ПОУЧЕНИЕ о нищете духовной
Однажды взошел Господь на гору помолиться и пробыл всю ночь в молитве к Богу. Когда же настал день, призвал учеников Своих и избрал из них двенадцать, которых и наименовал апостолами. И, сойдя с ними, стал Он на ровном месте, и множество учеников Его, и много народа из всей Иудеи и Иерусалима и приморских мест Тирских и Сидонских, которые пришли послушать Его и исцелиться от болезней своих. И весь народ искал прикасаться к Нему, потому что от Него исходила сила и исцеляла всех. И Он, возведя очи Свои на учеников Своих, говорил: блаженны нищие духом, ибо ваше есть царствие Божие (Лк. 6:12–20).
Кто были нищие духом? Это были люди малоизвестные по своему роду; это были рыбари, простого ума люди, однако люди, способные к принятию Божественного Евангельского света.
Но не потому Иисус Христос назвал их нищими духом, что они были неучеными, что их чувствования были непросвещенными. Он их назвал нищими духом потому, что в их уме и сердце не было трех самых страшных качеств, которыми кичится человек, живя на земле. Эти ужасающие и отталкивающие качества – высокомерие, самонадеянность и непокорность.
Когда вдумаетесь в жизнь учеников Христовых, то невольно подметите во всей их деятельности отличительные черты характера: смирение и покорность души, чистоту и добрую готовность сердца.
Когда Иисус Христос сказал им: «идите за Мною» (Мф. 4:19), то они пошли за Ним так скоро и доверчиво, как бедные нищие быстро спешат за щедрым раздавателем милостыни. Они все оставили: свои сети и ладью, свои дома и родных. Едва ли мы поступили бы также. Самомнительные люди лишены доверия к другим. Первый у них вопрос: «Верить ли словам Наставника, Который не прославлен, безвестен?» Своекорыстные люди, конечно, отступились бы от Наставника, Который учит милости и щедрости, но Который Сам ничего не имеет.
Всякий из них, прежде чем решиться ответить на сердечный призыв, много раз переспросил бы, зачем призывается, какие от этого ему выгоды, легка ли и приятна станет от этого жизнь. Словом, у своекорыстных людей является тысяча вопросов, и важных и мелких, когда дело идет о благородной решимости принять какой-либо подвиг, исполнить какое-либо высокое и чистое дело. Из этого уже ясно, что нищими духом можно и должно назвать только людей простодушных, бескорыстных, преданных добру без тяжкой мнительности, которая все рассчитывает и во всем подозревает задние, скрытные мысли и недостойные чувствования.
Однако и мы нищи. Только наша нищета – уничижение человеческого достоинства. Она нищета плоти. Как много есть людей, которые с унижающей робостью и явным уроном человеческого достоинства добиваются насытить свои честолюбивые замыслы. Странное происходит явление! Человек гордо, надменно, даже презрительно относящийся к слову Библии, критикующий святейшее Евангельское Слово, тут же позорно и рабски преклоняется пред каким-нибудь несправедливым приказанием только потому, что от такого гнусного поведения ждет для себя мирского успеха. Этого тщеславного человека можно и должно назвать презренным и вечным нищим.
Или еще: часто человек из-за погони за прибылью, за выгодами, из корыстолюбия покидает все родное и близкое душе. Блага искренности, святости продает за вещественные блага. Как же не назвать этого человека нищим, да еще таким, которого даже Сам Господь не обогатит!
Но из-за чего же эти люди суетятся, чего ищут, просят, домогаются? Благ земных, камней, металлов, воздушных огней, блеска, славы... И где хотят они найти свое удовлетворение? В мире, который для всех нас, как и для отцов и матерей наших, – весь во зле лежит. Итак, в большинстве люди есть плотские нищие; нет у них искренней доброты, нищи они великодушными чувствованиями, бедны добрыми способностями души!
«Нищие же духом» всегда тверды и устойчивы в вере; они усердны к церкви. Они нелицемерны в привязанностях дружбы. Они честны в слове, постоянны в добре и в стремлении к добру. У многих из нас этого ничего нет; а если проявится доброе стремление, то и умчится тут же на глазах, как падучая звезда. Но зато душа переполнена заблуждениями и сомнениями в Божественной вере и холодностью к уставам и постановлениям святой Церкви.
«Нищие духом» чем больше знают, тем меньше обнаруживают свои претензии на всезнание, тем они скромнее; они не напрашиваются в советники, не ищут мест, не выставляют напоказ свои достоинства. Все у них прилично; они делают смиренно свое дело и сознают свои немощи. Не то многие из нас. У многих надменность развивается с такой непомерной скоростью, что они всюду выставляются и выказываются, гонятся за известностью; они и в обществе и в гостях все знают, и на всех и на все готовы положить свою себялюбивую печать.
Иногда в обществе мы встречаем людей остроумных, изобретательных в обыденной жизни. При таких встречах невольно возникает вопрос: если они действительно умны, отчего же они не понимают духовных, святых предметов? Встречаются люди, стремящиеся со всей силой страсти к достижению видного положения в обществе. Мы удивляемся, – если есть у них характер, есть у них воля, отчего же они неспособны ни к какому честному и бескорыстному делу?! Оттого, что у них нагота и слепота душевная. Они нанесли увечье своей душе, и это преступление не остается без возмездия. Заметьте: в душе нашей бывает по временам безотчетная грусть, пустота, отсутствие всяких интересов, какая-то тупость, вялость мысли. Это скорбит и вздыхает душа, оставленная, подобно нищему, без всякого призрения и пищи.
Да, если бы мы почаще беседовали со своей совестью, если бы чаще внимали голосу этого нашего, хотя строгого, но верного друга, то сознавали бы живее свои недостатки. В нас исчезла бы самомечтательность. Мы бы увидели себя во всей своей малости. А это сделало бы нас кроткими, покорными, богобоязненными, терпеливыми.
Проще живите, проще одевайтесь, проще говорите – и вы будете любимы Господом. Чтобы вразумить слепую надменность людей, Господь устами пророка сказал: «Так говорит Господь: небо – престол Мой, а земля – подножие ног Моих; где же построите вы дом для Меня, и где место покоя Моего? Ибо все это соделала рука Моя, и все сие было, говорит Господь. А вот на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим» (Ис. 66:1, 2). «Что гордится земля и пепел?» – спрашивает премудрый у гордых мира сего (Сир. 10:9).
Пусть же в минуты приступа самолюбия каждый из нас предложит себе этот вопрос. Правильный ответ способен дать на него только тот счастливый человек, тот раб Божий, которого Сам Спаситель провозгласил нищим духом и которому Самим Спасителем указано и безвозбранно отверсто небесное царство. Аминь.