Поучение 6676. В неделю ваий. О том, что мы не должны унывать, но быть мужественными в деле, к которому призвал нас Бог.
Братия и Отцы! Божественный Апостол Павел, желая возбудить нас от лености к тщанию и усердию, говорит: «братие... радуйтеся всегда о Господе, и паки реку: радуйтеся» (Флп.4, 1, 4). Имейте, говорит он, всегда духовную радость, которой не возбраняют и не истребляют мирские заботы. Посему и говорит:«о Господе», – т. е. жительствуя и подвизаясь по Богу, стяжавайте и благодать77 Божию. «Кротость и смиренномудрие ваши разумны да будeт всем... Господь близь. Ни о чемже пецытеся» (Флп.4:5, 6); т. е. Господь близок к вам, говорит он, чтобы освободить вас от всякой нужды и искушения, а посему не бойтеся, «но во всем молитвою и молением со благодарением прошения ваша да сказуется к Богу» (Флп.4, 6). Ибо Он готов помогать молящимся Ему.
Итак, не будем нерадивы в Божественных подвигах; напротив будем крепиться, и с усердием совершать дело, к которому призвал нас Бог от мира, и привел в монашеский, лучше же сказать: в ангельский чин. Он облек нас в эту одежду спасения и в хитон нетления и веселия. Он искупил ны есть от клятвы законныя, быв по нас клятва. В свободе, «еюже Христос нас свободи, стойте» (Гал. 5, 1); и не будем опять рабами греха. Не будем пленниками страстей плотских. Ибо всякий, бывший рабом какого-либо нечестивца и злодея, и получивший свободу, захочет ли опять по своей воле быть рабом оному варвару? Напротив не будет ли он, сколько возможно, убегать его, радуясь, что освободился от тягости рабства? Впрочем, если кто бывает рабом человека, это еще не велико зло, ибо Апостол говорит: раб ли был еси, не думай, что рабство служит тебе препятствием к благочестию и ко спасению твоей души. Но аще можеши свободен быти, лучше терпи в повиновении, дабы чрез тебя прославилось имя Божие. Ибо кто раб человека, и вместе с тем верен и благоговеен пред Богом, тот свободен; и опять, кто свободен, тот раб Христов; тем более мы, которых освободил Христос от греха и рабства диавольского (1Кор. 7, 21, 22).
По сему мы, сколько возможно, должны дальше убегать от греха. Или не знаете, сколько нам зла причинил грех? Не ввел ли он в мир смерть, тогда как мы были бессмертными? Не низверг ли нас с неба, и вверг в эту многоскорбную земную жизнь? Не от греха ли произошло и происходит всякое зло? Будем же убегать его, как истого зла, и, как подобает, возненавидим его; возлюбим же напротив добродетель, которая побуждает Ангелов любить человеков и соделывать их равными себе, и не ангелами только, но и богами, как и в псалме сказано: «аз рех: бози есте, и сынове Вышняго вси» (Пс. 81, 6). А в чем состоит сила добродетели? В удалении от мира и в любви к Богу; ибо никто же может двема господинома работати. «Не можете, – говорит Господь, – работати Богу и мамоне» (Мф.6, 24), т. е. сребролюбию и добродетели. Не можем быть други добродетели и греха: «кое общение свету ко тме?» или Христу с диаволом? (2Кор. 6, 14). Невозможно человеку и любить плотской похоти, и творить дела добродетели. И если мы достигли меры совершенной добродетели, то слава Святому Богу, от Которого нисходит всякое даяние благо и всяк дар совершен. Будем пребывать в страхе Божием тверды, непоколебимы и охраняемы. Если же мы не достигли меры совершенства, то потщимся, пока имеем время для делания, утверждаемые верою, окрыляемые надеждою, связуемые любовию, просвещаемые послушанием, светясь исповедию и украшаясь прочими добродетелями, как истинные иноки, как неложные сыны послушания и повиновения, как мудрые о Христе и как рабы Господни; дабы и настоящую жизнь провести нам добродетельно и мирно, и будущих благ достигнуть, о Христе Иисусе Господе нашем, Которому подобает слава и держава с Отцем и Св. Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
* * *
См. Патрол. т. 99. Стр. 614.
В Слав. рукоп. на поле: негли радость. В греч. χάριν, вероятно вместо χαρὰν.