая во чреве несеянный и родившийся клас нашей жизни! Благословенна Ты в женах, истинно вожделенная земля, из которой скудельник, взяв брение нашего состава, возобновил сокрушенный грехом сосуд! Благословенна Ты в женах, новый Силом, в котором почил мысленный ковчег воплощения Бога и Слова, и вместе вся полнота Божества обитала телесно (Кол. 2:9)! Благословенна Ты в женах, истинно Божественный Давир, в котором Богоносные тайноводители священной Церкви, имея прорицалище Божественных откровений, предзрели будущее! Благословенна Ты в женах, мысленный Вифлеем, по избранию и естеству соделавшаяся и именуемая духовнейшим домом хлеба жизни; потому что Он, вселившись в Тебя, как Сам ведает, и несмешенно смешавшись с нашим смешением, заквасил Себе всего Адама, чтобы соделаться хлебом животным и небесным. Благословенна Ты в женах, превосходящая законную и сеновную скинию, из которой великий Веселиил – Христос Бог благодатию нерукотворенно, зодчеством Духа, создал Себе храм, одушевленную Свою плоть!

Но, возлюбленный, чтобы мы ни говорили, мы не составим для Нее достойной брачной песни, если не соплетем венца похвал, заимствуя таинственно цветы с лугов Писания. Нет, нет ни одного места во всем вообще Богодухновенном Писании, где внимательный исследователь не увидел бы разных, повсюду рассеянных, указаний на Нее; и если ты сам тщательно объяснишь себе их, то яснее поймешь, какую славу от Бога Она вместила в Себе. Смотри, какими многоразличными именами Она украшена, и как выразительно во многих местах Писания показана! Так, говоря о Ней, Писание именует Ее Девою, Отроковицею, Пророчицею; далее – чертогом, домом Божиим, храмом святым, второю скинею, святою трапезою, жертвенником, очистилищем, златою кадильницею, Святым святых, херувимом славы, златою стамною, скрижалями завета, иерейским жезлом, царским скипетром, диадемою красоты, рогом с миром познания, алавастром, свещником, курением, свтильником, светильнею, колесницею, купиною, камнем, землею, раем, страною, нивою, источником, агницею, каплею и другими именами, какими знаменитые истолкователи Духа, по таинственному воззрению на символы, пророчески называют Ее. Так, называют Ее купиною, потому что Моисей говорит: «мимошед увижду видение великое си, яко не сгарает купина» (Исх. 3:3); – жезлом, – как Исаия говорит: «изыдет жезл из корене Иессеова, и цвет от корене его взыдет»; – корнем: «и будет корень Иессеов, и возстаяй владети языки, на Того язы́цы уповати будут» (Ис. 11:1,10); – землею святою: «Моисее, Моисее, иззуй сапоги от ног твоих: место бо, на немже ты стоиши, земля свята есть» (Исх. 3:4–5). – землею желанною: «и уничижиша землю желанную» (Пс. 105:24); – землею, от которой воссияла истина: «истина от земли воссия» (Пс. 84:12); – югом: «Бог от юга приидет» горою: «и Святый из горы приосененныя чащи» (Авв. 3:3); «отторжеся камень от горы без рук» (Дан. 2:34); – «гора, юже благоволи Бог жити в ней» (Пс. 67:17); – маслиною: «аз же яко маслина плодовита в дому Божии» (Пс. 51:10); – кивотом: «воскресни, Господи, в покой Твой, Ты и кивот святыни Твоея» (Пс. 131:8); – престолом: «видех Господа седяща на престоле высоце и превознесение, и исполнь дом славы Его» (Ис. 6:1); – вратами: «и рече Господе ко мне: сия врата заключенна будут, и не отверзутся: яко Господе Бог Израилев внидет ими, и изыдет, и будут врата заключенна» (Иез. 44:2); – Сионом: «приидет Сиона ради избавляяй, Господе, и отвратить нечестие от Иакова» (Ис. 59:20) «Сиона, изволи и в жилище Себе» (Пс. 131:13); – матерью: «мати Сион, речет человек, и человек родися в нем, и Той основа и Вышний» (Пс. 86:5); «и откуду мне сие, да приидет Мати Господа моего ко мне» (Лк. 1:43)? – носильным одром: «одр сотвори себе царь Соломон от древес Ливанских»; – одром: «ее одр Соломон, шестьдесят сильных окрест его от сильных Израилевых» (Песн. 3:7); – свитком книжным: «и видех, и се рука простерта ко мне, и в ней свиток книжный. И разви его предо мною, и в том писана бысть предняя и задняя» (Иез. 2:9, 10); «и рече ко мне: сыне человеч, снеждь свиток сей» (3:1); – книгою: «и будут вам сия словеса – говорит Бог – аки словеса книги запечатленныя, юже аще дадут человеку ведущему писания, глаголюще: прочти сие: и речет: не могу прочести, запечатленна бо» (Ис. 29:11); – свитком новым: «и рече Господь ко мне: приими себе свиток нов велик, и напиши в нем