Источник

133. Поучение в день свят. Христова Николая

Святая церковь каждый день творит память какого-нибудь святого, или пророка, или апостола, или мученика, или преподобного, или исповедника. Каждый день представляет нам в лице какого-нибудь святого пример, образец, подобие для подражания ему, и как бы так говорит: «вот тебе пример для святой жизни: выбирай, какой тебе нужно, какой тебе нравится, какой для тебя приходится по сердцу, и спасайся. Люди все одинаковы по душе и по телу, не одинаковы только по грехам и добродетелям. Есть грехи великие и малые, есть и добродетели великие и малые. Святитель Христов Николай жил в мире, да имел всякие добродетели и чрез то сделался величайшим другом Божиим. Преподобная Мария Египетская жила тоже в мире и была величайшая грешница: она по причине разврата была силой Божией в храме Иерусалимском оттолкнута, не допущена к животворящему кресту Господню, чтоб ему поклониться, но слезами вымолила у Царицы Небесной это дозволение, вошла в церковь и приложилась к сей величайшей святыне. С этой поры она совершенно изменила образ своей жизни: с тремя хлебами 47 лет, нагая, пеклась на песке днем и мерзла на холоде по ночам. 17 лет боролась эта слабая, эта немощная женщина, худая, сухая, холодная и голодная, боролась с бесами, которые рисовали пред ее очами прежних ее соблазнителей и сквернителей, боролась со страстями и поборола, победила их и уподобилась жизнью чистейшим Ангелам, сделалась равно-ангельной по жизни. Не хочешь идти путем дорогой преподобной Марии Египетской – вот пред очами твоими другой пример святой жизни: святитель Христов Николай. Его украшало глубокое смирение, простота, непрестанная молитва, строгий всегдашний пост, любовь к ближним такая, что он ради их не радел о себе, презирал себя, отдавал им все свои вещи, все свои деньги. Вот как жил святитель Христов Николай! Помните ли, как в оконце бросил он деньги тому человеку, который из-за голода хотел продать на разврат своих дочерей? Св. Николай отклонил их от разврата, не допустил до служения диаволу. Да ради пользы ближних св. Николай всю жизнь сам нищенствовал, отказывал себе во всяком довольствии, строг был к самому себе и любвеобилен к другим. Не собирал денег, а выкупал за долги из темницы узников, освобождал из острога невинных, не ходил в те дома, где пируют, не сидел по целым дням и ночам в гостиницах да в клубах, как мы, грешные, в больницах больных и темницы посещал, да те хижины, где сидят голодные, холодные да убогие. Не работал он по праздникам, не занимался торговлей, как мы грешные, а знал только Церковь Божию да Божие Писание. Сколько он по ночам слез проливал, сколько он тайных подвигов совершал, сколько постился, молился, как умерщвлял свои страсти, как обуздывал свою плоть, как укрощал свои мысли и желания, как непрерывно молитву устами читал, как о Боге непрестанно помышлял – все то одному Богу известно, да ему самому. Мы только наружные добродетели его знаем, и то не многие: смирение глубокое, нищету, боголюбие и братолюбие. Прочие множайшие добродетели он любил втайне совершать не так, как мы, грешные, тщеславящиеся своими пустыми добродетелями. Почему бы, кажется, и нам не бросить грехов и не упражняться в добродетелях? Так нет: мы ежедневно себя обманываем, ежедневно грешим, ежедневно оскорбляем Бога.

Выбирай себе, христианин, пример, образец жизни какого угодно святого. Великий ты грешник, выбирай жизнь великих грешников, покаявшихся, малый ты грешник по твоим мыслям, бери себе в пример какого-либо преподобного, праведного и старайся подражать его добродетелям, его жизни. Но при такой жизни, какую мы проводим ей, ей не спасемся, потому что мы не малые, но величайшие грешники, хотя не явные, зато тайные. Не видят люди наших грехов, зато Бог все видит. Эти развратные дома, эти корчемницы, гостиницы, театры, гульбища, где умножаются пороки, показывают явно, что между нами много прелюбодейцев и блудниц, много пьяниц, много сребролюбцев и любостяжателей: все такие грешники не получат царствия небесного, как говорит Бог устами св. Апостола Павла.

Святителю отче Николае! Моли Бога о нас, грешных. Аминь.


Источник: Простые и краткие поучения протоиерея Василия Бандакова – Изд. пятое, испр. В 11 томах. Москва: Изд. книготорговца А.Д. Ступина, 1900. Т. 1. – 384, IV с.

Комментарии для сайта Cackle