СЛОВО В день преставления св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова
I
Возлюбленные, будем любить друг друга
(1Ин. 4:7)
Сегодня Православная Церковь молитвенно чествует день праведной земной кончины св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Дорогую память о возлюбленном ученике Христовом возобновляет она в наших сердцах назиданиями из его чудных, возвышенных, боговдохновенных поучений. В них, как и во всей его святой жизни, между другими несравненными совершенствами выдается одна, как солнце среди небес, отличительная особенность его сердца – живая, как Божество, и могучая, никем не заменимая и ничем непобедимая любовь.
Его ум, его воля, его чувства, воображение и все способности его души были освящены любовью, вся его душа жила преимущественно любовью. Когда он говорил, когда он учил, то его уста раскрывались только для слова о любви. Он думал о Боге как о неиссякаемом источнике любви. Он учил о Боге как о родоначальнике любви. Когда он желал уяснить себе цель и назначение человеческой жизни, то всегда видел ее началом и концом – любовь. Рассуждая о человеческих отношениях друг к другу – в семье, в обществе, на службе, в трудах, какими-бы они не были: будь то труд священника, учителя, господина или слуги, богатого или бедного, – св. Богослов зрел перед собою одно побудительное свойство к жизни – любовь. Любовь была спутницей, подругой и его собственной жизни. Она была началом и концом всех его действий. Он, св. евангелист и любимейший из всех друзей-апостолов Христовых, любовь и дела любви признавал отличительной чертой каждого последователя Христова. Он говорит: «Возлюбленные Христом, будем любить друг друга, потому что любовь (происходит) от Бога, и всякий любящий от Бога рожден; всякий любящий знает Бога», т. е. только любящая душа способна узнать и принять в себя тайны Божии (1Ин. 4:7).
Сердце евангелиста не старилось, хотя он жил долго, многими годами пережил на земле всех других апостолов. Голос его упал, стал беззвучным, стали слабыми руки и ноги, а он продолжал любить и учить любви. Когда к нему явилась смерть, и Ангел Божий предстал ему, чтобы быть спутником его души к небесам, к вечному блаженству, где царствуют мир, покой, любовь бесконечная, то последним прощаньем с людьми в сладостных устах евангелиста были слова: «Любовь, любовь!»
Остановите же свое внимание, мои снисходительные слушатели, на поучении истин св. Иоанна Богослова о любви. Он не от себя учил этой великой основе христианства, но принял эту заповедь от Божественного Своего Учителя, Господа нашего Иисуса Христа, возлюбившего людей и доказавшего Свою любовь к ним Своими величайшими страданиями и крестной смертью.
Возлюбленные мои слушатели! Будет благовременно нам вспомнить в этой беседе о том, что когда Иисусу Христу предложили вопрос, какие заповеди главные в законе Божием, то Он изрек: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь». Предупреждая вытекающие из этого вопросы: «Как исполнить эту заповедь? Чем доказать свою искреннюю любовь к Богу? Чем воздать Господу, не имеющему нужды ни в каких благах, тогда как все приятности жизни получаются от Господа?» – Иисус Христос ответил, что любовь к Господу Богу можно выразить только любовью к ближним: «вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя». И Иисус Христос присоединил к этому изречению следующие слова: "на этих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф. 22:37–40). Итак, любовь к Богу и любовь к людям так плотно, крепко и согласно соединены между собою, что отделить одну от другой никак нельзя. Кто любит Бога, тот любит и ближнего; кто не любит людей, тот и Бога не любит: это истина неопровержимая. Кто не любит Бога, Всеблагого и Истинного, тот не поймет ни сладости дружбы, ни утешений от привязанности брата, дочери, сестры...
Чтобы заповедь о любви к ближним глубже вошла в наши убеждения, если Господу угодно, продолжим свое скромное рассуждение в следующий воскресный день. А в настоящий момент я только повторю вам снова жизнерадостные слова св. евангелиста: «Возлюбленные! будем любить друг друга». Эти чудные, добрые слова будут для нас ключом, с помощью которого Ангелы Божии отверзут вам двери Божественного милосердия, любви, все покрывающей, дружбы, все согревающей, всепрощающей. Аминь.
