Краткое жизнеописание нового священномученика Феодора Волоколамского
Новый священномученик архиепископ Феодор Волоколамский, в миру Александр Васильевич Поздеевский, родился 21 марта 1876 года в с. Макарьевское Нижегородской губернии в семье священника о. Василия Поздеевского. Нам мало известно о годах детства и юности владыки. В 1896 году он закончил Костромскую духовную семинарию, в 1900 году – Казанскую духовную академию со степенью кандидата богословия. Его наставниками в Академии оказались люди высокой духовной жизни. Старцем, окормляющим будущих монахов, был выдающийся подвижник, настоятель Седмиезерной Казанской Богородичной пустыни схиархимандрит Гавриил (Зырянов); другим наставником был ректор Казанской духовной академии архимандрит, а с 1897 года епископ Антоний (Храповицкий), будущий блаженнейший митрополит и предстоятель Русской Православной Церкви Заграницей. В том же году Александр был пострижен в мантию с именем Феодор, пред этим пройдя послушнический искус на Валааме. 24 июля 1900 года о. Феодор был рукоположен в иеромонаха. В 1901–1902 годах он был назначен преподавателем Калужской духовной семинарии, а с 3 июля 1902 года – ее инспектором. 13 октября 1903 года о. Феодору была присвоена ученая степень магистра богословия за работу «Аскетические воззрения преподобного Иоанна Кассиана». 4 февраля 1904 года он был назначен ректором Тамбовской духовной семинарии в сан архимандрита (про тамбовский период жизни архиеп. Феодора см. статью Р. Ю. Просветова в начале книги. – Издатели). Тамбов в те годы был одним из самых революционных городов. У местной подпольной организации террористов был составлен список лиц, которые должны были быть уничтожены. Среди них был и ректор семинарии. В 1905 году один из студентов стрелял в о. Феодора, которого защитил своим телом инспектор той же семинарии архимандрит Симеон, в схиме Даниил (в миру Михаил Холмогоров). Пуля попала о. Симеону в позвоночник и он был парализован до конца жизни. С того времени о. Феодор не расставался со своим спасителем, каждый день посещал его, позже поселив в келлии Данилова монастыря. Здесь в 1934 году о. Симеон был арестован и умер в тюрьме.
С 19 августа 1906 года о. Феодор – ректор Московской духовной семинарии, с 19 августа 1909 года – ректор Московской духовной академии. Еще во время ректорства архимандрита Антония (Храповицкого) в академии начал издаваться «Богословский вестник», который вскоре стал одним из лучших богословских изданий. С 1909 по 1914 год деятельное участие в этом издании принимал архиепископ Феодор. При нем как приложение к журналу стали издаваться святоотеческие творения. 14 сентября 1909 года о. Феодор был хиротонисан во епископа Волоколамского. Уже перед самой революцией владыка Феодор выдвинул программу возрождения богословского образования на восточно-православной основе, заключавшейся в углубленном изучении творений и житий святых отцов. По этому поводу он писал: «Честь и слава свв. великим отцам Церкви, что они отстояли чистоту христианского сознания, а те идеи (новые) – чистое порождение ума человеческого, кои привносились (и привносятся) лжеучителями в эту ограду чистого церковного христианского сознания, как некий плевел среди пшеницы, были ими исторгнуты своевременно... Нам думается, что и весь многовековой процесс усвоения исторической жизнью человеческой Христианства и его начал есть в то же время постоянный процесс, постоянная попытка, постоянная историческая тенденция человечества к подделке Христианства, к приспособлению его к своим чисто человеческим запросам и вкусам, выражаясь языком богословским, по «духу века сего"». Согласно владыке Феодору, постижение богословия должно было происходить не столько через ум, но через сердце.
Не оставлял владыка без своего внимания и общественно-политические вопросы того времени. Так, относительно взаимоотношений Церкви и государства он писал: «Как же должно мыслиться отношение церковной общественности к государственной?.. Государству должно преклониться перед Христианством, стремиться быть христианским, ибо исторический опыт ясно свидетельствует, что государство не может дать само из себя разумного смысла для жизни. Если брать государство христианское, каково наше русское государство, ибо у нас Церковь и вера созидали общественность и устроение государства российского, то у нас, пока не иссякла окончательно самая вера христианская, нельзя и говорить об отделении Церкви от государства... Чтобы отделиться от Церкви, государству нужно состоять всецело из неверующих. Тогда это отделение произойдет само собой и будет уже собственно отпадением от Церкви, церковной анафемой».
С мая 1917 года владыка являлся настоятелем Данилова монастыря в Москве, так как был удален с поста ректора МДА Синодом Временного правительства. Строгий монах, владыка Феодор никогда не позволял себе ни смеяться, ни даже улыбаться в присутствии других, чем походил на своего старца, схиархимандрита Гавриила. Владыка утверждал: «чтобы понять сущность Православия, надо его изучать не по книгам и ученым трудам, а в близком общении с людьми забытыми, презираемыми миром, с юродивыми, странниками, с сумасшедшими, даже с преступниками. Особенно это общение полезно пастырям. Узнав ближе отверженных миром людей, пастырь поймет, что, в сущности, эти люди гораздо ближе ко Христу, чем он, потому что грешные, сознавая свое падение, любят Господа, прощающего и милующего их. Православие – религия жалости и смирения, жалеть надо грешников и сознавать свои грехи. А это чувствуется при соприкосновении с миром отверженных и убогих».
