Источник

Поучение 6778. Во святую и великую среду. О спасительных страстях Христовых, и о смиренномудрии и терпении.

Братия и Отцы! Настоящий день свят и достопокланяем; с этого дня начинаются святые страдания Господа нашего Иисуса Христа, которые претерпел Он для спасения мира, как и Пророк Давид предвозвестил об этом во втором псалме, говоря: «вскую шаташася язы́цы, и людие поучишася тщетным? предсташа Царие земстии, и Князи собрашася вкупе на Господа и на Христа Его» (Пс. 2, 1, 2). Ибо собрались беззаконнейшие старейшины Иудейские, и составили лукавый совет умертвить Христа и Бога нашего; и Иуда, льстивый ученик, отвергся учителя, и льстивым и коварным лобзанием предал Его врагам и убийцам Иудеям, которые, связав Владыку мира, повлекли Его и поставили на суде, вопрошали Его и истязывали; а Он отвечал с великим смирением. Когда же Он отвечал, – страшно даже и слышать, один из предстоявщих рабов ударил Его в ланиту, говоря: тако ли отвещаваеши архиереови? А Он с долготерпением перенес это, говоря: «аще зле глаголах, свидетельствуй о зле: аще ли добре, что Мя биеши?» (Ин.18, 23). Затем Он подвергается от беззаконников поруганию, досаждению, бесчестию, оплеванию, заушению и биению, и наконец восходит на крест. Но и тогда Он не гневается на убийц, а молится о них, говоря: «Отче, остави им грех сей, не ведят бо что творят» (Лук. 23, 34). Сии же однако не насытились и толикими содеянными Ему злодеяниями, но приложили и другие, т. е. напоили Его желчью и оцтом, и затем умерщвляется бессмертный; но и после всего этого они не укротили гнева и ярости, которые имели против Него, а пронзили Его копием в ребро.

Вот страсти Христовы, о которых мы сказали вкратце. Кто внимает сему от всей души своей, тот никогда не гневается, не соблазняется, не гордится, не завидует и не враждует против брата своего; не любит высказываться по славолюбию, но смиряется, сокрушается, и считает себя землею и пеплом; желает быть общником страстей Христовых и тщится умереть за Христа, дабы насладиться и славы воскресения Его. Имеем, братия, и мы дерзновение, потому что несколько приобщились и приобщаемся страстям Владыки. Ибо видите, где мы находимся? Не во изгнании ли и гонении за исповедание православной веры? И прежде сего не были ли мы в темнице? Не текла ли кров ваша от многого биения? Не скончались ли о Господе мученически некоторые из братий наших? Итак, мы этим хвалимся о Господе, ради такого дарования. Но так как прежде смерти утвердительно нельзя ублажать никого (Сир. 11, 28), по удобопреклонности произволения человеческого и потому, как говорит премудрый Соломон, что мы не знаем, что будет на утро; то, умоляю вас, стойте твердо и непоколебимо, перенося злострадания с Евангельскою верою, как бы единым духом и единою душею, дабы не убояться угроз врагов веры, и не быть возбраненными ни в каком деле благочестия; напротив, как Божие служители, будьте готовы на всякое доброе дело, – на послушание, смиренномудрие, на великодушие, на многое терпение. «Терпения бо имате потребу» (Евр. 10, 36), дабы исполнить волю Божию, и получить жизнь вечную. Еще не много, и грядет Господь упокоить и прославить трудящихся и злостраждущих за имя Его Святое, и не умедлит прийти. Что мы тяготимся искушениями и скорбями, и не терпим ради Господа ежедневных огорчений за любовь Его? Ибо Апостол говорит: «аще за имя Его умрем... с ним и оживем вечно: аще терпим, с Ним и воцаримся на небесах; аще отвержемся Его, и Той отвержется нас; аще не веруем, Он верен пребывает: отрещися бо Себе не может» (2Тим. 2, 11, 12, 13).

Вспомним, братия, в какой и сколь великой радости будут находиться Святые, когда увидят Господа нашего Иисуса Христа, грядущего с небес со множеством Святых Ангелов и сил, в неизреченной радости, призвать их и увенчать, дабы им быть с Ним во веки веков. Какую же печаль и посрамление испытают те, которые не послушали Евангелия, и презрели святые Его заповеди; они будут осуждены на вечное мучение с диаволом и бесами Его! Итак, будем всегда помышлять о сем, и еще о большем, пока живем здесь, очистим душу нашу, и просветим ее слезами покаяния, «от всякой нечистоты и скверны плоти и духа, творяще святыню во страсе Божии» (2Кор. 7, 1), ревнуя о делах угодных Богу, ненавидя всякий порок, и со тщанием совершая всякую добродетель. Будем иметь друг ко другу братолюбие и любовь; один другому будем оказывать предпочтение, и прочее, что заповедует Апостол (Флп.2, 3). В тщании о правиле не будем нерадивы и ленивы, но «духом горяще, Господеви работающе: упованием радующеся, скорби терпяще, в молитве пребывающе» (Рим. 12, 11–12); дабы в таковой чистоте и добродетельном жительстве и настоящую пасху нам праздновать, и сподобиться наслаждения вечных благ, о Христе Иисусе Господе нашем, Которому подобает слава и держава с Отцем и Св. Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

* * *

78

См. Патрологию, том. 99, стр. 605.


Источник: Текст приводится по изданию: Преподобный Феодор Студит. Огласительные поучения и завещание.— М.: Издательство московского подворья Свято-Троицккой Сергиевой Лавры, 1998.— 342 с. Репринтное воспроизведение издания 1896 г.

Комментарии для сайта Cackle