писалом человечим, еже скоро пленение сотворити корыстей, приспе бо» ( – 8:1); – клещами: «и послан бысть ко мне един от Серафимов, и в руце имяше угль горящ, егоже клещами взят от олтаря: и прикоснуся устнам моим, и рече: се прикоснуся сие устнам твоим, и отъимет беззакония твоя, и грехи твоя очистит» (– 6:6, 7); – девою: «се Дева во чреве зачнет, и родит Сына, и нарекут имя ему Еммануил» ( – 7:14; сн. Мф. 1:23); – пророчицею: «и приступих ко пророчице, и во чреве зачат, и роди сына. И рече Господе мне: нарцы имя ему: скоро плени, нагло расхити. Зане прежде неже разумети отрочати назвати отца или матерь, приимет силу Дамаскову, и корысти Самарийския» (Ис. 8:3,4); – царицею: «предста Царица одесную Тебе, в ризах позлащенных одеяна и преиспещрена» (Пс. 44:10); – ближнею: «вся добра еси, ближняя Моя, вся добра и порока несть в тебе. Востани, гряди, ближняя моя, невесто! Гряди от Ливана: прииди и прейди из начала веры; сот искапают устне твои, невесто, мед и млеко под языком твоим, и благовоние риз твоих, яко благоухание Ливана»; – сестрою: «что удобреста сосца Твоя, сестро моя невесто»? – вертоградом: «вертоградзаключен, источник запечатлен» (Песн. 4:7,8,10–12); – дщерию: «слыши, Дщи, и вижде, и приклони ухо твое, и забуди люди твоя и дом отца твоего: и возжелает Царь доброты твоея» (Пс. 44:11,12); «многи дщери стяжаша богатство, многи сотвориша силу: ты же предуспела и превознеслася еси над всеми» (Притч. 31:30); – обрученною: «послан бысть Ангел Гавриил от Бога во град Галилейский, ему же имя Назарет, к Деве, обрученной мужеви, ему же имя Иосиф, от дома и отечества Давидова и имя деве, Мариам» (Лк. 1:26, 27); – облаком: «се Господь сидит на облаце легце, и приидет во Египет, и потрясутся рукотворенная Египетская» (Ис. 19:1); – видением: «видех видение огня, и свет его окрест; яко видение дуги, егда есть на облацех в день дождя, тако стояние света окрест; сие видение подобие славы Господни» (Иез. 1:27, 28; 2:1,) – илектром (янтарь): «и видех, яко в и дние илектра, яко видение огня внутрь его окрест от видения чресл и выше, и от видения чресл даже до долу» (1:27); – днем, ночью: «день дни отрыгает глагол, и нощь нощи возвещает разум» (Пс. 18:3); – небом: «с небесе призре Господе, виде вся сыны человеческия» (Пс. 32:13); «небо небесе Господеви» (Пс. 113:24); – востоком: «царства земная, пойте Богу, воспойте Господеви, возшедшему на небо небесе на востоки» (Пс. 67:33–34); – западом: «путе сотворите возшедшему на запады: Господь имя Ему» (Пс. 67:5) – солнцем: «в солнце положи селение свое: и той яко жених исходяй от чертога своего» (Пс. 18:5–6); – градом: «преславная глаголашася о тебе, граде Божий» (Пс. 86:3); «речная устремления веселят град Божий: Бог посреде его, и не подвижится» (Пс. 45:5,6); – плинфою (кирпичем): «и ты, сыне человеч, возьми себе плинфу, и положи ю пред лицем твоим, и да напишеши на ней град Иерусалим: и да даси окрест его ограждение» (Иез. 4:1–2); – местом: «яко страшно место сие: несть сие, но дом Божий, и сия врата небесная» (Быт. 28:17); «и взя мя Дух, и слышах глас за собою труса велика: благословена слава Господня от места Его» (Иез. 3:12); «аще дам сон очима моима, и веждома моима дремание, и покой скратама моима: дóндеже обрящу место Господеви, селение Богу Иаковлю» (Пс. 131:4,5); – руном: «снидет яко дожде на руно, и яко капля каплющая на землю» (Пс. 71, 6); – женою: «благословена Ты в женах, и благословен плод чрева Твоего» (Лк. 1:42); посла Бог Сына Своего, раждаемого от жены, бываема под законом» (Гал. 4:4); – блаженною: «блаженна веровавшая, яко будет совершение глаголанным Ей от Господа» (Лк. 1:45); «блажено чрево носившее Тя, и сосца, яже еси ссал» (11:27); – Марию: «не бойся, Мариам: обрела бо еси благодать у Бога. И се зачнеши во чреве, и родиши Сына, и наречеши имя Ему Иисус» ( – 1:30, 31): «Той бо спасет люди Своя от грех их» (Мф. 1:21). «Сей будет велий, и Сын Вышнего наречется: и даст Ему Господе Бог престол Давида отца Его: и воцарится в дому Иаковли во веки, и царствию Его не будет конца. Рече же Мариам ко Ангелу: како будет си, идеже мужа не знаю? И отвещав Ангел, рече Ей: Дух Святый найдет на Тя, и сила Вышнего осенит Тя: темже и раждаемое свято, наречется Сын Божий. И рече Мариам: величит душа Моя Господа, и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем» (Лк. 1:32–35, 46, 47).