II
Возлюбленные, будем любить друг друга
(1Ин. 4:7)
Любовь к Богу и ближнему одна от другой не отделимы. Разлучить их нельзя: кто любит Бога, тот любит и ближнего; кто не любит ближнего, тот не любит и Бога.
К сожалению, многие в своей жизни поступают не согласно этой заповеди. Многие, если всмотрятся в свою жизнь внимательнее и глубже, то увидят, что они исполнены уважения и преданности только к себе самим. Себя самих они готовы вести к земному счастью, ограничивая понятие о счастье мыслью евангельского сластолюбца, говорившего: «ешь, пей, веселись... душа моя» (Лк. 12:19). Другие же, сухие, как железо, сердцем и чувствами, даже небесного рая ищут только для себя. Их чувства так черствы, их жизнь проходит бесплодно в пустосвятстве, ханжестве, озлобленной подозрительности, – они воображают, что двери рая отверзнутся лишь для них и для тех, кто им подобен, а все прочие пусть останутся в его преддверии или же в пропасти и адской бездне, в вечном отчаянии и слезах. Такое себялюбие они дерзают называть христианским, а в действительности оно антихристианское, противочеловеческое, диавольское.
Св. евангелист Иоанн Богослов подтверждает эту мысль боговдохновенно и назидательно: «Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит» (1Ин. 4:20). Поэтому Спаситель и не требует от нас ничего более, кроме любви чистой, бескорыстной, сердечной. В ней заключаются все добродетели.
Святой апостол Павел изъясняет высокие свойства любви: Любовь долготерпелива, любовь милосерда, любовь независтлива, любовь чужда чванности, надменности, высокомерия, гордости, любовь чужда бесчинства, любовь бескорыстна, любовь нераздражительна, любовь постоянна, любовь не мыслит зла, любовь ненасмешлива, любовь восторженна к истине, любовь не смущается, любовь все покрывает, любовь всему верит, любовь всего надеется, любовь все переносит, любовь все терпит, любовь никогда не перестает (1Кор. 13:4–8).
Возьмите какую угодно добродетель. Если она не проникнута любовью, то перестает быть добродетелью. Что могущественнее веры? На вере основано все наше спасение. Но отнимите от нее любовь, – и она уподобится мертвому трупу. Св. апостол Иаков изъясняет эту истину словами: «Вера без дел мертва» (Иак. 2:20).
Вера без любви ничего не значит, хотя бы силою веры люди могли горы передвигать с одного места на другое. Св. ап. Павел говорит: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий» (1Кор. 13:1). Многие из нас пересыпают свои мелочные суждения словами, заимствованными из Св. Писания, но так душевредительно, что они в глазах других делаются жалкими, потому что святые слова в их устах – это звук медного заржавленного гроша, брошенного на тонкую металлическую тарелку.
Без любви ничем нельзя угодить Богу: пусть бы молились и свои молитвы возносили к Господу днем и ночью, но без любви они будут отринуты Богом. Он говорит через пророка: «милости хочу, а не жертвы» (Ос. 6:6). Святой ап. Павел учит: «если я раздам все имение мое и отдам самое тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы» (1Кор. 13:3). Иначе и быть не может, потому что Бог наш есть Бог милосердия, щедрот и человеколюбия, а мы только орудия Его всеблагого Промысла. В душе нашей должна быть любовь крепкая, живая, безупречная.
Возьмем себе в пример жизнь св. Иоанна Богослова и постараемся жить всегда согласно с его учением. В третьей главе своего первого Послания он учил: «Дети! да не обольщает вас никто». (Не обольщайте и сами себя самомнением о своих мнимых добродетелях.) «Кто имеет достаток в мире, но, видя брата своего в нужде, затворяет от него сердце свое, – как пребывает в том любовь Божия? Дети мои! Станем любить друг друга не словом или языком, но делом и истиной» (1Ин. 3:7, 17, 18).
Если бы мы послушались этого урока, то увидели бы не в мечтах воображения, но в действительности любовь – Царицей семьи, дружбу – Царицей знакомства, доверие – святыней и связью общества. И тогда мы могли бы с отрадным убеждением сказать: «Сам Бог за нас, потому что Он есть любовь, а против нас – только мирская молва, диавол и его прислужники».
Без любви к ближним земная жизнь – плен, без любви будущая жизнь – тьма кромешная. Аминь.