Источник

Егезипп

Егезипп, автор «Достопамятностей (ὑπομνήματα) – не дошедшего до нас сочинения в 5 книгах. Все отрывочные сведения о жизни Е. и его труде заимствуются из сочинения Евсевия Кесарийского. Он был христианин из евреев, живший во II веке. После 155 года Е. совершил путешествие в Рим, но откуда он отправился – неизвестно. Известно только, что во время путешествия Е. останавливался в Коринфе. В Риме он прожил долго. И там, и здесь он встречался со многими епископами и вел с ними беседы по догматическим вопросам. Последним упоминаемым у Е. епископом римским был Елевферий (с 173 г.). Отсюда можно сделать вывод, что Е. умер при Елевферии. С этим согласуется и древнее известие, записанное в «Пасхальной Хронике», что Е. умер в царствование Коммода (180–192). К какому классу сочинений нужно отнести «Достопамятности» Е., вопрос спорный. Одни думают, что это произведение историческое, другие – полемическое против гностиков, но на исторической подкладке. Последнее мнение вероятнее. Едва ли в эту пору христианской жизни могло явиться произведение, преследующее одни научные интересы. В иудейском сектантстве, разрывавшем единство ветхозаветного народа Божия, Е. видит плодовитую мать христианских ересей. «Во времена апостольские церковь пребывала чистою и непорочною девою, когда же поколение людей, удостоившихся собственным слухом внимать божественной мудрости, прошло, тогда, под влиянием обмана лжеучителей, началась крамола нечестивого заблуждения». Показателем достоинства известного учения для Е. служит его происхождение. Как христианские ереси есть непрерывная цепь заблуждений, началом которой служит иудейское сектантство, так доказательством истины церковного учения является непрерывное преемство его выразителей – епископов от апостолов. В этом отношении Евсевий сопоставляет Е. с Иринеем Лионским и Дионисием Коринфским. Уже отсюда видно, насколько неосновательно мнение некоторых западных ученых, будто Е. был евионит, считавший ап. Павла виновником всех ересей. Как историк, Е. является, по словам Евсевия, «достоверным свидетелем», и протестантская критика сообщаемых Е. исторических данных слишком придирчива и тенденциозна.

Литература. Hilgenfeld, «Hegesippus und die Apostelgeschichte», «Zeitschr. für Wissensch: Theologie» 1878 und «Ketzergeschichte des Urchristenthums», 1884; русская литература: А. Лебедев, «Церковная историография в главных ее представителях», стр. 12–26; Филарет, «Историческое учение», изд. 2, § 34. Отрывки «Достопамятностей» изданы Минем, Patr. Gr. V, 1307–1328.

С. Троицкий


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь.: под ред. проф. А. П. Лопухина: В 12 томах. – Петроград: Т-во А. П. Лопухина, 1900–1911. / Т. 5: Донская епархия - Ифика. - 1904. - VIII с., 1177 стб., 23 л. портр., к.: ил.

Комментарии для сайта Cackle