Кто не удивится вознесенной на такую высоту, что соделалась Материю Божиею? Поистине, это – самое странное и дело, и слышание! Но послушайте меня: обратимся к Самой Предстоятельнице празднества, чтобы слово опять возвратилось к тому, от чего немного уклонилось. Итак, коснемся песнопений этого дня и, немного побеседовав с собранием, окончим течение слова.

Сокрушенное праотеческим падением, естество человеческое имело нужду в воссоздателе или восстановителе, и молча громко вопияло к Создателю: «вскую, Господи, отстоишь далече» (Пс. 9:22)? Громче же и слезно оно жаловалось чрез Пророков: «где суть милости Твоя древния, Господи, имиже клялся еси Давиду во истине Твоей» (Пс. 88:50)? Что же милости Хотящий (Ос. 6:6)? – Не презрел, не замедлил, не отложил обетований надолго. Каких обетований? – «Не оставлю тебе, ниже презрю тя» (Нав. 1:5; сн. Евр. 13:5), что впоследствии Он сказал и ученикам, восходя от земли на небо, от которого, впрочем, Он и не отлучался: «не оставлю вас сиры, прииду к вам» (Ин. 14:18). Это же Он ясно обещал и чрез Пророков, еще прежде неизреченного Своего вочеловечения. Когда это было так, и уже время требовало положить конец обетованию: смотри, что сделал Совершающий наше спасение, спасение нашего смешения. Он не отъинуды принес для этого средство, и не из другого существа сделал для Себя сосуд; но, взяв из той же самой персти и из той же самой, если можно сказать, закваски брение, построил Себе драгоценный и, поистине, неизреченного зодчества храм, в котором Сам, как первый и единственный Архиерей и Царь, домостроительно священносовершил примирение наше с Отцом Своим, пресущественно, но и существенно восприяв из человеческого существа все наше существо. Итак, помянул Бог создания Свои: ибо все народы – Его создание. Помянул Господь веков «милости Свои от века» (Пс. 24:6); помянул завет, который положил с человеками: помянул и, помянувши, не замедлил, но тотчас явил благодеяние. Помянув Давида и клятвенное прежнее ему обещание – от семени его восставить Христа (Пс. 131:11), чтобы чрез Него восстановить, как скинию, падшее здание рода нашего (Ам. 9:11; Деян. 15:16), Он произвел удивительное чудо чрез (другое) удивительное чудо.