15 июня 1920 года епископ Феодор был арестован в Москве и приговорен к заключению в концлагерь до конца Гражданской войны, хотя срок отбывал в Бутырской тюрьме. В октябре 1920 года приговор был сокращен до пяти лет. 18 марта 1922 года владыка был освобожден. В непосредственном окружении патриарха существовало в то время два течения: непримиримое в отношении большевиков и обновленцев, во главе с владыкой Феодором, и сторонники компромисса, наиболее тактичными представителями которых были архиепископ Серафим (Александров), впоследствии один из главных соратников митрополита Сергия (Страгородского), и архиепископ Иларион (Троицкий). В то время вся православная Россия почитала владыку Феодора за его принципиальность, бескомпромиссность и прямолинейное отношение к советской власти. По воспоминаниям архиепископа Леонтия Чилийского, еще молодым иноком посещавшим Данилов монастырь, владыка Феодор считал, что «до тех пор, пока Православная Церковь не получит право на действительно свободное существование, не может быть никаких разговоров с большевиками. Власть только обманывает, но ничего из обещанного не исполняет, а, наоборот, обращает все во зло Церкви. Потому лучше было бы святейшему патриарху Тихону сидеть в тюрьме и там умереть, чем вести разговоры с большевиками, потому что уступки могут привести Православную Церковь, в конце концов, к постепенной ее ликвидации и смутят всех, как в России, так и, особенно, за границей... Архиепископ Феодор почитал и жалел святейшего, но находился в оппозиции к нему». Владыку Феодора и Данилов монастырь считали центром т.н. правой оппозиции по отношению к патриарху Тихону. Со святейшим владыка Феодор формально не порывал молитвенного общения, но указания, смущающие его архипастырскую совесть, не выполнял. Например, тех из собратьев Данилова монастыря, кто служил с патриархом во время краткого периода новостилия в Русской Церкви, настоятель Данилова монастыря принимал в общение после принесения покаяния. Архиереи – духовные чада и единомышленники владыки Феодора подолгу жили в возглавляемом им московском Даниловом монастыре.
14 марта 1923 года владыка был арестован. В то время он был близок с известным московским старцем о. Алексием Мечевым. Когда здоровье о. Алексия было совсем плохо и он почувствовал приближение смерти, он написал свое последнее завещание пастве и просил, чтобы на его могиле не говорили речей, а прочитали бы его прощальное слово, и что он не только просит, но и умоляет преосвященного Феодора отслужить заупокойную литургию и совершить чин отпевания. Скончался о. Алексий от паралича сердца 9 июня 1923 года. По молитвам старца за день до этого, 18 июня, из Таганской тюрьмы был освобожден епископ Феодор. Он отпевал о. Алексия 15 июля в сослужении 30 священников и 6 диаконов. Несмотря на суровое отношение к его действиям, святейший патриарх Тихон ценил владыку Феодора. В октябре 1923 года он был возведен в сан архиепископа и назначен управляющим Петроградской епархией, хотя назначения не принял. 16 апреля 1924 года архиепископ Феодор был арестован по обвинению в антисоветской агитации, через полгода под подписку о невыезде он был освобожден. 14 декабря того же года владыка был вновь арестован и приговорен к трем годам ссылки в Казахстан. После освобождения из ссылки в 1927 году и до 1929 года он проживал во Владимире и затем в Казани, где в домовой церкви совершал службы и рукополагал священнослужителей. После выхода декларации митрополита Сергия владыка Феодор не поминал его имени за богослужением, при этом, однако, не делая никаких открытых заявлений об отделении. В 1929 году владыка был арестован во Владимире и приговорен к трем годам лагерей, которые отбывал в Свирьлаге. После освобождения в 1932 году владыка полгода тайно проживал под г. Каширой, затем вернулся во Владимир. Вероятно, в это время владыка был пострижен в великую схиму с именем Даниила. В 1933 году он был арестован по сфабрикованному большевиками делу «Партии возрождения России». Следствие дало владыке следующую характеристику: «...открытый монархист, весьма популярный в среде духовенства, как стойкий и убежденный человек, почти не выходящий из тюрем за свои убеждения, антисергиевец». Владыка Феодор был приговорен к трем годам ссылки, которые отбывал в г. Усть-Сысольске Коми АССР. Говоря о церковных взглядах архиепископа Феодора в то время, философ А. Лосев писал: «[архиепископ Феодор] говорит, что сергиане и иосифляне одинаково будут судимы на будущем Соборе, хотя, по его мнению, последние безусловно будут оправданы...».
В 1935 году владыка был вновь арестован и срок ссылки был продлен еще на три года. Будучи в ссылке, владыка не принимал у себя ни одного из своих близких соратников и ни с кем вместе не молился, опасаясь провокаций. Он считал, что в условиях гонений административная централизация церковной жизни строго не обязательна, поэтому довольно холодно относился к вопросу о местоблюстительстве патриаршего престола. В то же время он принял участие в «малом катакомбном соборе», который, возможно, состоялся в Архангельске после 1934 года. На соборе было утверждено послание архиепископа Серафима (Самойловича), в котором он объявлял митрополита Сергия запрещенным за его деятельность начиная с 1927 года. В 1937 году архиепископ Феодор был арестован в г. Сыктывкаре и отправлен в Ивановскую тюрьму для следствия по делу «даниловского братства», где был приговорен к казни через расстрел. Новый священномученик архиепископ Волоколамский Феодор (Поздеевский) принял мученическую кончину 1023 октября 1937 года в Ивановской тюрьме. В этот день и совершается его память.
Житие священномученика Феодора Волоколамского, истинного аскета и монахолюбца, явилось подтверждением его глубокого убеждения в том, что подлинное восприятие истин православного богословия, да и сама христианская жизнь, невозможны без подвига самоотречения. В прохождении оного будем просить помощи священномученика Феодора, чья преподобническая жизнь увенчалась мученическим венцом: «Священномучениче Феодоре, моли Бога о нас!»
К. В. Глазков