Когда целомудренная Анна была подавляема великою печалию о бесчадстве, особенно же когда и сожитель ее жестоко огорчался бездетством, Бог разрешил неплодство обоих и, преклоненный их молитвами, дал неплодной рождение, посеянное молитвою, сожителю плод, произращенный надеждою, иссохшим от зноя бесчадства – цвет присноцветущий: и бывшая прежде неплодною стала плодоносною, и непроизращавшая прежде ростка – лозою, пускающею новые отростки. Что может быть досточуднее такого деторождения? Но и что удивительнее, как видеть Матерь Божию из бессеменной утробы, хотя разверзающейся, но не растлевающейся, произращающую плод чистоты, и Деву, произрастающую от неплодной и бездетной. И для чего это? – Для того, чтобы превосходным чудом над Нею удостоверить чудо родившей. Первая (чего прежде не знало естество человеческое) ввела в естество превыше естества безотечное от бессеменного зачатия рождение, преестественною силою зачав в утробе Зиждителя естества, и соделалась Материю, избежав свойственного матерям, так что и Младенец не имел отца на земле, потому что был зачат без семени, и Родившая родила без истления. А последняя, несмотря на то, что много и прежде было таких матерей, которые зачинали в неплодстве, имела жребий превосходнейший пред всеми. Хотя те и были супругами патриархов и, по справедливости, удостоились подобного чудодействия, т. е., разрешения от уз своего неплодства, и даже сделались праматерями этой священнородной Отроковицы: но сродство их с чудом Божественного домостроительства было весьма неблизкое и отдаленное; эта же, хотя гораздо после, но ко времени, и в самом конце времен, когда, т. е. стоял у самых дверей ищущий царской драхмы, или (Божия) в нас образа, чтобы прежде покрывавший его прах стереть с него Богосовершительным действием Духа, и чтобы таким образом, по человеколюбию, возобразить в Себе человеческое естество. Какой это прах, покрывавший наше благородство? Не ясно ли, быть может, само по себе, хотя бы мы и не говорили, что Создавший нас, испытав тот прах, из которого мы сперва созданы и потом воссозданы, обрел искомое? Что же это такое? Это – первообраз образа; его-то узрел бесстрастный по существу покрытым страстями; Он испытал прах Адама; а прах, в котором обретено искомое, была земля, подобная нашему телу; полем же ее была девическая пресвятая утроба. Эту ниву обрел жизненачальный наш клас, и на ней Он, родившись сверхъестественно, бессеменно и невозделанно, произрос. Вот прах! Вот клас! Вот поле земли, на котором мы новым образом воссозданы, и чрез которое наш прах, преобразовавшись, восшел к прежнему достоинству!

Видишь, сколько тайн содержит в себе рождение Анною! Как она превзошла прежних неплодных превосходным чудом славного своего деторождения! Но какого чревоношения удостоилась и Дева Отроковица, богоизбранная, пречистая Мария! Какая другая из жен имела когда-либо такую и столь великую славу?

Пoелику же слово наше немощно для того, чтобы вознестись на такую высоту созерцания, и не может простираться далее: то скажем опять нечто радостное в приветствие Матери радости, потому что весьма прилично присовокупить для Нее возглашение радости. Радуйся, Благодатная! Радуйся, прославленная! Радуйся, радостотворная жертва всемирного спасения! Радуйся, истинно златая кадильница мысленных благовоний, в которой мысленный фимиам – Христос, составленный из Божества и человечества, неслиянно и нераздельно, огнем Божества произвел благоухание одушевленной и разумной Своей плоти! Радуйся, нерукотворенная и Богозданная скиния, в которую единожды в конце веков вошел единый Бог и первый Архиерей, таинственно священносовершая в Тебе службу за всех! (Ты) – вторая завеса святых (Евр. 9:1), за которою – очистилище мира и пречестное Херувимов осенение, так как Ты Самого Господа святилища нося во чреве, покрыла внутри чрева завесою! – Седмисвещник и седмисвятильник седми даров, освящаемый седмью чашицами Духа (Зах. 4:2)! – Неугасаемая светильня света все просвещающего, которую таинственно питает елей помазания! Радуйся, жертвенник, на котором таинственно приносится живое всесожжение Агнец, Христос! – Боготаинственная трапеза превышающего ум священнодействия, на которой небесный хлеб – Христос, всемирный Агнец, принесся, как благовонная и живая жертва, животворящая причащающихся! – Жертвенник всего таинственного служения, в котором Бог плотно закапается и освящает все, и, таинственно пребывая с человеками, вселяется в них, имеет с ними общение, попускает касаться Себя рукам грешников, подноситься к бренным устам и вливаться в прах плоти нашей, смешиваясь, но не исчезая!

О неизреченное истощание! О благость, явленная в том, что Бог даровал нам это, превыше законов естественных и положительных, чрез единоплеменную и сродную нам Жену, чрез Жену, Которой не только красота души возвысились до той беспредельной высоты, что Сам Христос – красота непостижимая – возжелал Ее красоты и избрал Себе от Нее второе и безотечное рождение; но и состав тела столь благообразен и столь чист, что вместил в себе бестелесное и невместимое величие пресущественного естества в лице одной из трех Его ипостасей! Вот кто – Богородица Мария, общее прибежище всех христиан: первое воззвание прародителей от первого падения; возвращение пострадавшего рода (нашего) к нестраданию; таинственно древле сенописанное видение Moисеево при купине (Исх. 3:3); руно Гедеоново, которое он, бестрепетно узрев символически орошенным каплями небесной росы, принял происшедшее за чудо, и дождь – за знамение, что и потвердил жертвоприношением (Суд. 6:18–21); Боготканная порфира Давидова, принесшая воплотившемуся Богу Давидову восприятую плоть, как порфиру; херувимский престол, превеликий, огненный и высокий, носящий в недрах Царя Господа Саваофа (Исх. 6:1); наддверие небесного святилища, пред которым Серафимы покрывают одними крыльями свои лица, другими – ноги, а иными летают, громко взывая ту страшную песнь, – потому что не выносят видения неприступной славы; врата небесные, которыми прошел один Владыка небес, не дав пройти ими никому ни после Себя, ни прежде Себя (Иез. 44:2). Веселись о Ней, небо! Она, подражая тебе, не тесно вместила невместимого тобою Господа. Ликуй о Ней, земля! Ее чревоношение, соделав тебя небесною, соделало земных небесными. Рукоплещи, и море, чуду Девы! Христос, благоволил родиться из Нее по телу, освятил влажное существо вод, крестившись в водах. Вся тварь, радуйся, ликуй и рукоплещи! Ныне родилась нам Отроковица, из которой спасение, и чрез которую всемерное искупление – Христос Иисус Бог и Слово, Сый, и иже бе, и грядый (Откр. 1:8), и пребывающий во веки. На Нем мы и окончим наше слово, как бы удержанное великим морем девственного Слова, принося Богу, Троице, в Отце и Самом Сыне, со Святым Духом поклоняемому, одну в трисвятом славословию славу, честь и поклонение, ныне, и во все нескончаемые веки веков. Аминь199.

* * *

199

Curs. Compl. Patrolog. Migne, tom. XCVII, col. 861–882, ср. Христ. Чтен. 1840, III, 346–371; Избранные слова святых отцов в честь Богоматери. 1886 г. стр. 53–67.


Источник: Церковная проповедь на двунадесятые праздники : Слова, беседы, поучения святых отцов и учителей Церкви и известнейших писателей церковных. Части 1-2. / сост. П. Смирнов.– Киев : Лито-Типография И.И. Чоколова, 1904. / Ч. 1. – XII, 862, XII с.

Комментарии для сайта Cackle